В погоне за грант-при

В ситуации со школьными медалистами поспешили обвинить МОН. Но так ли это на самом деле?
ЕНТ без скандала, получается, не ЕНТ. Как известно, в этом году сотни преуспевавших доселе школьных выпускников: 39 обладателей звания “Алтын белгі”, 8 победителей международных олимпиад, 92 призера международных научных соревнований и еще 293 (!) победителя различных творческих и спортивных конкурсов не получили государственные гранты на обучение в вузах. Молодые люди опечалены, родители возмущены и пытаются призвать Министерство образования к ответу.
ЕНТ без скандала, получается, не ЕНТ. Как известно, в этом году сотни преуспевавших доселе школьных выпускников: 39 обладателей звания “Алтын белгі”, 8 победителей международных олимпиад, 92 призера международных научных соревнований и еще 293 (!) победителя различных творческих и спортивных конкурсов не получили государственные гранты на обучение в вузах. Молодые люди опечалены, родители возмущены и пытаются призвать Министерство образования к ответу.
МОН быстро отреагировало устами и. о. директора департамента высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества Серика ОМИРБАЕВА, который заявил, что такая ситуация сложилась из-за большого количества заявок на одни и те же специальности, в результате чего возникла очень высокая конкуренция и потому некоторые звездные абитуриенты остались за бортом. Другими словами, одни обладатели “Алтын белгі” просто переиграли других по количеству набранных баллов. И не только...
Занятно, что не далее как в июне МОН триумфально отчиталось о том, что в этом году свои претензии на знак “Алтын белгі” подтвердило на 10 процентов больше выпускников школ, чем в прошлом. Теперь же выясняется, что ни наличие этого знака отличия, ни успешно защищенный научный проект не являются гарантией получения заветного гранта! Можно легко предположить, что обстановка повышенной нервозности, присущая нацтестированию по определению (как-никак - рубежный этап в жизни бывших школьников!), в следующие годы будет растягиваться на все лето, вплоть до присуждения образовательных грантов. Министерство вроде и заинтересовано, чтобы отличников учебы становилось больше, но ведь чем больше их будет, тем сильнее станет заметен конфликт между обладателями “Алтын белгі” и всеми остальными выпускниками. Что делать?
Дабы охладить вспыхнувшие страсти, Минобрнауки оперативно провело “разъяснительную работу” с вузами и пообещало устроить незадачливых отличников на так называемые ректорские гранты.
Наверняка такой выход устроит не только министерство, заинтересованное в скорейшем наступлении благоденствия, но и родителей, традиционно опасающихся в поисках справедливости лишиться вообще всего сразу. Но это, согласитесь, устранение следствия, а не причины. Схема распределения государственного образовательного заказа так и останется малопрозрачной.
Обратимся к буквам закона об образовании. Статья 26 главы 5 трактует положение достаточно однозначно:
“При проведении конкурса на получение образовательных грантов… преимущественное право имеют:
1) лица, награжденные знаком “Алтын белгі”…
3) победители международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам (награжденные дипломами первой, второй и третьей степени), республиканских и международных конкурсов исполнителей и спортивных соревнований (награжденные дипломами первой, второй и третьей степени) последних трех лет, перечень которых определяется уполномоченным органом в области образования, а также победители президентской, республиканских олимпиад и конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам (награжденные дипломами первой, второй и третьей степени)…”
В приведенной цитате ключевая фраза, на мой взгляд, - “право имеют”. То есть закон не гарантирует получение госгранта. Но у нас закон зачастую почему-то читают на свой лад, и так сложилось, что не только заслуженные призеры всевозможных престижных олимпиад, но и талантливые, несмотря на свой юный возраст 16-17 лет, авторы научных работ и проектов автоматически получают образовательный госгрант. Кстати, злые языки поговаривают, что последнее время количество одаренных авторов возрастает и остановить этот процесс может разве что… кризис в экономике, который, как известно, напрямую влияет на содержимое кошельков далеко небедных родителей юношей и девушек, в последний год обучения в школе вдруг решивших посвятить себя науке. Вот, мол, Минобр и решило технично прикрыть эту лавочку, “забраковав” довольно внушительную группу школьных отличников, оставшихся без образовательных грантов.
В МОН такой расклад категорически опровергли! Но, по-моему, резон в этой многоходовке есть. Ведь с чего-то надо начинать антикоррупционный шмон в системе высшего образования. Да и кому сейчас, скажите, нужны дутые или липовые специалисты?
Кстати, Минобразования нужно отдать должное - оно, как может, начинает наводить здраво-логический порядок в системе единого нацтестирования школьников. Например, в начале этого года его руководство заявило, что отныне балл ЕНТ не будет роковым - в аттестат об окончании среднего образования идет оценка с учетом успеваемости выпускника в период его обучения в школе. Этот шаг во многом загасил досужие разговоры о том, что “Алтын белгі” не является объективным показателем успеваемости, поскольку-де на периферии его при желании можно купить. Как, впрочем, и вопросы к ЕНТ: Интернет пестрит объявлениями о продаже вопросников по всем предметам.
Но теперь, думается, ход за парламентариями. Это они должны четко прописать в законах меры, которые позволят стать владельцами “Алтын белгі”, а значит, и получить индульгенцию в вуз тем, кто действительно этого достоин и заслужил это право своими знаниями. А родителям настоятельно советую пройти курсы правового ликбеза.
Самат АШИМОВ, фото с сайта www.otyrar.kz, Алматы

