Арат Нарманбетов: У ФБР лопнуло терпение
Полковник КНБ в отставке утверждает, что в момент убийства Алтынбека Сарсенбаева Рахат Алиев находился в Казахстане
На прошлой неделе Генеральная прокуратура сообщила, что истинными заказчиками убийства Алтынбека САРСЕНБАЕВА были Рахат АЛИЕВ (на правом снимке) и экс-председатель КНБ Альнур МУСАЕВ. Однако для многих эта информация давно уже была секретом Полишинеля. Один из них - полковник КНБ в отставке, а ныне общественный и политический деятель Арат НАРМАНБЕТОВ (на верхнем снимке). Именно он в 2006 году попытался раскрыть глаза следственным органам и народу, за что был приговорен к году лишения свободы: Медеуский районный суд Алматы признал его виновным в клевете на Рахата Алиева. Правда, Алматинский городской суд позже изменил это наказание на полтора года условно. И вот теперь - семь с лишним лет спустя - Нарманбетов с полным правом может воскликнуть: ну я же говорил!
- Алтынбек Сарсенбаев был сопредседателем партии “Нагыз Ак жол”, в которой я состоял, - рассказывает Арат Нарманбетов. - К тому же я всю жизнь проработал в органах, где занимался аналитикой и даже возглавлял соответствующие подразделения. Да и в оперативной школе нас этому учили. Поэтому я взялся за это дело. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы проанализировать все факты и сказать: за убийством стоит Рахат Алиев и его окружение.
- О непростых отношениях Сарсенбаева и Алиева вы догадались или у вас была конкретная информация?
- И то и другое. Прежде всего надо думать о мотиве, ведь ни одно преступление не совершается просто так. А здесь мотивации было предостаточно: между ними было много трений. Но не это главное: убийство было бы несуразным, если бы произошло “само по себе”. У меня возник однозначный вывод о том, что это вспомогательное действие к основному “мероприятию”. А что это может быть? Борьба за власть, захват власти, переворот. Тем более что сигналы об этом мне уже поступали - ведь я общался и общаюсь со многими действующими сотрудниками спецслужб. В общем, я начал целенаправленно работать над тем, чтобы сложить кусочки пазла в общую картину. Когда в 2006 году, дав интервью о причастности Рахата Алиева к убийству, я лежал в госпитале, ко мне приехали следователи МВД. И через них я запустил первую “игрушку”, сделав акцент на то, что вся информация у меня от спецподразделения КНБ “Арыстан”. Когда я сказал им про “Арыстан”, то заметил, что они вздохнули с облегчением.
- Что вам это дало?
- Буквально сразу последовало обращение Алиева в суд по поводу клеветы. Вторая часть моей комбинации состояла в том, чтобы на суде вывести из себя адвоката Алиева Любовь БАЛМАГАМБЕТОВУ. И нам это удалось. В какой-то момент она в запале выкрикнула: “У него нет ничего, кроме “Арыстана”!” Тогда я понял, что от следственной группы информация каким-то образом попадает к Алиеву - вот что это мне дало. Дальше мы уже выстраивали стратегию и тактику исходя из этой информации. Правда, в ходе суда по моему делу 11 из 12 ходатайств были отклонены. К примеру, о приобщении к материалам дела документов о том, что Алиев в момент убийства находился в стране - он ведь говорил, что у него есть алиби, что он якобы находился в Австрии. Но мы перепроверили эту информацию. Из документации следовало, что он находился в Казахстане. VIP-проход в аэропорту обслуживается погранвойсками, которые относятся к КНБ. И нам всю эту “простыню” (мы брали с запасом, за месяц) предоставили. Встал вопрос: а почему Алиев это скрывает? Если бы эти документы приобщили к делу, алиби Рахата, возможно, лопнуло бы еще тогда.
- Скажите, нашумевшая видеозапись, на которой якобы запечатлено убийство Алтынбека Сарсенбаева, действительно существует?
- Я не могу утверждать стопроцентно. Но мы ее искали. И нам обещали предоставить видео - за три миллиона долларов. Такую сумму объяснили следующим образом: “Завтра нас за жабры возьмут - и что? С пустыми руками мы до Каскелена не доедем”. И я знаю, что эта “ярмарка” существовала давно. Кого-то “пробить”, какой-то материал выкупить - пожалуйста, только плати! Любую информацию можно получить за деньги. Чтобы найти средства, мы в первую очередь обратились к нашему олигархическому сообществу. Но они испугались. Правда, на другие цели, в частности на документы от пограничников, о которых я говорил выше, нам деньги давали. Но там человек попросил всего три тысячи долларов. А тут - три миллиона... В итоге мы не смогли найти деньги. Однако помимо этого было много другой информации.
