3068

АэроПЛАНЫ

После недавней катастрофы самолета CRJ-100 под Алматы чиновники с новой силой заговорили о безопасности в гражданской авиации. Так, в минувший понедельник, 18 марта, премьер-министр Серик АХМЕТОВ провел большое совещание на заданную тему.

Заграница нам поможет

О состоянии дел в отрасли на совещании доложил министр транспорта и коммуникаций Аскар ЖУМАГАЛИЕВ. Он рассказал: в результате совместной работы со специалистами технического бюро Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в казахстанское авиационное законодательство планируется внести более сорока поправок. Большая часть из них затронет процессы сертификации и постоянного надзора за безопасностью полетов. Кстати, после того как четыре года назад Евросоюз запретил большинству казахстанских авиакомпаний летать в Старый Свет, Минтранском уже инициировал изменение законодательства. В частности, был принят новый Закон “Об авиации”. Однако это не убедило европейцев. А посему реформирование законодательства будет продолжено.
Кроме того, продолжил министр, на основе международного опыта будет разработана национальная прог­рамма безопасности полетов.
Все это, по словам Жумагалиева, создаст систему контроля и надзора, а авиационная администрация страны будет соответствовать требованиям ИКАО.
Министр также заявил, что Минтранском совместно с экспертами ИКАО повторно проведет сертификацию всех казахстанских авиакомпаний и самолетов, занимающихся коммерческими перевозками.
Говоря о проблемах отрасли, Жумагалиев выделил низкое качество авиауслуг, износ взлетно-посадочных полос, ограниченную пропускную способность терминалов, низкую частоту рейсов, дефицит и высокую стоимость отечественного авиакеросина.
При этом он отметил, что в прошлые годы была проделана большая работа по реконструкции и модернизации взлетно-посадочных полос.
- До конца этого года планируем завершить реконструкцию взлетной полосы в Талдыкоргане, - заявил министр. - По Таразу в течение месяца мы проведем конкурсные процедуры и начнем строительные работы, также завершив их в этом году. Что касается Костаная, Семея, Петропавловска - разработаны технико-экономические обоснования, и в этом году мы планируем разработать проектно-сметную документацию.
При этом, рассказал главный транспортник страны, в текущем году 11 государственных аэропортов по поручению президента будут переданы в управление единому оператору - компании, создаваемой на базе фонда “Самрук-Ка­зына”. Она должна будет повысить качество аэропортовых услуг, в том числе путем внедрения международных стандартов.
Кстати, первые шаги в этом направлении сделаны. Так, недавно Международный аэропорт Астаны перешел из коммунальной собственности города в респуб­ликанскую. Соответствующее постановление 4 марта подписал премьер Казахстана Серик Ахметов. Кроме того, из коммунальной собственности уже выведены аэропорты Кокшетау, Петропавловска и Костаная.
На совещании глава Минтранс­кома заверил: к 2016 году 18 крупнейших аэропортов страны будут соответствовать категориям ИКАО; пропускная способность воздушных гаваней Астаны и Алматы к 2017 году повысится в два раза; ежегодный рост пассажиропотока составит не менее 10 процентов.

Хочешь летать - плати!

Двумя неделями ранее, 5 марта, правительство ужесточило требования к казахстанским авиакомпаниям, обслуживающим регулярные коммерческие маршруты. Напомним, еще на этапе проекта эти нововведения вызвали противостояние со стороны перевозчиков (см. “За бортом”, “Время” от 1.12.2012 г.). Вот что теперь будут требовать от авиакомпаний.
1. Они должны иметь сертификат аудита безопасности авиакомпаний Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA).
Кстати, это был самый главный спорный момент - не все перевозчики готовы платить IOSA за аудит по полмиллиона долларов раз в два года. Но теперь все же придется.
2. Авиакомпания должна иметь опыт работы по выполнению регулярных или нерегулярных перевозок - не менее одного года.
3. Чтобы авиакомпания могла обеспечить своевременную перевозку пассажиров, она должна располагать парком воздушных судов с действующими сертификатами летной годности в количестве не менее трех воздушных судов одинаковой пассажировместимости (изначально в проекте значилось - пять лайнеров). Самолеты могут быть как собственностью авиакомпании, так и взяты в аренду на срок не менее трех лет.
4. Авиакомпания должна иметь представительства в каждом аэропорту, куда планирует летать. Кроме того, перевозчику нужно иметь сертифицированный персонал, который занимается бронированием и продажей билетов.
Эти ужесточенные правила вступят в силу по истечении 21 календарного дня после первого официального опубликования, то есть в конце марта. Исключение составляет пункт о прохождении аудита IOSA - его будут требовать с 2015 года.

