Катастрофа АН-72: разбор пролётов
Неполадки в бортовом оборудовании, ошибки командира экипажа и сложные метеоусловия стали причинами крушения самолета АН-72 и гибели командиров Погранслужбы КНБ в декабре прошлого года в Южном Казахстане. Вчера Генеральная прокуратура огласила предварительные итоги расследования уголовного дела, возбужденного по факту этой авиакатастрофы под Шымкентом, в которой погибли 27 человек.
В Генпрокуратуре буквально поминутно расписали все обстоятельства ЧП, ставшие известными после расшифровки бортового самописца.
Экипаж прошел медосмотр и был допущен к полету, взлет с ВПП столичного аэропорта прошел в штатном режиме в 16 часов 52 минуты 25 декабря 2012 года.
Неприятности начались в небе. Вскоре после взлета отказал автопилот, и командир продолжил пилотирование в ручном режиме, что, впрочем, не противоречит правилам эксплуатации. Первой ошибкой экипажа стала передача командиром судна управления самолетом второму пилоту (это произошло на 2-й минуте 29-й секунде полета), что запрещено при перевозке пассажиров.
Затем снова подвела техника - на 2-й минуте 40-й секунде после взлета отказал радиовысотомер, при этом в кабине самолета не была включена система раннего предупреждения приближения земли.
- То, что было не включено, - установлено, а о невключении этой системы (раннего предупреждения приближения земли. - Н. К.) разговора в ходе полета не было. Почему они (пилоты. - Н. К.) не включили, об этом теперь уже… - не смог подобрать нужных слов официальный представитель Генпрокуратуры Нурдаулет СУИНДЫКОВ (на снимке).
Экипаж продолжил полет, основываясь на показаниях барометрических приборов измерения высоты. Однако, как стало известно из расшифровки черного ящика, шалил и этот высотомер: на 19-й минуте показания скачкообразно менялись с 696 до минус 1375 метров, на 22-й минуте - с 749 до 2672 метров. Из переговоров пилотов следователи узнали также, что самолет подвергся обледенению.
В 18 часов 31 минуту борт пошел на посадку в аэропорту Шымкента, причем в сложных погодных условиях, что стало известно также из разговоров экипажа.
В тот момент командир экипажа допустил вторую ошибку - не установил на барометрическом высотомере давление близ аэропорта Шымкента, в результате чего показатели могли иметь искажения до 385 метров, то есть самолет был на гораздо меньшей высоте, чем полагали летчики.
- Шымкентский диспетчер дал указание об установлении давления местного аэропорта и назвал соответствующие параметры. Командиром корабля это указание было проигнорировано, - сообщил Суиндыков. - Достоверно установлено, что он не менял давления на барометре.
В 21 километре от аэропорта Шымкента в 18 часов 54 минуты самолет столкнулся со склоном оврага. Следственная группа при помощи компьютерной графики восстановила последнюю минуту до катастрофы, этот ролик продемонстрировали журналистам. В последние секунды один из членов экипажа крикнул: “На высоте го… Горы что ли?”.
Удар был настолько сильным, что самолет разорвало на части.
Таким образом, межведомственная следственно-оперативная группа под руководством спецпрокурора главной военной прокуратуры установила целую совокупность обстоятельств, послуживших причинами авиакатастрофы: неполадки в бортовом оборудовании (выход из строя автопилота и радиовысотомера, сбои в работе барометрических приборов измерения высоты), ошибки командира экипажа при пилотировании самолета (невключение системы раннего предупреждения приближения земли, неправомерная передача управления самолетом помощнику командира корабля, неустановление на барометрическом высотомере давления аэропорта Шымкента), сложные метеорологические условия (снег с дождем, туман, ограниченная видимость, сильное обледенение).
С этими выводами следователей согласны и члены правительственной комиссии по расследованию причин крушения самолета АН-72. Тем не менее следователям предстоит выяснить еще много деталей этой авиакатастрофы. Казахстан направил правоохранительным органам Украины, где, как известно, в прошлом году потерпевший крушение борт проходил восстановление ресурса, международное следственное поручение: предстоит выяснить, насколько качественно были проведены ремонтные работы.
- Они будут заниматься и на месте проверять эти вопросы. Сейчас говорить о том, что есть вина завода, где производился ремонт, еще преждевременно, - предостерег от скоропалительных выводов Суиндыков. - Когда мы получим заключение наших украинских коллег, будет дана соответствующая правовая оценка.
Правовую оценку следователи намерены дать и действиям наземных служб и командования воинской части, к которой был приписан упавший борт. В частности, прокурорам предстоит проверить, соблюдались ли ими правила подготовки полетов.
Нурзат КАРИМ, фото автора, Астана