Закрытый перелом
Главная интрига съезда предпринимателей осталась тайной для прессы
Крупнейшее объединение отечественных деловых людей сменило вывеску. Точнее, Национальной палате предпринимателей (НПП) вернули ее первоначальное имя - “Атамекен”.
В ходе съезда НПП, прошедшего вчера в Астане, председатель президиума палаты Тимур КУЛИБАЕВ (на снимке) объяснил причину ребрендинга: это, оказывается, продиктовано патриотическими чувствами.
- Конечно, те огромные результаты по консолидации бизнес-сообщества, предоставлению защиты прав предпринимателей, которые Национальная палата показала в 2014 году, - это и результат того, что мы базируемся на тех достижениях, на тех успехах, которые были у нас в НЭП (Национальная экономическая палата. - Т.К.) “Атамекен”. Поэтому есть предложение в название национальной палаты внести дополнение “Национальная палата предпринимателей Казахстана “Атамекен”, - сказал г-н Кулибаев.
Участники съезда, естественно, единогласно поддержали идею. Такая сплоченность в бизнес-рядах, безусловно, радует. Но почему-то она проявляется исключительно на съездах, а вот в повседневной работе палаты напрочь отсутствует. Особенно когда дело касается членских взносов. Согласно данным, озвученным на съезде, в 2014 году более 40 процентов предпринимателей не оплатили свое пребывание в палате. Именно по этой причине было принято решение о снижении членских взносов.
По словам председателя правления НПП Аблая МЫРЗАХМЕТОВА (на снимке), предприниматели-плательщики делятся на две категории: в зависимости от размера совокупного годового дохода они отстегивают палате по 160 МРП или по 4400 МРП соответственно.
- Предлагаемая градация взносов по подкатегориям, как ожидается, снизит их минимальные размеры для среднего бизнеса на 50 процентов (от 80 МРП, или 158 560 тенге) и для крупного бизнеса - на 89 процентов (от 505 МРП, или 1 000 910 тенге). Приведенные расчеты получены в результате анализа поступивших обращений предпринимателей и фактического объема поступлений обязательных членских взносов, - доложил съезду Аблай Мырзахметов.
Было предложено также снизить взносы для холдингов на 25-50 процентов в зависимости от их состава. И полностью освободить от платы организации, где больше половины сотрудников - люди с ограниченными физическими возможностями. А малый бизнес освобожден от уплаты взносов до 2019 года. Дальнейшую информацию для журналистов закрыли, попросив медийщиков покинуть зал. Причина такой таинственности - ожидавшийся с минуты на минуту визит премьер-министра Карима МАСИМОВА. О чем секретничал премьер с предпринимателями? Знакомый бизнесмен, с которым на условиях анонимности уже после съезда пообщался наш корреспондент, лишь пожал плечами:
- Да вроде бы ничего секретного... Говорили, что трудные времена пришли. Но это, по-моему, всем понятно.
- А о возможной корректировке курса тенге речи не было?
- Премьера спросили об этом. Но он сказал, что не готов ответить...
Журналисты активно общались с делегатами съезда еще до начала мероприятия. Тон их комментариев был преимущественно минорным. Глава холдинга Raimbek Group Раимбек БАТАЛОВ (на снимке) не скрывал пессимизма:
- Мы несем потери. По каждой группе товара, конечно, по-разному, но в целом российские товары процентов на 30 более конкурентные по цене, чем казахстанские. Причем мы считаем, что их качество под большим вопросом. Дело в том, что уже становится неким бизнесом специально разливать более дешевую продукцию для Казахстана. Нам нужна более четкая и понятная денежно-кредитная и финансовая политика... Нужно понять, как из этой ситуации мы будем выходить. Я думаю, на съезде это будет один из главных вопросов... С одной стороны, мы теряем долю рынка, с другой - мы еще не вышли из прошлогодней февральской девальвации. Поэтому бизнес сейчас немножко враскоряку стоит. Проблема в том, что практически все сырье у нас импортное. И здесь нужна вдумчивая политика, обсуждаемая со всеми. Еще раз хочу сказать: с одной стороны, мы теряем долю рынка, потому что российский и белорусский товар (особенно российский) более конкурентный. С другой - если мы скорректируем курс тенге, то очень серьезно потеряем в объемах продаж, а значит - в доходах. Палка о двух концах...
В итоге журналисты уносили с мероприятия противоречивые впечатления. Все произошедшее напоминало бородатый анекдот: “Знаешь, как заинтриговать дурака? - Нет, а как? - Завтра скажу”.
Ясно было лишь одно: для казахстанского бизнеса наступает переломный момент.
Талгат КИРБЕТОВ, фото автора, Астана