Верещагин, закатай губу!
Таможенный контроль на границе с Китаем будет усиливаться
Самой громкой коррупционной новостью последних дней стало задержание сотрудника департамента госдоходов (ДГД) Алматы, вымогавшего у предпринимателя полмиллиона долларов. Руководитель городского ДГД Марат СУЛТАНГАЗИЕВ (на снимке) рассказал подробности этого скандала. И не только.
- Восьмого апреля руководитель одного из ТОО обратился в антикоррупционное ведомство Алматы с заявлением о вымогательстве у него взятки. Главный специалист отдела посттаможенного контроля управления аудита нашего департамента ИСКАКОВ требовал у него 500 тысяч долларов за непринятие мер по доначислению сумм таможенных пошлин. ТОО, о котором идет речь, - довольно крупное предприятие, занимающееся поставкой товаров из разных стран. Операцию по задержанию Искакова 10 апреля проводили сотрудники антикоррупционного ведомства Алматы совместно с нашим управлением внутренней безопасности.
- Искакова задержали в момент передачи взятки?
- Взятку Искакову должны были передать несколько посредников, которые действовали по предварительному сговору с ним.
Рассказать еще какие-то подробности не могу, по этому факту возбуждено уголовное дело, 12 апреля суд санкционировал арест Искакова. Одновременно мы начали свое служебное расследование, которое должно показать, какие упущения в работе привели к этому инциденту.
- Вы разговаривали с непосредственным руководителем Искакова?
- Конечно. По результатам нашего внутреннего расследования будет определена степень его вины. Мы проверяем и других сотрудников, затем будем решать, все ли они соответствуют занимаемым должностям.
Это второй с начала года случай вымогательства в нашем ведомстве, и вновь, как и в первый раз, сотрудник требует деньги за не свойственные ему функции: ранее юристы одного из наших районных подразделений вымогали сто тысяч тенге за решение вопроса, который вообще не входил в их компетенцию. В случае с Искаковым речь идет о доначислении таможенных пошлин. Это могут сделать во время специальной проверки, но в ТОО, о котором идет речь, ее не было. Так что Искаков в принципе не мог выполнить то, что предлагал, тем более что в его полномочия это не входило. Сейчас мы анализируем и деятельность этого ТОО. Если всплывут какие-то долги, руководству придется их погасить.
- Что вы можете сказать об Искакове, как охарактеризовать его? Поражает сумма взятки...
- Меня она тоже, естественно, удивила.
Наш департамент был организован только в ноябре прошлого года, сюда пришли работать сотрудники налогового и таможенного ведомств, среди них был и Искаков. В 2006-2007 годах он работал в таможне, потом в частных структурах, а в марте 2014 года снова вернулся на прежнее место. Мы, конечно, навели о нем справки. Отец Искакова - пенсионер, сестра - социальный работник. Среднестатистическая семья, которая ничем не отличается от остальных. Сам он достаточно молодой человек, ему всего 34 года.
- О вашем ведомстве заговорили и в связи с корректировкой таможенных ставок. Предприниматели, которые возят товары из Китая, поспешили заявить о том, что из-за их повышения вырастут цены на продукты питания и другие товары (см. “Товар - ставка - навар”, “Время” от 4.4.2015 г.). Они обратились в Алматинский акимат и правительство. Вы собираетесь пересматривать свою позицию?
- Нет, мы, наоборот, будем усиливать таможенный контроль! В момент пересечения границы предприниматели в разы занижают стоимость товара для того, чтобы платить меньше налогов. Допустим, usb-флешка. Раньше ее заявленная стоимость составляла 0,73 тенге - с этой суммы продавец платил пошлины, сейчас цена выросла и равняется почти 32 тенге. При этом на рынке ее продают не меньше чем за тысячу тенге! И я могу привести множество таких примеров: GPS-навигаторы торговцы там, за границей, покупают за 230 тенге, а у нас продают за 3500, женский ремень из кож-зама по въездным документам стоит 141 тенге, у нас же цены на него начинаются от тысячи. То есть разница между закупочной и конечной ценами по-прежнему очень велика.
- Насколько больше сейчас стали платить предприниматели?
- У нас есть определенный костяк перевозчиков, которые работают в этой сфере. Все они достаточно крупные игроки и, возвращаясь в Казахстан, перепродают завезенный товар представителям мелкого и среднего бизнеса. За счет корректировки таможенной стоимости платеж за одну машину, перевозящую 25-30 тонн груза, увеличился примерно на миллион тенге. Если разбить эту сумму на каждую единицу товара, разница будет небольшой. Отразится ли она на их конечной стоимости, зависит от самих предпринимателей. Но за последние две недели цены на рынке и в магазинах, по нашим данным, не изменились.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы