33455

Новая песня о старом, или Сохраним ли все яйца в одной корзине?

На этой неделе президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ послал соотечественникам сенсационный месидж, заявив: все пенсионные фонды страны будут объединены в один под эгидой Нацбанка. Примечательно, что всего за несколько дней до этого заявления подготовленный Нацбанком пакет предложений по реформированию отечественной пенсионной системы был направлен на рассмотрение в парламент, что дало нам повод начать на страницах газеты разговор о серьезнейших проблемах “пенсионки” и грядущих в ней переменах (см. “Старые счёты”, “Время” от 15.1.2012 г.). И вот теперь выясняется: мы попали в точку.

Напомним, глава Нацбанка Григорий МАРЧЕНКО в течение всего прошлого года пытался убедить народ в том, что повышение пенсионного возраста для женщин является несомненным благом для нашего общества. С ним спорили много и долго. В пылу этих споров казалось: “женский вопрос” - самая актуальная тема пенсионной реформы. Однако президент, выступая в минувшую среду перед правительством, кардинально поменял вектор дискуссии.
Итак, что же светит казахстанцам (а любой из нас “рискует” рано или поздно стать пенсионером), если завтра нашими накоплениями на старость будет управлять единый пенсионный фонд?
Мы обратились за комментариями в несколько действующих ПФ, однако получить сколь-нибудь внятные объяснения не удалось. Причину позже объяснили наши информированные источники, сообщив на условиях анонимности: всем пенсионным фондам дана команда “сверху” никак не комментировать ситуацию. А вот независимые эксперты, которых мы попросили высказаться, поразили широким диапазоном мнений.

Президент Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдар АЛИБАЕВ (на снимке) отнесся к предложению президента с определенной долей скепсиса:
- Идея создания единого пенсионного фонда вызывает много вопросов. Во-первых, за счет чего Нацбанк как управляющий орган поднимет его инвестиционную эффективность? Он будет инвестировать порядка 20 миллиардов долларов на той же бирже, где сегодня работают частные фонды. Откуда возьмутся высокодоходные инструменты, ведь их дефицит ощущается 15 лет: с тех пор как была начата пенсионная реформа?
Во-вторых, по моему глубокому убеждению, уровень государственного менеджмента намного ниже, чем у частников, и ожидать от чиновников эффективной работы не приходится.
В-третьих, кто конкретно будет управлять огромными пенсионными активами? Сам единый пенсионный фонд, управляющая компания или несколько таковых? Будет ли конкурентная среда? Или пенсионные накопления граждан будут просто вложены в государственные и зарубежные ценные бумаги? Но их доходность еще ниже той, которую дают пенсионные фонды сегодня.
Г-н Алибаев оговаривается: если бы все 11 действующих ныне на рынке накопительных пенсионных фондов (НПФ) были государственными, то их слияние не вызывало бы вопросов.
- Но 10 из них - частные, - напоминает он. - А потому вопросов - множество. Как будут соотнесены между собой интересы частного бизнеса, который работал в этой сфере 15 (!) лет, и возможное принудительное слияние фондов? Как воспримут это слияние хозяева акционерных обществ, в форме которых действуют НПФ? По какой системе будет происходить слияние? Будут ли предусмотрены компенсации хозяевам фондов, и если да - то каков будет их размер? А может быть, будет установлена фиксированная выкупная сумма? В таком случае, если акционеры не будут удовлетворены ценой, вправе ли они будут защищать свои интересы? Если фонды будут сливаться принудительно, как это повлияет на инвестиционный климат в стране? Не отпугнет ли это потенциальных инвесторов? Я в целом положительно отношусь к тому, что при слиянии пенсионных фондов существенно сократятся административные расходы. Но куда денутся их работники - тысячи человек? Ответов пока никто не дает, но об этом стоит крепко задуматься.
А учитывая тот факт, что на кону пенсионные накопления миллионов граждан, беспокойство за судьбу этих денег, находящихся в руках чиновников, многократно возрастает, - резюмирует Айдар Алибаев.

“Главная пенсионерка” страны, лидер движения “Поколение” Ирина САВОСТИНА (на снимке) в своих оценках гораздо более безапелляционна:
- Я в свое время была в Америке. И там пенсионерам приходит раз в месяц документ, где все расписано по пунктам: сколько у тебя на счету денег, какая была прибыль в этом месяце и т.д. У наших пенсионных фондов сегодня - постоянное отрицательное сальдо, и это ни для кого не секрет. О том, что чилийская пенсионная система в условиях Казахстана не будет работать, мы предупреждали еще в 1995 году! Я уж не говорю о том, что будет после слияния фондов. Конкретно: невозможно будет выяснить, в каком ПФ сколько денег разворовали. В Штатах все старики довольные и толстые. А у нас  что?..

