Чужим умом
И все-таки плагиат! Специально созданная комиссия Министерства образования и науки обнаружила в монографии ректора КазНУ Галимкаира МУТАНОВА (на снимке) аж 39 страниц текста, перепечатанного из чужих работ без указания источников! В официальном заключении комитета по науке данный факт аккуратно назвали “дословным заимствованием”.
Громкий скандал вокруг книги руководителя крупнейшего вуза страны “Экономико-математические методы и модели” близится к своему логическому завершению. Еще весной два профессора - Ерлан НУРСУЛТАНОВ и Махмуд САДЫБЕКОВ - отыскали в работе Галимкаира Мутанова, выдвинутой на Государственную премию, куски чужих текстов, о чем написали в администрацию президента, канцелярию премьер-министра и сенат. А затем Махмуд Садыбеков рассказал газете “Время”, что именно смутило его в монографии ректора КазНУ (см. “Ctrl+С - Ctrl+V”, “Время” от 20.6.2013 г.). После него на страницах нашего издания выступали другие известные ученые, также высказавшие свою точку зрения. Широкий общественный резонанс вокруг этой темы привел к тому, что 27 июня в Министерстве образования и науки была создана специальная комиссия, в которую вошли работники Минобра и известные ученые. Монографию Галимкаира Мутанова передали для анализа в АО “Национальный центр научно-технической информации”, где была проведена экспертиза по технологии системы “Антиплагиат”. В результате было сделано заключение: в научном труде ректора КазНУ действительно использован текст из чужих работ.
“Факты наличия дословных заимствований без ссылок на источники и без указания авторов опубликованных работ в монографии Мутанова Галыма “Экономико-математические методы и модели”, Алматы: қазақ университетi, 2011, подтвердились в объеме 39 страниц текста” - так написано в заключении комиссии. Документ подписал председатель комитета науки Министерства образования и науки Нурлан ЫБЫРАЙЫМ. Официальную бумагу отправили тем, кто заварил всю эту кашу, - профессорам Ерлану Нурсултанову и Махмуду Садыбекову.
- Конечно, я удовлетворен заключением комиссии, - заявил нам последний. - Ведь после выхода первой статьи в вашей газете наши доводы назвали “ложными обвинениями”. Хотя мы доказали, что в монографии “Экономико-математические методы и модели” использованы чужие материалы. Единственное, что смущает, - комиссия Министерства образования почему-то не написала в своем выводе, что брать чужое - это и есть плагиат. Нужно называть вещи своими именами! Кроме того, члены комиссии не обратили внимания на графики и рисунки, также попавшие в труд Галимкаира Мутанова из чужих статей и учебников.
Итак, официальное заключение министерства уже есть. Последуют ли оргвыводы в отношении высокопоставленного чиновника?
- Я считаю, что ученый, уличенный в плагиате, не должен занимать должность ректора вуза - неважно, самого маленького или самого большого, - делится своим мнением Махмуд Садыбеков. - И это, на мой взгляд, вопрос морали. Кроме того, должны последовать какие-то заявления и комментарии и со стороны профильного министерства, и со стороны Национальной академии наук, ведь господин Мутанов - действующий член-корреспондент. Если оба органа будут отмалчиваться, то это опасный симптом. Можно будет сделать вывод, что никаких наказаний за плагиат в нашей науке нет. А это означает, что брать чужое можно и даже нужно.
Кто спасет отечественную науку от плагиаторов и псевдоученых? Этот вопрос с каждым днем становится все более актуальным. К бабке ходить не надо - и в других монографиях и диссертациях можно легко отыскать следы чужих текстов. Было бы желание.
- Я получил огромное количество откликов, - говорит Махмуд Садыбеков. - В подавляющем большинстве случаев коллеги поддержали нашу позицию, даже посоветовали не останавливаться на достигнутом и проверить на плагиат научные труды других высокопоставленных докторов. Но вы поймите: я не собираюсь посвящать свою жизнь поиску плагиата. Просто на одном ярком примере мы показали, что в нашей науке не все в порядке. И защитить ее, судя по всему, могут только сами ученые...
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта edurk.kz, Алматы
08.08.2013