30886

Информация к разглашению

Юридический казус Закона “О нотариате”, о котором наша газета писала на прошлой неделе (см. “Нотариалити-шоу, или В чьих интересах тайное стало явным?”, “Время”, от 10.1.2013 г.), еще раз показал, чем опасны для гражданского общества некачественные законы. Согласно статье 49 Закона “О нотариате”, нотариусов обязали передавать все сведения о своих операциях в частную компанию “Национальные информационные технологии” (“НИТ”). Вместе с тем статьи 3 и 18 указанного документа гласят: разглашение нотариусами данных, полученных от своих клиентов, категорически запрещено! Понятно, для чего создавался единый реестр, коим в данном случае выступает “НИТ”, - чтобы контролировать работу стряпчих. Но при этом электронное правительство напрямую бьет по нотариусам! Каждого из них можно привлечь к ответственности: выполняя одну статью закона, они нарушают другую. Как выйти из сложившейся ситуации? По просьбе газеты “Время” об этом рассуждают эксперты.

Сергей УТКИН, юрист:
Тайна - прежде всего!
- Я как практикующий юрист прекрасно понимаю, о чем идет речь. Электронный реестр для нотариусов был придуман с одной целью: чтобы упорядочить их работу. Не секрет, что некоторые из них могут оформить какой-нибудь документ задним числом, а потом бумага появляется в суде. У меня даже бывали случаи, когда знакомые звонили и спрашивали: есть ли среди моих контактов такой нотариус, который “поможет”? То есть нашими гражданами это воспринимается как норма. Поэтому нотариусов надо жестче контролировать. Но в то же время, когда речь заходит о профессиональной тайне, я прекрасно понимаю, что она превыше всего. Нет ничего важнее таинства сделки, завещания, заверения документа. Если мы сейчас начнем разбрасываться информацией налево и направо, это может привести к самым трагичным последствиям. Поэтому я считаю, что сначала надо позаботиться о соблюдении тайны. Соответственно, надо менять существующий закон.

Жемис ТУРМАГАМБЕТОВА, правозащитник:
Палата без ума
- Возникшая ситуация - это огромнейший нонсенс. С одной стороны, нотариусы должны передавать информацию, а с другой - могут сесть в тюрьму за разглашение данных. Вот я лично теперь ни к одному нотариусу не пойду. Моя тайна принадлежит только мне, и обнародована она может быть только по моему желанию. Или по требованию правоохранительных органов, но и в этом случае они могут лишь получить доступ к информации, а не кричать об этом на каждом углу. У меня вопрос к руководству республиканской нотариальной палаты: как вы могли допустить выход такого закона? Почему вы сейчас отмалчиваетесь, не бьете в набат, не кричите: “Караул”? Неужели палата не участвовала в разработке документа, ее представители не бывали на заседаниях рабочей группы? Грош цена тогда такому общественному объединению! Мне кажется, эти люди теперь должны в парламент ходить, как на работу, чтобы депутаты внесли поправки и изменили закон. И сейчас надо не нотариусов наказывать, а вспомнить о здравом смысле.

Марат ШИБУТОВ, политолог:
Наши законы - от балды
- Я думаю, казахстанцы уже привыкли к тому, что наши законы оставляют желать лучшего. Очень часто из-за новых законов жизнь граждан ухудшается, хотя должно быть наоборот. Депутаты торопятся при разработке документа, не советуются с профильными организациями. Давайте будем честны: часто законы пишутся вообще от балды. Никакого анализа регулятивного воздействия не проводится. А ведь прежде чем написать закон, должны быть проведены исследования: а как он повлияет на людей, на общественные объединения, на нашу с вами жизнь? Это вопрос компетент­ности наших депутатов. Вот пример: по нашему законодательству у простого гражданина Казахстана не должны храниться топографические карты определенного вида, за это можно “загреметь” в тюрьму - как за разглашение государственной тайны. И это в то время, когда весь мир пользуется Google Maps, когда любой поисковик легко найдет фотографии местности, сделанные со спутников! Я не удивлюсь, если в Сеть скоро попадет и информация от нотариусов. Куда-то же ее надо девать!

Нурбах РУСТЕМОВ, экс-депутат мажилиса:
Переделать никогда не поздно
- Да, я помню, как долго в парламенте обсуждали законопроект “О нотариате”. Я, к сожалению, в нем принимал не самое активное участие. Комитет, в котором я работал, в тот момент занимался важнейшими интеграционными процессами, поэтому я где-то мог упустить детали других законопроектов. Знаете, я считаю так: если в работе нотариусов после появления нового документа появились какие-то трудности, то еще не поздно все исправить. Ведь парламент работал вчера, работает сегодня, будет работать и завтра. Сейчас комитет мажилиса по законодательству и судебной реформе возглавляет Рахмет МУКАШЕВ. Прекрасный специалист, бывший вице-министр юстиции, профессионал своего дела. Думаю, ему под силу подготовить поправки и вынести их на обсуждение. Если есть юридическая накладка, ее устранят, я в этом не сомневаюсь.

Мурат МАШКЕНОВ, генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана:
Закон - не дышло!
- Давайте начнем с того, что такого юридического термина, как электронное правительство, у нас в стране нет. Это, скорее, ноу-хау, что-то модное, придуманное для того, чтобы государственные услуги оказывались быстрее. Различные механизмы, используемые элект­ронным правительством, юридически нигде не прописаны. И хотя я не специалист гражданского права, мне кажется, что не надо придумывать какие-то странные трактования закона. Есть первоисточник. У нас, к сожалению, им крутят, как хотят. Вот так по закону, считает адвокат, так - прокуратура и совсем иначе - судья. К законам придумывают дополнения и разъяснения. Часто их трактуют по комментариям какого-то специалиста. Это неправильно в корне. Закон должен быть понятен всем, чтобы не возникали казусы и недопонимания. В противном случае дело доходит до Конституционного совета, который должен снять противоречия документа. Думаю, и в случае с нотариусами должно быть так же - профильному закону нужна тщательная экспертиза.

Михаил КОЗАЧКОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть