Как превратить тюрьму в швейную фабрику?
Заключенные Казахстана задолжали потерпевшим от их кримдеятельности гражданам и государству 29 миллиардов тенге. Из них 17 “ярдов” должны пойти в госказну! Однако погашение долга происходит медленно, со скрипом, так как трудоустроена всего треть осужденных.
Как найти работу армии заключенных, обсуждали вчера в Генеральной прокуратуре. Большой форум с участием знатоков из дальнего зарубежья, депутатов парламента и представителей общественных организаций был посвящен теме “Занятость в колониях-2017”.
С тех пор как в 1999 году учреждениям уголовно-исполнительной системы (УИС) республики запретили заниматься коммерческой деятельностью, большинство казахстанских арестантов бездельничает. Генеральный прокурор Асхат ДАУЛБАЕВ (на снимке) сообщил, что сегодня в колониях трудятся всего 30 процентов от общего контингента исправительных учреждений.
- С 1987 года не проводилось обновление производства. На сегодня более 59 процентов оборудования морально и физически устарело, 25,8 процента - в нерабочем состоянии. В результате 40 процентов выпускаемой продукции является неконкурентоспособной. И здесь основная задача государства состоит в том, чтобы сделать труд в местах лишения свободы стимулирующим, многопрофильным, не только обеспечивающим достойное вознаграждение, но и способствующим приобретению и развитию профессиональных навыков осужденных в различных отраслях производства, - полагает глава надзорного органа.
Решение этой проблемы не только будет способствовать успешному возвращению зеков к нормальной жизни, но и позволит существенно сократить расходы государства на их содержание, а в идеале - перевести колонии на полное самообеспечение.
- Кроме того, получая заработную плату, заключенные смогут не только содержать себя, но и оказывать материальную помощь своей семье и близким родственникам. Это также позволит решить одну из наиболее острых проблем - возмещаемость ущерба потерпевшим и государству, - высказал мнение Даулбаев.
- Но субъекты бизнеса не идут в колонии, так как там нет никаких льгот и преференций, - заметил в своем выступлении заместитель генпрокурора Жакип АСАНОВ (на снимке).
Надзорный орган предлагает ввести льготное налогообложение учреждений УИС.
- На основе проекта “Занятость в колониях-2017” мы разработали план действий и просим разрешить внести его в правительство. Во-первых, надо решить главную задачу - вернуть производство под управление колоний. Они, являясь госучреждениями, не платят земельный налог, КПН и НДС. Это было бы хорошим преимуществом для развития производства. В Белоруссии предприятия УИС тоже освобождены от налогов. У них трудоустроено 93 процента заключенных, - сообщил Асанов.
По его мнению, заключенные могли бы шить форму для силовых структур, а колонии стать огромной швейной фабрикой.
- Почему бы не ввести госзаказ, как в Узбекистане? Там уровень госзаказа дает 80 процентов трудозанятости. Наши колонии вполне могли бы обеспечить нужды МВД и даже всей армии. Почему в рамках оборонного заказа не закупать напрямую у учреждений УИС? - задался вопросом замгенпрокурора.
А для скорейшей адаптации бывших сидельцев к сегодняшней бурной жизни разработали пособия “100 дел для заключенных” и даже “14 историй успеха бывших заключенных”.
- Каждому делу отведены 2-3 страницы, где дается информация, как начать и вести бизнес, раскрываются тонкости и секреты, а также приводится упрощенный экономический расчет. Воздействуя на сознание заключенных, мы хотим пробудить у них интерес к делу, направить их энергию в нужное бизнес-русло, - сказал Асанов.
Выступившая на форуме госсекретарь Гульшара АБДЫКАЛИКОВА отметила, что за годы независимости тюремное население страны сократилось в несколько раз:
- Если в начале 1990-х годов в тюрьмах отбывало наказание до 140 тысяч человек, то в этом году - около 48 тысяч человек. Увеличивается доля альтернативных наказаний и мер пресечения, не связанных с лишением свободы.
Талгат КИРБЕТОВ, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Астана