Кому выкрутят долю?
В правительстве разработали новые способы защиты граждан, рискующих, вкладывая деньги в невозведенный еще дом. Вчера в мажилисе бурно обсуждали законопроект “О долевом участии в жилищном строительстве”.
Документ предусматривает три варианта: гарантирование долевых вкладов с помощью фонда на базе существующего АО “Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов”, проектное финансирование банком второго уровня и возведение каркаса жилого здания за счет собственных средств застройщика.
Как пояснил министр национальной экономики Ерболат ДОСАЕВ, фонд предоставит гарантии дольщикам по завершению строительства жилого здания в случае неисполнения уполномоченной компанией обязательств.
- Для участия в данном способе застройщик обязан иметь опыт возведения жилых зданий не менее трех лет, безубыточную деятельность за последние 2 года и заемные средства, не превышающие собственный капитал более чем в семь раз, - пояснил министр. - Фонд будет предъявлять квалификационные требования к участникам долевого строительства по финансовой устойчивости, наличию опыта и внедрять механизмы контроля за целевым использованием денег дольщиков через инжиниринговые компании, а также использовать лучшие практики риск-менеджмента.
А гарантийными случаями будут нарушение срока ввода в эксплуатацию жилого здания, нецелевое использование денег, несостоятельность застройщика, установленная вступившим в законную силу решением суда.
- При наступлении гарантийного случая у фонда возникает обязательство по завершению строительства объекта и передаче квартир дольщикам, - сообщил Ерболат Досаев.
По второму способу - для организации долевого участия в жилищном строительстве посредством проектного финансирования банком второго уровня - предполагается открытие застройщиком кредитной линии в сумме, достаточной для завершения строительства жилого здания. Кроме решения банка о кредитовании застройщику для ведения деятельности по этому способу необходимо иметь опыт возведения жилых зданий не менее трех лет, земельный участок в собственности или на правах аренды и проектно-сметную документацию с положительным заключением экспертизы.
- После прохождения всех процедур застройщик обращается в местный исполнительный орган для получения разрешения на привлечение денег дольщиков. В свою очередь, банк будет осуществлять отбор застройщиков, имеющих возможность выполнить принимаемые обязательства перед дольщиками, осуществлять контроль целевого использования денег и отпускать деньги после подтверждения инжиниринговой компанией объема выполненных работ, - рассказал министр.
По третьему способу привлечение денег дольщиков возможно после возведения каркаса жилого здания за счет собственных средств застройщика.
- Поясняется, что снижение риска завершения строительства обеспечивается высокими требованиями для застройщика, а также значительным собственным участием, наличием у застройщика опыта возведения жилых зданий в течение последних пяти лет, земельного участка и ПСД с положительным заключением экспертизы. После соответствия всем требованиям застройщик обращается в местный исполнительный орган для получения разрешения на привлечение денег дольщиков, - подытожил Ерболат Досаев.
Депутаты приняли законопроект в первом чтении, но высказали ряд опасений. К примеру, Екатерина НИКИТИНСКАЯ предложила дополнительно рассмотреть некоторые вопросы во втором чтении. Она считает, что в законопроекте видна угроза монополизации рынка жилищного строительства из-за некоторых требований. Например, 18 тысяч квадратных метров застройщик должен самостоятельно построить за 5 лет, чтобы получить право привлекать средства дольщиков. А кредитование банком второго уровня возможно только для крупных компаний.
- Возникает ощущение, что законопроект написан исключительно в интересах ограниченного круга крупных компаний городов Алматы и Астаны. И за его пределами остается средний и малый бизнес, работающий на подряде у таких региональных фирм. А это угроза потери работы, по меньшей мере, для 60 тысяч человек. При сужении рынка, наличии только крупных игроков и отсутствии конкуренции высока вероятность повышения стоимости квадратного метра, что сделает жилье еще менее доступным. В итоге страна может недополучить около миллиона квадратных метров жилья, или около 20 тысяч квартир для наших граждан, - сказала она.
За разработчиков законопроекта перед журналистами в кулуарах отдувался вице-министр национальной экономики Каирбек УСКЕНБАЕВ. Акулы пера припомнили ему слова депутатов о монополизации строительного рынка, к которой приведет закон.
- В течение пяти лет компания должна построить 18 тысяч квадратных метров. Это 3 пятиэтажных дома, 300 квартир. Это много или мало в течение пяти лет? Если он в течение пяти лет 300 квартир не построил, надо ли его допускать до этого рынка? Кого я лоббирую? - удивлялся в ответ вице-министр.
По мнению Каирбека Ускенбаева, все три варианта, предложенных законопроектом, дают возможность выбора для стройкомпаний.
- Но, чтобы кто-то с улицы пришел и начал привлекать средства дольщиков, мы категорически против -
независимо от того, малый, средний или другой бизнес это. Нечего людям, не имеющим опыта, брать деньги у дольщиков, - резюмировал он.
Талгат Кирбетов, Астана