Вынесите мусор!
В 41-м городе Казахстана до 2050 года появятся новые заводы по переработке мусора и полигоны, обновится парк контейнеров и мусоровозов. Наряду с этим в нашей стране, как в Германии, внедрят раздельный сбор отходов, из которых в дальнейшем планируют получать “зеленую” энергию и топливо для предприятий и ТЭЦ. Эти ноу-хау отражены в госпрограмме управления твердыми бытовыми отходами (ТБО), которую вчера на заседании правительства представил министр окружающей среды и водных ресурсов Нурлан КАППАРОВ (на снимке).
“Мусорная” программа разбита на три этапа: 2014-2020 гг. - пилотный, 2021-2035 гг. - закрепление результатов и 2036-2050 гг. - завершающий этап. По задумке министерства госпрограмма должна оставить в прошлом такие проблемы, как стихийные свалки и отсутствие заводов по переработке твердых бытовых отходов. По словам Каппарова, к 2050 году из 30 процентов всех отходов будет вырабатываться “зеленая” энергия.
- “Зеленая” энергия - это важный показатель развитости государства. В данном случае речь идет о получении газа и переработке биологически разлагаемых фракций для производства тепла и электрической энергии, - пояснил Нурлан Каппаров.
На мусороперерабатывающих заводах, продолжил он, из отходов предлагается производить топливо, которое затем будет использоваться на цементных заводах и ТЭЦ. Опасные же виды бытовых и промышленных отходов планируется направлять для утилизации на специализированные заводы. Кроме того, Министерство окружающей среды и водных ресурсов начнет поэтапно, как в Европе, внедрять раздельный сбор мусора.
- Если многие страны начали деление мусора на пять фракций и больше, то мы, наверное, начнем с двух фракций. Германия к этому шла 30 лет. Замахиваться на слишком амбициозное деление мусора не надо, население надо к этому подготовить. Будут продуктовые и непродуктовые контейнеры, - поделился планами с журналистами Каппаров.
Он также сообщил, что к 2020 году количество санитарных полигонов будет увеличено на 50 процентов, а к 2050 году их количество удвоится. Кроме того, министерство предлагает законодательно закрепить обязанность производителей и импортеров осуществлять сбор и переработку отходов, образовавшихся после использования их товаров и упаковки. Это прежде всего коснется таких товаров, как автомобили, электронная техника, батарейки, стеклотара.
Пока МОСВР подсчитало бюджет программы по управлению ТБО до 2020 года: на пилотный этап потребуется 127 миллиардов тенге, 60 процентов из которых составят частные инвестиции, а 40 процентов - средства республиканского бюджета.
Премьер-министр Серик АХМЕТОВ отметил, что программа должна реализовываться по принципу “все в одних руках”.
- Это должна быть вертикально интегрированная система. Мы уже столкнулись с проблемой, когда в Алматы построили завод, а он находится в отрыве от формирования тарифа, единого центра платы за вывоз мусора. Завод - отдельно, тариф, местные исполнительные власти - отдельно. Вот и получилось, что завод сегодня стоит! Сбор, утилизация, хранение, сжигание - все должно быть в одних руках, - предупредил глава правительства. - Иначе аким покупает контейнеры, за ними никто не смотрит, завод - сам по себе, вывозящие компании - сами по себе, и ничего не будет работать.
Вся нормативно-правовая база по ТБО, отметил он, как в западных странах, должна быть подчинена вертикально интегрированной системе.
В свою очередь, Нурлан Каппаров признал, что сегодня в Казахстане мусороперерабатывающие заводы останавливаются из-за отсутствия четкой схемы контрактных взаимоотношений между акиматами, инвесторами и мусоровывозящими компаниями. Для решения этой проблемы эковедомство предлагает создать единый центр по управлению ТБО на базе существующей дочерней компании министерства - АО “Жасыл Даму”. Этот центр, по словам министра, будет представлять собой институт развития в данном секторе, но не будет непосредственно участвовать в проектах.
Проблемой тарифообразования в сфере вывоза мусора озадачился первый заместитель премьер-министра Бакытжан САГИНТАЕВ.
- Если вопросы тарифообразования не будут решены, инвестор сюда не придет, встанет вопрос субсидирования разницы. Для того чтобы проект был окупаем, предприниматель - условно - скажет: мне необходимо 500 тенге за вывоз мусора. Тариф сегодня 200 тенге. Где будем брать 300 тенге? - озадачился вопросом первый вице-премьер.
На это Серик Ахметов ответил, что система не заработает без эффективного тарифа.
- Для социально уязвимых слоев населения нужно отработать вопрос, связанный с принципами социального партнерства. И любой проект в рамках программы должен рассматриваться через центр “Жасыл Даму” - будет поддерживаться полностью финансированием, но только там, где будет единая система, - заключил Ахметов.
Лэйла БАСАРОВА, фото автора и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Астана