А вот экономист Акбар ТУКАЕВ (на снимке) готов поспорить с предыдущими ораторами:
- Первоначальная идея была, конечно, хорошая: создать сеть фондов, которые бы между собой конкурировали, - уверен он. - Однако здоровой конкуренции не получилось - вместо этого мы получили целый ряд паразитирующих структур, которые никак не участвуют в развитии экономики. Хотя обвинять в этом только лишь владельцев фондов нельзя - само государство не предоставило никаких рычагов для того, чтобы они могли успешно инвестировать в перспективные проекты.
Слияние всех крупных фондов в один, мне кажется, продиктовано желанием государства свести риски потерь накопленных граж­данами пенсионных средств к минимуму. Когда у нас будет единый оператор вместо распыленных структур, тогда можно отрабатывать технологию минимальных рисков. Никаких прорывных проектов, конечно, ждать не приходится. Зато будет практически гарантирована сохранность вкладов.
Г-н Тукаев считает необоснованными предположения о недовольстве владельцев пенсионных фондов:
- У них было 10 лет для развития, но они так и не сгенерировали инвестиционную политику.
В общем, ясно одно: экспертов много, мнений - еще больше, а ответа на главный вопрос - чего ждать нам, будущим и нынешним пенсионерам - увы, нет.

Правда, на брифинге в минувший четверг в Астане министр труда и социальной защиты населения страны Серик АБДЕНОВ пытался выиграть время, сообщив: возглавляемому им ведомству и Нацбанку поручено в течение месяца разработать и представить предложения по созданию единого пенсионного фонда. При этом он отметил, что эксперты Всемирного банка (ВБ), вместе с нашими правительственными чиновниками проанализировавшие деятельность НПФ республики, сделали заключение о ее неэффективности. По данным Минтруда, по состоянию на сегодняшний день “зависшими”, то есть неиспользуемыми, считаются более 750 пенсионных счетов граждан.
- Это связано с умершими, выез­дом и переменой места жительства владельцев счетов, с присвоением группы инвалидности владельцам счетов, - пояснил министр.
Однако слова молодого министра (суть которых можно передать одной фразой: потерпите месяц - и все вам будет) вряд ли снизят накал разгорающихся в обществе страстей.

Игорь ХЕН, Алматы

Дословно

НПФ “Астана”:
“Появление нового крупного монополиста в финансовой системе является существенным шагом назад для страны с рыночной экономикой. (…) Действительно, не все пенсионные фонды сегодня показывают результативную работу, однако у каждого вкладчика есть возможность выбора, а это, в свою очередь, является основополагающим принципом каждого демократического государства с рыночной экономикой. (…) Кардинальное изменение правил работы на финансовом рынке негативно скажется на международном имидже Казахстана”.

Из пресс-релиза фонда

Гульжана КАРАГУСОВА, председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету:
- При формировании единого пенсионного фонда есть очень большие риски. Во-первых, надо из всех пенсионных фондов наши с вами деньги перевести, при этом не потеряв ни тиынки. Потому что во многих пенсионных фондах учетная пенсионная база, как это нам показывал отчет правительства, некорректная. 6 млрд. тенге - это разница некорректного счета у пенсионных фондов, которых (вкладчиков) давно уже даже нет, которые выбыли и так далее. Второй риск заключается в том, как эти деньги будут использоваться. (…) Любое использование длинных финансовых инструментов должно быть диверсифицировано и должно контролироваться и управляться не один раз в год, не один раз в квартал, не один раз в день, а 24 часа в сутки, учитывая волатильность фондового рынка сейчас.

Из интервью Интерфакс-Казахстан, 24 января

Ерболат ДОСАЕВ, министр экономики и бюджетного планирования:
- Что касается вопроса о едином пенсионном фонде, я не думаю, что это будет сам пенсионный фонд единый. Имеется в виду система управления счетами. Об этом шла речь (на совещании в правительстве с участием президента 23 января. - Ред.). А управляющие компании останутся частными, и все остальное, что сегодня есть, это все остается...

Сказано журналистам в Астане 24 января

Поделиться
Класснуть