С розеткой - по трассе
Через месяц в Талдыкоргане начнет работать таксопарк, состоящий из десяти электромобилей. Чуть позже в городе появятся и электроавтобусы, которые будут заряжаться от обычной розетки. При помощи этих мер власти города и активисты республиканского общественного объединения “Посади дерево”, инициировавшие проект, надеются превратить центр Алматинской области в зеленую зону.
В мире такие авто уже стали популярными, но для казахстанцев они все еще экзотика. Хотя гибридные машины, которые могут работать и на обычном топливе, и на электричестве, в республике есть, но их владельцы ездят на бензине - в стране нет ни одной подзарядочной станции для “зеленых” авто!
Идея завезти в Казахстан электромобили появилась у участников объединения “Посади дерево”, известного своими акциями, направленными на улучшение экологии, два года назад.
- У нас действуют по старинке: покупают новые трамваи и троллейбусы, - говорит один из организаторов проекта Андрей МУШТАЙ. - А ведь это рельсы, столбы, провода, которые занимают немало места и, соответственно, затрудняют движение. Во многих странах уже используют общественный электротранспорт, работающий на аккумуляторах. Вот мы и подумали: почему бы в нашем городе, задыхающемся от выхлопных газов, не попробовать сделать то же самое? Тем более что чиновники всех рангов постоянно твердят об экологии. Подготовили презентацию для властей Алматы, но наш проект почему-то не привлек внимания.
Тогда активисты обратились к акиму Талдыкоргана. Было это год назад. Власти города идею поддержали. И почти сразу показали участок земли, где можно построить завод. Пока же сборка электроавтобусов будет организована на базе авторемонтного предприятия в Талдыкоргане. Потом наладят и линию для электромобилей. Как оказалось, столь живой интерес чиновников к проекту продиктован не только заботой об экологии, но и чисто казахстанскими причинами. Владельцы транспортных предприятий мучаются от того, что их работники на служебных автомобилях ездят таксовать... в Алматы. И бороться с исходом в южную столицу бесполезно. А электромобили, которые без подзарядки могут проехать всего 150 километров, просто-напросто не доберутся до южной столицы.
- Розетки для таких авто нужно монтировать возле крупных алматинских торговых центров. Хотя бы несколько нужно будет установить на трассе Алматы - Капшагай, - рассуждает Андрей Муштай. - Пока нет нужды в их большом количестве. Станции достаточно дорогие, в них много меди, наш народ может просто-напросто разобрать их и сдать в пункт приема цветмета. Но, по идее, машину можно заряжать от самой обычной розетки мощностью 220 вольт.
Машины, о которых идет речь, производятся в Китае. Их плюс в том, что они практически не требуют дополнительных затрат, единственное, что нужно делать, - раз в два-три года менять аккумулятор, который стоит около тысячи долларов.
- Вы действительно считаете, что забота об экологии перевесит понты и народ пересядет на электромобили?
- Понты понтами, но люди уже стали задумываться и об экономичности своего автомобиля, и об окружающей среде.
Оксана АКУЛОВА, фото Тимура БАТЫРШИНА, Алматы