“Было больно и страшно...”
Бывший руководитель Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Мурат ОСПАНОВ (на снимке) рассказал в суде, как его били и унижали во время следствия.
В июле прошлого года его задержали по подозрению в получении взятки в особо крупном размере. Деньги ему передал второй подсудимый - бизнесмен Арман АКТАЙ - якобы для того, чтобы глава АРЕМ разрешил АО “Атырау Жарык” повысить тариф на электроэнергию. Вчера в суде начался допрос подсудимых. Мурат Оспанов рассказал, как его задержали и через что ему пришлось пройти во время допросов. В рабочий день 1 июля 2014 года тогда еще председатель АРЕМ по своей воле направился в финансовую полицию, чтобы узнать, за что задержана начальник департамента АРЕМ Калила КОККОЗОВА. Но там ему самому предъявили обвинение в получении взятки и отправили в изолятор временного содержания.
- Я всю ночь не спал. Был в шоковом состоянии. Не завтракал. Только выпил стакан чая. За мной приехали из финансовой полиции, надели наручники, и мы поехали, - вспоминал Мурат Оспанов. - По дороге мне стало плохо. Они (сотрудники финпола. - Т. К.) остановили машину, открыли дверь и вытолкнули меня. Пока я выходил, один из оперативников меня толкнул в спину так, что я упал. Я был в наручниках, когда падал, порезался. Начал подниматься, а меня по голове и спине стукнули кулаком два раза так, что я лицом ударился о землю, от чего у меня были ссадины и гематомы.
По словам подсудимого, только через несколько часов ему оказали медицинскую помощь: наложили швы на рану, а затем попросили снять одежду (пиджак. - Т. К.), которая была в крови, и переодеться в чужую куртку. Окровавленную одежду ни Мурат Оспанов, ни его родственники больше так и не увидели.
Бывший председатель АРЕМ заявил также, что в ходе следствия полицейские неоднократно оказывали на него моральное и физическое давление.
- Они меня сразу же просили, чтобы я написал, что сам упал. При этом намекали, что может быть еще хуже, что в ИВС могут и покалечить или в СИЗО могут и другие вещи сделать, морально убить человека, растоптать, избить. Было больно, было страшно, - рассказывал в суде Мурат Оспанов. - Они специально создали такую ситуацию: унизить, заставить быть разговорчивым. Мне все время с момента задержания говорили: у нас все доказательства на тебя имеются, мы все знаем, напиши, что все это было не в долг.
Говоря о долге, Мурат Оспанов подразумевает 200 тысяч долларов, которые, по его показаниям и по свидетельству его старшего брата Нуртая ОСПАНОВА экс-глава АРЕМ хотел занять у Армана Актая для проведения проводов невесты - своей дочери. Защита утверждает, что имеется СМС-переписка, в которой Мурат Оспанов отказывается занимать деньги у Армана Актая.
- Ни одно из моих полномочий не позволяет принимать мне решение в отношении субъектов естественных монополий напрямую. Ни в силу закона, ни в силу обстоятельств я не имел возможности влиять на решение территориального департамента, - защищался в суде Мурат Оспанов.
Талгат КИРБЕТОВ, Астана