3310

Лёгкую оценим по-тяжёлой

Мажилисвумен Загипу Балиеву “полностью обшивает” ее сын Ернар. А кто оденет во все казахстанское остальных граждан страны?

Министр по инвестициям и развитию Асет ИСЕКЕШЕВ (на нижнем снимке) провел вчера в мажилисе показ Высокой моды от казахстанских производителей. Выставка под названием QazBrands собрала лучшие образцы отечественной одежды и аксессуаров - от курток до нижнего белья и кошельков. Налюбовавшись этой красотой, депутаты и министр стали обсуждать, как одеть казахстанцев в костюмы местного производства.

- Качество очень хорошее - правда? Иногда даже мне кажется, что лучше (импортной одежды. - Т. К.). Мы просто, наверное, очень мало знаем пока об этой отрасли и не придаем ей значения, - начала правительственный час вице-спикер мажилиса Дарига НАЗАРБАЕВА.
Она напомнила, что по производству сырьевого материала Казахстан занимает 9-е место в мире. И что в 2008-2010 годах было выделено 38 млрд. тенге на развитие легкой промышленности. Однако отрасль слабо развивается.
- Импорт на сегодня превышает экспорт в 12 раз и составляет примерно 2,2 миллиарда американских долларов в год. Практически у нас, у казахстанцев, за эти годы не сохранилось привычки искать среди большого количества товаров, которые предлагает нам наша розничная торговля, продукцию наших отечественных производителей. Да? Согласитесь? Глаза сразу ищут, где, что там импортное есть. Мы все привыкли к импорту, и, конечно, потребителям продукции легкой промышленности совершенно нет дела до того, что 80 процентов импортируемой продукции не сертифицировано, что нет надлежащего контроля со стороны государства за качеством ввозимой продукции, - сказала Дарига Назарбаева, задав тон для последовавшего доклада министра.
Асет Исекешев рассказал депутатам о проблемах отрасли подробнее:
- Из 750 действующих предприятий свыше 90 процентов - это малые предприятия, 18 крупных и 57 средних. Легкая промышленность имеет очень небольшой вес в экономике: чуть более одного процента в обрабатывающей промышленности, а во всей промышленности доля составляет 0,34 процента. Многие считают, что у нас легкой промышленности нет, что ничего не производится, все импортируем. Я могу сказать, что это не так. Если 8-10 лет назад мы производили 60 тысяч тонн шкур, то перерабатывали 10-15 процентов. Остальное вывозилось в Китай и другие страны. Сейчас после модернизации и строительства заводов - Алматинского кожевенного, в Таразе и Семее - из 60 тысяч тонн перерабатываем практически 85 процентов. Начали производить крашеную кожу, перешли на следующий передел.
По словам министра, и хлопок страна старается перерабатывать сама.
- Благодаря перерабатывающему кластеру мы уже производим постельное белье, махровые изделия, которые экспортируем в Европу, Россию, Китай и другие страны. Производится 25 миллионов квадратных метров хлопчатобумажной ткани, порядка 150 тысяч метров ковров и ковровых изделий, 100 тысяч штук разных свитеров, кардиганов и жилетов, более 500 тысяч штук прочей верх­ней одежды, мужской и женской, и другие вещи, - сыпал цифрами министр.
А к 2018 году на юге страны будут созданы 20 современных производств с участием национальных инвесторов.
- И я согласен с вице-спикером, что на самом деле одежда очень качественная, особенно для детей. Она абсолютно здоровая, без всяких вредных примесей. Эти компании уже доказали конкурентоспособность. Мы считаем, что их нужно поддержать. Можно назвать их алматинским швейным кластером, - заявил Асет Исекешев.
Он почти не сомневается, что эти предприятия завоюют внутренний рынок и выйдут на внешние, прежде всего в Россию и страны Средней Азии. А потом могут потянуть за собой большой спектр производства тканей, пуговиц и других малых производителей. Отечественный МИР планирует инициировать программу поддержки швейного кластера, ужесточить политику импортозамещения, субсидировать аренду торговых площадей, обучать персонал предприятий, наращивать экспортный потенциал, а также ужесточить контроль над качеством безопасности импортной детской продукции.
Затем правчас пошел в непривычном стандарте - слово предоставили не госслужащим, а предпринимателю. Руководитель одного из ТОО по производству детской одежды Инна АПЕНКО заявила депутатам, что знает, как за 10 лет одеть казахстанцев в отечественные бренды. Для этого необходимо создать программу их господдержки под условным названием “Казбренд”.
- То есть через 10 лет мы все будем одеты в продукцию казахстанского производства? - решила уточнить Дарига Назарбаева.
- Да, и не только мы. Мы абсолютно в этом уверены! - ответила предприниматель.
Депутаты пообещали сделать все, что от них зависит, для продвижения такой программы поддержки местных ателье.
Когда перешли к вопросам министру, вице-спикер поведала, что есть факты, когда тендер по поставкам форменной одежды выигрывает казахстанский подрядчик, а затем нанимает субподрядчика из Турции или Китая. И поинтересовалась, как с этим борются.
- Мы сейчас очень внимательно этот вопрос обсуждаем с рядом госорганов и НПП “Атамекен”, поскольку выдача сертификатов передана в “Атамекен”. Компании, которые работают в сфере аудита, к сожалению, допускают такие нарушения. Поэтому мы обсуждали это в правительстве, планируем внести изменения в наше законодательство, для того чтобы обеспечить недопущение фальсификаций, - не растерялся Асет Исекешев.
Когда пришло время выступлений, депутат Сеитсултан АИМБЕТОВ предложил правительству рассмотреть вопрос введения единой школьной формы и обязать производить ее только в Казахстане.
В кулуарах журналисты поинтересовались у главы МИР, что он думает о таком предложении.
- Надо самим предпринимателям проводить маркетинговое продвижение своего товара. Дело государства - только поддержать. Бизнес должен сам конкурировать по цене и качеству. Мы же не можем заставить родителей покупать казахстанскую форму. У людей должна складываться культура приобретения казахстанского товара. Если наши предприятия будут расти и предлагать качественный товар нашего производства, то и покупателей будет достаточно. А если за качеством следить не будут, тогда извините - рынок есть рынок.
Асет Исекешев заверил журналистов, что в его гардеробе уже несколько казахстанских пиджаков и брюк. Депутаты тоже уверяли, что с удовольствием носят отечественные бренды. Например, Загипу БАЛИЕВУ, по ее словам, “полностью обшивает” сын Ернар БАЛИ. Мажилисмен Танирберген БЕРДОНГАРОВ надел казахстанский галстук.
А депутат Айткуль САМАКОВА призналась, что казахстанских вещей у нее почти нет.
- У меня дома только есть постельное белье и небольшие коврики. Потому что мало видим вещей, произведенных в Казахстане, их нет в продаже. Наши бизнесмены должны быть заинтересованы в продвижении своего товара, - считает она.

Талгат КИРБЕТОВ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть