И снова - здравствуйте!
В распоряжении редакции оказались копии некоторых судебных документов середины “нулевых” годов, которые свидетельствуют: предприимчивый делец, один из главных фигурантов громкого “хоргосского дела”, представляясь зятем высокопоставленного агашки, имеющего тесные связи в городском акимате (в том числе с тогдашним акимом Алматы Виктором ХРАПУНОВЫМ), за определенное вознаграждение обещал людям земельные участки в престижных районах мегаполиса.
Доподлинно неизвестно, сколько всего человек стали жертвами этой аферы, и относительно общей суммы “вознаграждения” тоже остается лишь догадываться. Дело было в 2004-2005 годах, и уже то, что следователям финансовой полиции удалось накопать немало фактов о художествах Виктора Вячеславовича, в принципе, делает им честь. Ближе всех к тому, чтобы добиться справедливости, оказался алматинец А. КУЗЬМИН. Вот вкратце его история.
За получение разрешения на пользование земельным участком он отдал посредникам более 151 миллиона тенге. По показаниям Кузьмина в суде, в сентябре 2004 года его познакомили с неким А. БОРАНБАЕВЫМ и чиновником горакимата Е. ЖУЗЖАСАРОВЫМ. Кузьмин планировал приобрести земельные участки в южной столице, и новые знакомые пообещали ему в этом помочь. А. Боранбаев недвусмысленно намекнул, что без взятки руководству города никакие решения по земельному вопросу не рассматриваются в принципе. И тут же назвал цену - 151,5 миллиона тенге. Отдать такую сумму в один присест г-н Кузьмин не смог и стал выплачивать “земельный оброк” частями.
Сам Кузьмин сказал, что встречался с Боранбаевым шесть раз для передачи денег. Однако предприимчивые дельцы, получив вожделенные миллионы, выдавать участки не торопились, каждый раз обещая решить вопрос в “ближайшее время”. В январе 2005 года Кузьмина познакомили с небезызвестным Талгатом Махатовым, который пообещал помочь, но за свои услуги запросил 550 тысяч долларов. Чтобы новый знакомый поверил в его немалые возможности, г-н Махатов “сдал” Кузьмину Боранбаева и акиматовского чиновника Жузжасарова, сообщив: эти двое обманывают предпринимателя, а вот он - Талгат Махатов - непременно поможет. Для пущей убедительности г-н Махатов даже уверил Кузьмина, что уже получил от Боранбаева 600 тысяч долларов и теперь для окончательного решения земельного вопроса нужно еще 550 тысяч “зеленых”. Уставший от бесконечных “завтраков” Кузьмин написал заявление в финансовую полицию. Финполовцы возбудили на Т. Махатова уголовное дело по обвинению в мошенничестве и 15 июня 2006 года арестовали.
В суде Боранбаев всячески выгораживал Махатова, акиматовских чиновников, взяв всю вину за крупное мошенничество на себя. Хотя в ходе следствия Боранбаев показал, что Е. Жузжасаров представил ему Т. Махатова как первого заместителя руководителя земельного комитета Алматы, имеющего прямой доступ “к телу акима” В. Храпунова, а кроме того - как зятя очень влиятельного человека с невероятно громкой фамилией. Именно Т. Махатов, получив от Жузжасарова деньги, обязался, используя свои влиятельные связи с руководством акимата, заняться оформлением земельных участков для Кузьмина. Более того, в присутствии Боранбаева Жузжасаров передал Махатову часть денег, собранных А. Кузьминым.
Разумеется, ни денег, ни земельных участков Кузьмин так и не увидел. Дальнейшие попытки достучаться до правды никаких результатов не принесли. И не могли принести. В те годы копать против тяжеловеса Храпунова было, мягко говоря, небезопасно. Поэтому 19 июля 2007 года в Алмалинском районном суде Алматы при рассмотрении уголовного дела по обвинению Талгата Махатова в крупном мошенничестве государственный обвинитель, помощник прокурора района С. ЕРМЕКБАЕВ заявил ходатайство о возвращении дела на дополнительное расследование. Судья Р. АШКЕЕВА удовлетворила заявленное ходатайство, и была изменена мера пресечения для подсудимого. Находящегося под арестом Махатова выпустили из зала суда под подписку о невыезде и надлежащем поведении 19 июля 2007 года.
Сразу же после освобождения г-н Махатов уехал к себе на родину - в Жамбылскую область. Следователи, получив дело из суда на доследование, положили его под сукно. А в 2007 году, переквалифицировав тяжкую статью “мошенничество” на менее тяжкую “подделка документов”, уголовное дело № 057573240002 и вовсе прекратили по амнистии.
Спрашивается: за что такие послабления? Ответ прост: в материалах уголовного дела и постановлении суда упоминается фамилия В. Храпунова. А в те годы признать его виновным в чем-либо, даже в распродаже земли, было просто невероятно. Ни один следователь, прокурор не мог позволить себе объявить акима виновным (впрочем, после его громкой отставки и выезда в Швейцарию обвинения на Храпунова по делам прошлых лет стали сыпаться как из рога изобилия)...
Когда шло следствие, бывший мэр Алматы руководил акиматом Восточно-Казахстанской области и оставался весьма влиятельным чиновником. Позже он пересел в кресло министра по чрезвычайным ситуациям, откуда вскоре и вылетел (причем именно за незаконную раздачу алматинских земель) в Швейцарию. Тогда в кулуарах правительства ходили разговоры, что только в последний день акимства в Алматы г-н Храпунов подписал сотни решений о выдаче земельных участков в престижных районах города. Называли даже примерную стоимость одной его подписи.
Финполовцев часто обвиняют в предвзятости в расследованиях, коррумпированности и даже участии в рейдерстве. Но они все же умудрились раскопать прежние грешки экс-акима Храпунова и возбудить, пусть и заочно, сразу несколько громких уголовных дел по довольно серьезным статьям. Среди прочих - незаконное распределение лакомых земельных участков членам своей семьи. Мы решили помочь финполицейским и предлагаем копнуть поглубже и в этом деле с мошенничеством. Еще раз напомним номер уголовного дела - 057573240002. Поднимите это давнее дело, уважаемые борцы с коррупцией! Возможно, появятся новые факты о некогда всемогущем акиме, которые в те годы по понятным причинам не было шансов довести до конца. И кто знает, не отольются ли они сегодняшнему обитателю окрестностей Женевского озера. Ведь не вечно же, в самом деле, ему благоденствовать в стране банков и сыра...
Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы