28867

...И опять задержка рейса

Казахстанские авиаторы подвели итоги работы за прошлый год. 2012-й оказался рекордным по числу обслуженных пассажиров. Хотя некоторые “болезни” авиации, к сожалению, остаются хроническими. Например, такие, как задержки вылетов. А пока авиакомпании и аэропорты проводят разбор полетов, Минтранском подготовил новые правила обслуживания пассажиров.

Как в лучших портах Лондона

В начале февраля вступают в силу новые правила обслуживания авиапассажиров в воздушных гаванях страны. Соответствующее постановление 22 января 2013 года утвердило правительство РК. Свежие нормативы предусматривают внедрение международных стандартов качества обслуживания пассажиров. Как сообщает пресс-служба Министерства транс­порта и коммуникаций, среди основных критериев новых правил - удобство стыковок рейсов, комфортность зон ожидания, улучшенные условия для ориентации пассажиров в аэропортах. Стандарты затрагивают также деятельность предприятий общественного питания в терминалах, информационное обслуживание пассажиров, обеспечение их доступа к сотовой связи и беспроводному Интернету.
Согласно правилам, время досмотра пассажира в аэропорту не должно превышать 7 минут с учетом очереди.
При прохождении паспортного и визового контроля время ожидания - не более 20 минут по прилете и 30 минут при вылете. В целом же время обслуживания пассажиров в аэропорту по прилете не должно превышать 45 минут, при вылете - 60.
В правилах также предусмотрены требования к парковкам. Например, на территории аэропортов, где ежегодно обслуживается более 1 млн. пассажиров, должно быть не менее 500 парковочных мест. Путь пассажира от здания аэропорта до парковки по времени не должен превышать 5 минут.
Пассажиропоток самого крупного в стране Международного аэропорта Алматы (МАА) за 2012 год вырос на 9%. Впервые за последнее десятилетие аэропорт обслужил чуть более 4 млн. пассажиров. Общее количество рейсов в МАА в 2012 году достигло 51,5 тыс., что на 5% больше, чем в 2011 году.
Пассажиропоток аэропорта Астаны за 2012 год тоже увеличился на 14% по сравнению с прошлым годом, когда воздушная гавань столицы обслужила 2,3 млн. пассажиров на 17,5 тыс. рейсов.

Издержки развития

Хотя производственные показатели у авиаторов на высоте, тем не менее огромная часть пассажиров прилетала и вылетала с задержками. И это, кажется, уже становится системной проблемой наших авиаперевозчиков.
Еще полтора года назад, 3 июня 2011 года, президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ высказался на этот счет: “Большие нарекания к работе “Эйр Астаны”. “В 2009 году задерживался каждый 8-й рейс, в 2010-м  - каждый 6-й. Это вызывает возмущение”, - сказал глава государства на совещании по вопросам развития столицы.
Прежний министр транспорта и коммуникаций Берик КАМАЛИЕВ тогда ответил главе государства: “Мы над этим вопросом работаем, главная проблема - нехватка самолетов”.
“На все у вас ответ есть. Существующие самолеты почему задерживаются? - возмутился глава государства и добавил: - Тебя спасает только то, что ты новый министр, но если так будет продолжаться, скоро станешь старым министром”.
Камалиев поручил тогда КГА Минтранскома “принимать жесткие меры к должностным лицам организаций гражданской авиации”.
И что в итоге? Камалиев стал “старым министром”. А в 2012 году, как сообщила нам пресс-служба “Эйр Астаны”, пунктуальность выполнения рейсов авиакомпании составила 82,2%. Иными словами, задерживался почти каждый 5-й рейс этого авиаперевозчика!
Вот как в самой авиакомпании комментируют эту цифру: “Задержки рейсов происходят во всех авиакомпаниях мира. По данным Евроконтроля, европейский показатель пунктуальности полетов в 2012 году составил 84,25%, пунк­туальность вылетов авиакомпаний США составила 82,79%, у “Эйр Астаны” она составила 82,20%. Регулярность вылетов зависит от множества факторов. Большую роль играют погодные условия, эффективность взаимодействия служб авиакомпании и аэропортов, а также уровень инфраструктуры и оснащенности аэропортов, состояние взлетно-посадочных полос и другие факторы.
Большой проблемой является противообледенительное обслуживание самолетов. Бывают задержки рейсов, связанные с действиями пассажиров и оформ­лением багажа, когда пассажиры опаздывают на рейсы. Что касается технических причин, мы бы хотели подчеркнуть, что любая техника нуждается в своевременном ремонте и техническом обслуживании. “Эйр Астана” производит обслуживание в соответствии с международными требованиями и никогда не идет на компромисс с безопасностью. В случае малейших сомнений мы задерживаем рейсы”.

Кстати, в аэропорту Алматы, где “Эйр Астана” обслуживает больше всего рейсов, тоже ведут статистику регулярности полетов. Так вот по итогам 2012 года в рейтинге пунктуальности вылетов/прилетов в МАА “Эйр Астана” разделила “почетное” 13-е место с “Трансаэро” и “Туркиш Эйрлайнс”. Все три эти авиакомпании обслужили вовремя только 80% рейсов в/из Алматы. Самым дисциплинированным перевозчиком в МАА по итогам 2012 года стал KLM c показателем 94%. Пунктуальнее “Эйр Астаны” из южной столицы вылетали также “Бек Эйр” (92%), “Люфтганза” (92%), “Туркменские авиалинии” (92%), “Узбекские авиалинии” (92%), “Скат” (89%), “Эйр Арабия” (88%) и другие.
Согласно анализу аэропорта, в 2012 году “Эйр Астана” задержала 2149 рейсов из 10915 выполненных. В том числе по причинам, зависящим от авиакомпании, - 1494 рейса, по не зависящим - 655. В том числе из-за опоздания членов экипажей.
По вине аэропорта Алматы в 2012 году было задержано всего три рейса “Эйр Астаны”.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть