1068

Подозрение - мать учения

Вопрос о внедрении системы электронного обучения e-learning на этой неделе вновь стал предметом острых обсуждений. Народные избранники в очередной раз попытались разобраться, почему же многомиллиардный проект так и не заработал как надо.
Напомним, проект e-learning начали реализовывать в 2011 году. За три года Министерство образования и науки потратило на его реализацию более 28 млрд. тенге. Почти 80 процентов средств ушло на оснащение школ: закуп компьютеров, ноутбуков, проекторов, оргтехники и Интернета. 2,6 процента бюджета, то есть чуть более 700 млн. тенге, потребовалось на создание программного решения системы электронного обучения.
Председатель правления АО “Национальные информационные технологии” Руслан ЕНСЕБАЕВ продемонстрировал депутатам возможности системы, показал цифровые образовательные ресурсы. Однако, по мнению депутатов, чтобы всем этим школы начали активно пользоваться, нужно решить еще целый ряд проблем.
Вице-спикер мажилиса Дарига НАЗАРБАЕВА считает, что система образования еще не готова к e-learning: “Вы свою систему создаете, разрабатываете, пытаетесь ее внедрить в системе образования, а система образования не готова сегодня. Потому что они (Министерство образования. - С. А.) не договорились с вузами, которые готовят педагогов, чтобы уже внедрили параллельно этот предмет в институтах”.
По словам вице-спикера, с одной стороны, вроде бы обязали учителей, чтобы они электронную систему применяли, а с другой - не освободили от заполнения бумажных журналов.
Дублирование информации в электронный и бумажный журнал, по мнению народных избранников, - это только один из сдерживающих факторов. В ряде школ, как заметила депутат Гульнар ИКСАНОВА, учителям приходится трижды выполнять одну и ту же работу.
Директор департамента дошкольного и среднего образования, информационных технологий Министерства образования и науки РК Жаныл ЖОНТАЕВА сообщила, что ведомство пересмотрело концептуальные подходы к электронному обучению, упомянув в качестве одного из направлений новой концепции совершенствование НПА “для исключения двойной работы, легитимности электронных журналов и других документов строгой отчетности”.
Отметили народные избранники и то, что за три года реализации проекта до сих пор не разработана методология для учителей. Нет четких правил, как применять эти возможности в учебном процессе: задавать ли детям на дом работу с цифровыми ресурсами или посвящать им какую-то часть урока, легитимно ли тестирование, которое предусмотрено в системе, и т.д.
“Элементарно, если ты деньги тратишь на ЦОРы, то ты должен научить учителей ими пользоваться. Это же логично…” - недоумевала Дарига Нурсултановна.
Правда, больше всего вице-спикера шокировал тот факт, что с 2011 года в вузах, занимающихся подготовкой педагогов, до сих пор нет дисциплины, на которой их знакомили бы с работой в e-learning.
“Ежегодно выпускаем 12 тысяч новых учителей, которые не знают этой системы. И их надо снова учить. Я к чему это: пока не подготовлены кадры, которые умеют пользоваться вашей системой, это выброшенные деньги”, - объяснила Назарбаева свое негодование.
Напомнили депутаты и критику президента по поводу загруженности учителей всевозможными отчетами.
По словам Руслана Енсебаева, “система электронного обучения позволяет решить сегодня эту проблему. В школах, где она внедрена, учителя вносят всю информацию об успеваемости, посещаемости. Сис­тема позволяет и министерству, и департаментам образования самостоятельно брать все необходимые статистические данные из базы, не беспокоя школы”.
Жаныл Жонтаева в свою очередь сообщила, что министерство формирует отчеты самостоятельно, используя возможности системы.
“Школа заполняет сегодня однократно свои качественные и количественные параметры, контингент, в последующем вводит только список первокласс­ников и выбывших учащихся. Отчеты формируются автоматически в организациях образования, где внед­рена система электронного обучения”, - пояснила Жонтаева.
Такая же возможность, пояснили специалисты АО НИТ, есть и у департаментов образования, правда, для этого им сначала нужно зарегистрироваться в системе.
Послушав и разработчиков, и инициаторов e-learning, депутаты пришли к единому мнению: комп­лексный подход к решению проблем сегодня отсутствует.
Назарбаева дала понять, что следующий разговор будет более конкретным. “Попытаем работать по-новому, так проще всем. Потому что сегодня мы видим: координации нет, цель размыта, деньги непонятно куда деваются, у всех нас подозрение, что все кругом воруют. Подозрение, потому что проверить мы не можем, у нас нет индикаторов”, - заключила она.
Очередную встречу депутаты намерены провести до того, как будет принят бюджет.

Серик АРЫСТАНОВ, Астана

Поделиться
Класснуть