И когда я вышел из суда обозленный, то решил: пропадать, так с музыкой! И выдал всю эту фактуру журналистам. Конечно, это не было так прямолинейно: мол, завтра будет переворот. Но кое-какая информация шла, причем с нескольких сторон. Кстати, наши люди были даже в его (Алиева. - М. А.) личной охране. У него было три бригады, а после того, как пошли суды, он увеличил их до четырех. Я еще смеялся, что из-за нас. Когда я состыковал получаемые сведения с теми действиями, которые предпринимал Алиев и его группа, все сложилось идеально. И Алиев занервничал. Вот представьте - он готовится, технику закупает и т. д. И вдруг кто-то вылезает и говорит об этом, попадая не в бровь, а в глаз. Он был деморализован.
По прошествии времени моя аналитика подвела к тому, что убийство Алтынбека Сарсенбаева и топ-менеджеров Нурбанка Жолдаса ТИМРАЛИЕВА и Айбара ХАСЕНОВА на 99 процентов дело рук одной и той же преступной группировки. Думаю, в случае с Нурбанком Алиев хотел убить еще и Абильмажена ГИЛИМОВА (бывший председатель правления Нурбанка. - М. А.) - и сказать, что это сделал кто-то другой. Но план не сработал: Гилимов “выпал” и сумел рассказать, что произошло. Еще ошибка Алиева в том, что во время пыток (банкиров. - М. А.) он очень много дал им информации. Например, когда стрелял между ног, говорил: мол, Алтынбек тоже этого боялся.
Я считаю, что затея с Нурбанком у Алиева провалилась из-за того, что у него уже полностью отказали тормоза. У него особый психотип: он - непредсказуемый. И к тому времени до того оборзел от богатства, от того, что - я в этом уверен - совершал какие-то преступления и остался безнаказанным. Вот и потерял бдительность. Там ляп на ляпе, и опытный человек это видит. А больше всего меня удивляет, что этого не видят наши правоохранительные органы. Или не хотят видеть? Я тому же следователю Гаши МАШАНЛО втолковывал: если у тебя не хватает умения, то слушай старших товарищей. Судье говорил: не дай бог, завтра что случится - вам отвечать. Но они ничего не сделали. Вообще, когда дело касается Алиева, перед тобой тут же вырастает стена.
- Но какова же роль Ержана УТЕМБАЕВА во всей этой истории?
- В Интернете периодически появляются прослушки от Алиева. Рахат с помощью Мусаева всех тотально слушал, особенно в послевыборный (2005-2006 гг. - М. А.) период. И знал про все контакты властей с Сарсенбаевым, про встречи Рустама ИБРАГИМОВА (по официальной версии - киллера, убившего Сарсенбаева и его помощников Бауыржана БАЙБОСЫНОВА и Василия ЖУРАВЛЕВА. - М. А.) с Утембаевым. Они с Мусаевым просто сделали свою “врезку”. В итоге все слилось в одну реку. И попробуй отдели одно от другого, особенно когда идет мощнейшая информационная кампания со стороны подконтрольных Рахату СМИ.
- Почему, на ваш взгляд, информация о причастности Алиева к убийству всплыла только сейчас?
- Времена меняются. Во власти будут появляться новые люди, а старые уходить. А еще - ФБР: они же проводили исследование на полиграфе. Тут дело и в их престиже. Видимо, их заело, что добытую ими информацию все время прячут. В какой-то момент у них терпение лопнуло, и они сказали: если не вы, то мы выдадим новость. Им же нужно было показать, что они могут. Надо сказать, что я почувствовал облегчение. А то, куда ни ткнись, говорят: мол, причастность Алиева - всего лишь версия. Я ведь помогал следствию, но все рассказать не могу, поскольку давал подписку о неразглашении. Мне даже предлагали программу защиты свидетелей, но я отказался. Что мне - фамилию теперь менять или на конспиративной квартире года три сидеть? Я сказал: если что, вы мне просто помогайте.
- Сейчас вся правда об убийстве Сарсенбаева раскрыта?
- У меня осталось ощущение, что нет. А еще интересно было бы, чтобы копнули глубже и наказание понесли все, кто имел отношение к расследованию и суду. По идее, в первую очередь должно отвечать тогдашнее руководство МВД.
- Рахат Алиев наконец ответил на обвинения - выложил кое-какую информацию на своей странице в Facebook. Вы читали?
- Да. Но в последнее время, что бы я ни читал у него, - все данные устаревшие. При царе Горохе где-то набрал информацию. Хочется позвонить ему и спросить: ну и что? О чем этот материал? Вывод какой? Те люди, которые не могут проанализировать, говорят: вот, Рахат написал, значит, фэбээровцы неправы. А он, видимо, на это и рассчитывает - на толпу. А вообще, меня возмущает, что Рахат ни за одно свое преступление не ответил.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы