28617

И дать, и взять

За что аналитики международного антикоррупционного центра Transparency International присвоили Казахстану высокий рейтинг коррупции в оборонной сфере?

На днях был опубликован отчет по итогам двухлетнего исследования, проведенного британцами в 82 странах мира, на которые в 2011 году пришлось 94 процента  всех мировых военных расходов - 1,6 триллиона долларов. Казахстан тоже вошел в список изучаемых стран.
Определяли уровень коррупции в оборонке нехитрым способом: методом опроса экспертов по 77 вопросам в категориях пяти видов рисков, в том числе политических, кадровых и операционных, при закупках вооружения.
Для 57 стран итоги исследования стали неутешительными. Как считают эксперты, причина тому низкий парламентский контроль за военными расходами и непрозрачность оборонной сферы как традиционно секретного сектора.
Казахстан наряду с Россией, Белоруссией, Китаем, Грузией, Турцией вошел в группу стран с высоким уровнем коррупции в оборонке. Хуже дела обстоят в Афганистане, Венесуэле, Зимбабве, Катаре, Иране, Ираке, Узбекистане. Критической антикоррупционщики назвали ситуацию в Сирии, Ливии, Египте, Алжире, Конго.
- Интересно, что 50 процентов стран в списке или совсем не публикуют данные о военном бюджете, или делают это в неудобоваримом для любого исследования виде, - говорит автор отчета Марк ПАЙМАН.
Мы попытались проанализировать, насколько справедливы замечания аналитиков Transparency International.

Еще в марте прошлого года Главная военная прокуратура Казахстана опубликовала итоги мониторинга в сфере коррупционных преступлений. Выяснилось, что 65 процентов от их общего числа приходится на военнослужащих Министерства обороны, в связи с чем для устранения выявленных нарушений прокуроры даже направляли в адрес министра обороны Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА разъяснения в сфере антикоррупционного законодательства.
Каким образом ситуация изменилась с тех пор, мы хорошо знаем по десяткам громких скандалов, в которых оказались замешаны далеко не рядовые военнослужащие Министерства обороны.
Достаточно вспомнить некоторые из них. Например, недавнее задержание по подозрению в получении взятки в размере 200 тысяч долларов начальника управления вооружения МО РК генерал-майора Алмаза АСЕНОВА (см. “Киев до СИЗО доведёт”, “Время” от 2.2.2013 г.) за содействие по поставкам вооружения с Украины. В августе 2012-го в гражданском аэропорту Алматы почти две недели бесхозно пылились управляемые авиационные ракеты стоимостью почти 3 млн. долларов (см. “Армейский пацифизм”, “Время” от 28.8.2012 г.).
Примечательно, что эти факты, как, впрочем, и многие другие, почему-то ускользнули от бдительного ока антикоррупционного штаба, который якобы был создан еще в мае 2009 года при Главной военной прокуратуре РК.
Мы попытались найти в анналах истории хоть какое-нибудь упоминание о достижениях этой структуры, однако, кроме ее помпезного образования под председательством главного военного прокурора Ергали МЕРЗАДИНОВА, никакой информации больше нет.
С трудом верится, что контролирующие инстанции и общественность совсем не интересует, на что армейцы тратят деньги налогоплательщиков, выделяемые для поддержания обороноспособности страны. Да что там греха таить, не сведущие в военных делах граждане вряд ли вообще в курсе, какая прорва денег уходит на нужды Министерства обороны.

А между тем за 20 лет независимости бюджет военного ведомства вырос в 25(!) раз.  
При столь внушительных тратах на оборонку общественности ничего не известно о целевом использовании этих денег. Хотя в стране достаточно контролирующих инстанций, способных сдерживать растущие аппетиты военного ведомства: депутаты парламента, Счетный комитет по контролю за исполнением респуб­ликанского бюджета, Генеральная прокуратура.
И если с контролирующими функциями прокуратуры все понятно, то несколько обескураживает отсутствие всякого интереса к финансам в сфере обороны со стороны депутатского корпуса. Например, за вторую сессию нынешнего, пятого созыва мажилиса из 138 депутатских запросов, сделанных в адрес правительства, мы не нашли ни одного, который был бы посвящен военным расходам государства.
Правы аналитики Transparency International, когда говорят, что на уровень коррупции в оборонной сфере напрямую влияет уровень парламентского контроля.
Что касается главного контролера за тратой бюджетных средств - Счетного комитета, то последний объемный отчет, подтверждающий далеко не идеальное исполнение бюджетных программ Министерством обороны за 2005-2006 годы, был сделан в 2007-м тогдашним членом Счетного комитета Зинаидой ЗАГОСКИНОЙ. Одно только перечисление выявленных нарушений заняло почти двадцать страниц!

Как нам стало известно из компетентных источников, в 2012 году счетное ведомство провело-таки две проверки эффективности использования государственных денег в Вооруженных силах. Однако данные эти оказались секретными. В частности, речь идет об анализе реализации госпрограммы развития Вооруженных сил на 2006-2010 годы, а также о контроле за использованием средств, выделенных войсковым частям Минобороны. В таком случае раз рядовым казахстанцам военные секреты знать не положено, быть может, парламентарии с их широкими полномочиями заинтересуются результатами “счетного” мониторинга?
По мнению исполнительного директора ОФ “Транспаренси Казахстан” Сергея ЗЛОТНИКОВА, коррупция в Казахстане носит системный характер.
- Я не стал бы утверждать, что в оборонной сфере воруют больше, чем в остальных других, так как у контролирующих органов государства нет интереса к пресечению и профилактике коррупции, - отмечает г-н Злотников. - Заметьте, что меры принимаются постфактум, когда, например, 10 млрд. долларов, о которых недавно сказал глава государства, выделенных на антикризисные меры, уже исчезли.
Заместитель председателя совета генералов Казахстана Махмут ТЕЛЕГУСОВ несколько лет назад, когда входил в эксперт­ный состав Счетного комитета, предлагал создать специальный отдел, который контролировал бы военную сферу.
- Насколько мне известно, такой отдел так и не создан. Возьмем, к примеру, госпрограмму развития Вооруженных сил, исполнение которой закончилось в 2010-м. Так, из-за отсутствия планомерного обновления вооружения и закрытости самого процесса от общественного контроля программа фактически провалилась. А для заместителя министра обороны Кажимурата МАЕРМАНОВА итогом ее реализации стали 11 лет колонии строгого режима.

Главный вред для экономики и государства страны генерал-майор запаса Телегусов видит в законодательстве о государственных закупках.
- Не должно Министерство обороны заниматься коммерческой деятельностью и участвовать в государственных закупках! - считает генерал. - Не может же оборонное ведомство одной рукой Родину защищать, а другой - портянки закупать и делать все одновременно с высоким качеством. Вот и теряем мы военную элиту, генералов: одни добровольно уходят из жизни, другие отправляются в места заключения...

Александра АЛЁХОВА, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: alyokhova@time.kz, Фото Владимира ЗАИКИНА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть

Свежее