Viva academia?

Отдельный воп­рос - подготовка кадров. Напомним, месяц назад Дмитрий ДУШИМОВ (на снимке), ветеран отечественной авиации, долгое время проработавший командиром алматинского авиаотряда и возглавлявший авиакомпанию “Эйр Казахстан”, подверг жесткой критике базирующуюся в Алматы Академию граж­данской авиации (см. “Не наведем порядок в авиации - будем чаще объявлять в стране траур!”, “Время” от 6.2.2013 г.). По словам аксакала, академия не выпускает авиаинженеров, а будущие пилоты здесь учатся на устаревшем “кукурузнике” Ан-2 - самолете, снятом с производства в СССР еще 42 года назад! Дмитрий Аббасович считает: чтобы завтра Казахстан не остался без кадров, обучение в академии нужно поднимать на новый уровень и передать ее из ведения Минобра в Минтранском.
На днях Дмитрий Душимов получил ответ из Министерства образования и науки. Его главная мысль: академия обучает классных специалистов, и ее нецелесообразно передавать Минтранс­кому. Мы попросили ветерана прокомментировать мессидж чиновников от образования.

- Дмитрий Аббасович, вам пишут: “В настоящее время академия является единственным специализированным вузом с современной материально-технической базой для подготовки кадров”.
- Вместе с тем там нет тренажеров, без которых немыслимо готовить пилотов! Нет и учебно-лабораторного корпуса. Видимо, и не будет. По крайней мере, такой вывод я делаю из письма: мол, база в академии самая “современная”, значит, денег ей никто не будет выделять. То есть в перспективе не будут решать острые проблемы. Это и понятно - в Минобре не работают авиаторы, министерству надо деньги тратить в первую очередь на аварийные школы.

- Еще цитата: “В рамках реализации программы по привлечению зарубежных ученых за прошлый год в академию были приглашены четыре профессора с общим объемом финансирования более 5 млн. тенге”.
- Если профессора работали целый год, то получали примерно 104 тыс. тенге в месяц! Это при средней зарплате в Алматы 133 тыс. тенге! Тогда возникают вопросы: что это за профессора? из какой страны? что они здесь делали и чему могли научить за такие деньги? И потом, если Минобр этим фактом хвалится, сколько тогда получают давно работающие в академии профессора?

- Минобр пишет: “Академия участвует в реализации приоритетных научных и академических проектов”.
- Я не знаю, что они имели в виду. Но в интересах наших авиа­компаний и аэропортов - я это смело утверждаю - никаких научных разработок нет! Если это не так - пусть предъявят: какие разработки внедрены? какой экономический эффект от них получен? Хотя у академии был хороший шанс отличиться. Например, когда вице-министр транспорта БЕКТУРОВ комментировал недавнюю катастрофу CRJ-100, он говорил: на ребре стабилизатора (хвоста) самолета нет противо­обледенительной системы. Значит, наверное, академия должна была этот факт исследовать и выработать рекомендации: как же летать такому самолету в условиях Казахстана?

- И еще одна выдержка: “Передача государственного пакета акций академии может привести к снижению качества подготовки кадров для стратегических отрас­лей страны”.
- Как можно уменьшить то, чего нет? По их мнению, сейчас качество обучения в академии хорошее. Я считаю, что это обман. Но ладно, если бы они только меня за нос водили - я, как сказал классик, сам обманываться рад. Но ведь это официальная позиция министерства! Значит, она будет навязана и депутатам, которые недавно сделали запрос на имя премьера о качестве подготовки студентов в академии. Вот в чем опасность! Также и главе правительства, и президенту скажут, что все там хорошо!

На днях читал новость: Минобр договорился с Финляндией о том, что наши будущие летчики теоретически будут обучаться здесь, а летную практику будут проходить там. Иными словами, в Финляндию поедут недоучки, которых здесь готовит академия. Я вам скажу: мы можем опозориться в международном масштабе!..

Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Тимура БАТЫРШИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть