Повышенное налогооблажание
Правительство имеет тот народ, который этого заслуживает. Старая истина заиграла новыми красками в свете грядущего повышения налогов на имущество и особенно на транспорт. Причем больше всего напрягает не собственно рост платежей, а способ, которым чиновники протаскивают свои интересы.
Рост налогов - процесс столь же перманентный и неумолимый, как смена времен года. Поэтому инициативы правительства с предложениями кратно усилить налоговую нагрузку на физических лиц логично вызывают у этих самых физических лиц острую неприязнь. Усиливается это чувство от ощущения того, что власть всегда осуществляет непопулярные меры в уведомительном порядке: мы повысили - вы платите. Максимум, на что может рассчитывать население, - лаконичные объяснения профильных министров в стиле: “А это с учетом мировых достижений в области налогообложения!”.
Давайте по порядку.
Правительство инициировало повышение налога на транспорт для автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 куб. см, при этом нагрузка на двигатели кубатурой до 4 литров должна была вырасти в 3-4 раза. Порядок такой: от 3 до 3,2 литра включительно - 35 МРП; свыше 3,2 до 3,5 - 46 МРП; от 3,5 до 4 - 66 МРП (в скобках напомню, что сейчас 1 МРП равен 1731 тенге, но с 1 января 2014 года, когда госмужи планируют ввести новые налоги, этот расчетный показатель может составлять уже 1852 тенге). То есть больше всего “радости” привалит владельцам автомобилей с моторами объемом от 3,5 до 4 литров.
Вне себя от счастья владельцы таких машин (их, по данным министра экономики и бюджетного планирования Ерболата ДОСАЕВА, всего 3 процента от общего числа) организовали некий протестный союз и начали методично обосновывать неправомерность и нелогичность подобного рода налогообложения.
А с логикой у правительства действительно проблемы.
Во-первых, в принципе непонятно, с чего вдруг решили поднять налоги. Министр финансов Болат ЖАМИШЕВ заявил, что ранее существовал слишком сильный разрыв в величине налога между автомобилями от 3 до 4 литров и свыше 4. Якобы для гармонизации налоговой “лестницы” все и затеяли.
Другая правительственная версия - сублимация экологического сбора, принятого во многих странах мира. Больше объем двигателя - следовательно, больше и выбросов в атмосферу. Все это прекрасно и кажется логичным, если бы экологические программы стояли у государства в приоритете. А если бы они стояли, то организация транспортного налогообложения должна была быть, как, например, в Германии. Там размер налога исчисляется не только от кубатуры двигателя, но и от количества выбросов СО2 и других вредных веществ в атмосферу. При этом существует так называемый бесплатный лимит - количество газа, выброшенного автомобилем, которое не учитывается при расчете налога. Этот лимит постоянно снижается сообразно ужесточающимся экологическим нормам - таким образом правительство поощряет приобретение более “дружелюбных” к окружающей атмосфере автомобилей. Более того, во многих странах мира власти субсидируют покупку экологически чистых “гибридов” и электромобилей - так, в Португалии, Франции, Испании, Великобритании каждому электромобилисту единоразово выделяется 5 тысяч евро. Плюс к этому владельцу транспортного средства с нулевым выхлопом дозволяется не платить налог за выбросы вредных веществ.
Собственно автопроизводители и затеяли кампанию по выпуску автомобилей с гибридным (ДВС + электромоторы) приводом как раз для снижения среднего уровня выбросов СО2. Для сравнения: Lexus RX 350 с двигателем объемом 3,5 литра вырабатывает 250 граммов углекислого газа на километр пути, а его гибридный “очищенный” аналог RX 450 h - 130 граммов.
Но в Казахстане налоговая ставка для них будет единой, высчитываемой по объему двигателя внутреннего сгорания! Равно как и таможенная ставка при ввозе.
И при чем же тут экология, уважаемые члены правительства? Где поощрение за покупку экологически чистых электромобилей? Где гибкая налоговая ставка с учетом выбросов СО2?
Во-вторых, доводы о повышении налогов для машин “от 3 до 4” как некой пошлины на роскошь -
абсурд. Что более роскошно - новый внедорожник Audi Q7 с дизельным двигателем объемом 3 литра стоимостью около 100 тысяч евро или Mitsubishi Montero Sport 2002 года с мотором 3,5 и рыночной ценой около $15 000? Если кто-то из Министерства финансов сможет выявить превосходство в роскоши у “мицубиси”, я готов тут же поменять его на Audi. Даже доплачу от избытка чувств! Потеряю в комфорте, конечно. Зато обрету веру в государство.
Наконец, никто так и не объяснил, откуда у нас появляются такие налоги, какие появляются. К чему привязываются их ставки? Пока складывается ощущение, что все цифры берутся с потолка.
Если бы правительство было озабочено экологией, оно бы дифференцировало ставки исходя из тех же выбросов СО2.
Если бы правчиновников в самом деле заботила роскошь, а не тупой состриг купонов, они бы ввели градуированную ставку налога, исходя из мощности автомобиля, как в России. Такая методика, конечно, тоже далека от совершенства, но при всем этом следует признать, что автомобиль мощностью 300 л. с. при прочих равных условиях будет более роскошен, чем машина с двигателем в 150 “лошадок”.
Если власти действительно хотели бы модернизироваться и с радостью интегрироваться в мировое сообщество, они бы ввели формулу исчисления налога, подобную французской: Pa = (CO2/45) + (P/40)х1.6 ( СO2 - средние выбросы углекислоты в граммах на километр пробега, Р - максимальная мощность двигателя в киловаттах). Уже не говоря о том, чтобы наладить производство бензина стандарта EURO-4 (у нас до сих пор выпускается EURO-2, на котором любая суперэкологичная машина будет превышать выбросы СО2 в разы).
Но правительство ничем таким не озабочено. У него одна цель - собрать побольше налогов, не утруждая себя даже видимостью вменяемости аргументов в пользу повышения налоговой нагрузки. Это в принципе характеризует нашу власть: ей абсолютно наплевать на население, и обращается она с ним в стиле средневековых захватчиков: платите дань, потому что нам так хочется. Вопросы общественности игнорируются. А народ, как мы знаем из зарубежного опыта, рано или поздно все равно спросит.
Но, боюсь, секция вопросов-ответов будет уже не в формате интернет-конференции.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы