2838

По ком плачет техосмотр?

На днях в Министерстве транспорта и коммуникаций заявили: с начала 2013 года за нарушение правил проведения технического осмотра автотранспорта было оштрафовано 44 СТО, а восемь центров вообще были лишены права проводить техосмотры. А в обществе тем временем с новой силой заговорили об отмене обязательного техосмотра. За высказываются сотни тысяч казахстанцев и некоторые политики, против - чиновники высшего ранга.

У барьера

В последнее время в Интернете все чаще стали появляться мнения людей, требующих сохранения тех-осмотров. Участники этой информационной кампании, кстати, часто желающие оставаться инкогнито, приводят цифру: якобы 7 процентов аварий в Казахстане случается из-за аварийного состояния машин. Второй довод этих анонимов: мол, ежегодный технический осмотр автомобилей - действенный метод борьбы с подержанными машинами.
Противники же этой точки зрения не скрывают своих имен и приводят контраргументы. Во-первых, ни о каких 7 процентах речь идти не может. Ведь за последние несколько лет в стране не зарегистрировано ни одного ДТП с участием личного автотранспорта, которое произошло из-за технеисправности автомобиля! И это легко проверить - данные содержатся в сводках МВД. Во-вторых, большое недоумение вызывает вера в то, что разовое прохождение техосмотра может гарантировать исправную работу машины в течение всего года.
- Достаточно выехать за ворота центра техосмотра, попасть в колдобину, сорвать рулевую тягу или разбить поворотник - и автомобиль уже не годен к эксплуатации, но по документам будет считаться исправным еще целый год, - комментирует ситуацию председатель ДПК “Ак жол” Азат ПЕРУАШЕВ. - Кроме того, ни для кого не секрет, что сегодня большинство людей не ходят на станцию техосмотра, передают техпаспорта и деньги, а вскоре получают карточки техосмотра.

Глас народа

По опросу, проведенному Союзом автовладельцев Казахстана еще в 2008 году, 95 процентов казахстанских водителей “проходили” техосмотры, просто покупая талон. Такое же количество автомобилистов страны считало эту процедуру ненужной, расценивая ее как средство обогащения заинтересованных лиц.
Рассчитывать на то, что за пять последних лет ситуация изменилась, не приходится. О том, как к этой теме относится население, красноречиво говорит тот факт, что за короткий период подписи под письмом за отмену техосмотра поставили около 200 тысяч казахстанских водителей! И их число постоянно растет.
По мнению организаторов этой акции, членов партии “Ак жол”, тех-осмотр личного транспорта давно стал для казахстанцев обременительной и бесполезной процедурой, превратившейся в кормушку для владельцев центров ТО.
В Интернете можно прочитать тысячи комментариев от автовладельцев на тему “Что такое техосмотр по-казахстански”. Например: “С точки зрения логики техосмотр ничего не дает. Если авто попадет в аварию из-за технической неисправности, то даже если будет три талона техосмотра, водитель все равно будет виновен, так как обязан следить за состоянием своего авто. А раз так, то зачем он нужен?”.

Цена вопроса

В июле прошлого года в Казах-стане было зарегистрировано около 4 млн. автомобилей. При этом официально техосмотр стоит от 3 тыс. тенге. Но, по словам автомобилистов, если заплатить в три раза больше, можно получить желаемый талон, даже не привозя автомобиль на проверку.
Учитывая официальную стоимость прохождения техосмотра, несложно вычислить ежегодный доход владельцев центров техосмотров (ЦТО), которых на сегодня насчитывается 337. Прибыль составляет от 12 млрд. тенге, или от 80 млн. долларов!
Кстати, после передачи процедуры техосмотра частникам повсеместно началась торговля поддельными талонами. В прошлом году их было выявлено 822 штуки! В 2012 году девять центров лишились права проводить техосмотр, в этом - уже восемь.

Откуда колеса растут?

По логике вещей активную заботу о сохранении техосмотров в Казахстане должны проявлять дорожные полицейские. Однако в феврале этого года главный дорожный полицейский страны Берик БИСЕНКУЛОВ заявил, что возможность отказа от технического осмотра личных авто имеется.
Зато против отмены техосмотра выступили Ассоциация автобизнеса Казахстана и чиновники. Один из вице-министров даже заявил, что “нельзя отменять техосмотры, так как бизнесмены вкладывали в оснащение станций ТО собственные деньги и им нужно вернуть свои средства”. Удивительные слова для члена правительства, заботой которого должны быть интересы государства и общества, но никак не лоббирование чьего-то частного бизнеса.
Между прочим, 200 тысяч подписей, собранных к настоящему времени в поддержку отмены тех-осмотра, - это, согласно нашему законодательству, ровно столько, сколько нужно для проведения референдума. Каков будет его результат, прекрасно понимают владельцы ЦТО и им сочувствующие. А потому не смолкают выпады в адрес Перуашева и его команды, которые впервые назвали техосмотр тем, чем он на самом деле является - безответственной обдираловкой.
Причем не меньше, чем требования об отмене обязательного техосмотра, владельцев этого бизнеса раздражает то, что Перуашев одновременно поднимает и вопросы материальной ответственности владельцев центров за ДТП, совершенные по причине технической неисправности автотранспорта. И это предложение абсолютно логично: хотите получать деньги - несите ответственность за свой бизнес; не хотите отвечать - не за что вам платить.

Валерий ШМАКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее