Нам и карты в руки!
Это устройство будет контролировать водителей автобусов,
в частности, соблюдают ли они маршрут и расписание.
В Алматы с 1 октября впервые в Казахстане планируют запустить систему электронного билетирования в общественном транспорте. Как алматинцы будут по-новому оплачивать проезд в автобусах и троллейбусах?
О том, что в южной столице будут внедрены электронные карточки для оплаты проезда, говорят давно. Власти города позиционируют этот проект чуть ли не как панацею от всех бед, которые сейчас есть в системе общественного транспорта.
Как только система заработает, из автобусов и троллейбусов исчезнут набившие всем пассажирам оскомину вечно сломанные валидаторы, а значит, и наличные деньги. Водителю начнут платить фиксированную зарплату, которая будет зависеть от того, насколько качественно он выполняет свою работу, а не от количества выручки. А это автоматически решит проблему с гонками на дорогах, которые устраивают наши шумахеры, снизит количество ДТП с участием автобусов, и вообще общественный транспорт Алматы станет более комфортным и привлекательным для пассажиров.
Но все это пока в теории. Помнится, примерно так же, возлагая большие надежды и с верой в лучшее, чиновники презентовали систему оплаты проезда при помощи валидаторов. Незавидная судьба этих коробок для сбора денег всем известна.
Впрочем, не будем о грустном. Итак, алматинцам и гостям города предложат купить специальные карточки для оплаты проезда. Они будут четырех видов. С помощью единой транспортной карты можно будет оплатить не только свой проезд, но и других пассажиров. Всеми остальными сможет воспользоваться только непосредственный владелец, так как эти карточки будут именными - для школьников, студентов и социальные (для пенсионеров и льготников). Карточками можно будет воспользоваться в любом виде транспорта, кроме такси, то есть в автобусе, троллейбусе, трамвае и метро.
Купить электронный билет можно будет в газетных киосках, магазинчиках, расположенных возле остановок. Прорабатывается даже вопрос о том, чтобы ими могли торговать сами водители общественного транспорта. Хотя это спорный момент - не факт, что рулевые смогут удержаться от соблазна прикарманить вырученные деньги.
Стоить одна карта - любая из четырех указанных видов - будет 320 тенге. Пассажиру придется периодически закидывать на нее деньги для оплаты проезда. Эта сумма может варьироваться от минимальных 80 тенге, которые сегодня требуются на одну поездку, до бесконечности.
- Мы хотим отметить, что те 320 тенге, которые пассажир будет платить за саму электронную карточку, - это залоговые, возвратные деньги, - пояснил представитель транспортного холдинга Алматы, занимавшегося разработкой проекта, Рифат АБДУРАМАНОВ (на снимке). - То есть при желании и наличии самой карточки и чека покупки он сможет ее вернуть. Допустим, для гостей города мы предусмотрели такую систему: возле всех вокзалов, аэропорта будут стоять наши киоски, в которых можно купить эти карточки. Человек ее приобретает, пользуется несколько дней, а потом, уезжая, сдает ее обратно в наш же киоск. И ему возвращают не только 320 тенге, но и те деньги, которые на карточке остались.
Закинуть деньги на карточку можно будет через платежные терминалы - их по городу предостаточно, а также посредством Интернета или в тех же киосках продаж. Кстати, комиссию за пополнение баланса взимать не будут - эти расходы транспортники берут на себя. Но на этом их траты не заканчиваются: владельцам автопарков придется делиться частью прибыли с инвесторами, которые на сто процентов профинансировали этот проект. К слову, на оснащение одного автобуса оборудованием по обработке проездных карт требуется около полумиллиона тенге.
- Пока не определено, какая именно часть доходов будет отчисляться инвесторам, по этому поводу ведутся переговоры, - пояснил Абдураманов. - Сейчас от 20 до 30 процентов прибыли автопарков остаются в тени. Наша задача - легализовать эти доходы, именно поэтому мы будем расширять штат нашей контрольно-ревизионной службы до 600 человек. Если удастся вывести эти средства из тени, их будет достаточно для того, чтобы покрыть расходы, о которых идет речь.
Сама процедура оплаты проезда выглядит довольно просто: человек входит в автобус, прикладывает карточку к специальному платежному терминалу, который моментально считывает информацию и передает ее на центральный сервер. Разработчики заверили, что предусмотрели резервные варианты работы системы в случае сбоев или хакерских атак - все-таки электроника вещь капризная! - и уверили журналистов в том, что сами терминалы очень надежны и крепки. Они успешно работают во многих городах, в частности в Москве и Минске, а сломать их практически невозможно - разве что кувалдой.
Впрочем, есть и проблемы, которые предстоит решить. Например, до сих пор непонятно, что делать с областными перевозчиками, которые обслуживают часть маршрутов в самом Алматы и прилегающих к нему поселках. Пока они не готовы к тому, чтобы влиться в систему электронного билетирования.
- Ежедневно в город прибывает порядка 700 автобусов - это 36 или 37 маршрутов, - попытался объяснить директор транспортного холдинга Алматы Серик ЖУМАБЕКОВ (на снимке). - Они работают внутри города по своим тарифам. Мы внедряем единую систему билетирования, и абсолютно все должны стать ее частью. Здесь два пути решения. Мы находим разворотные площадки на границах города - до них добираются областные автобусы и, не заезжая в Алматы, едут в обратном направлении. Либо областные автопарки устанавливают наше оборудование и работают по единым с нашими тарифам. Как в результате все сложится, пока непонятно. Этот вопрос будет решен в ближайшее время.
Транспортники пообещали не повышать стоимость проезда и не наказывать на первых порах безбилетников, а штраф за это немаленький - почти 4000 тенге. Они прекрасно понимают, что людям понадобится время на адаптацию. Главное, чтобы этот период не затянулся.
Терминал оплаты проезда.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы