32500

Добро пожаловать, или Посторонним въезд воспрещен

Как мы уже сообщали, на прошлой неделе президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ предложил ограничить въезд транспорта в центр Алматы. Городской акимат уже через два дня после этого представил общественности свою программу по разгрузке южной столицы (см. “Ездец всему!”, “Время” от 12.1.2013 г.). По мнению правозащитников и общественных деятелей, сам по себе проект неплохой, но как его реализовать на практике... Вот тут-то и возникают у них большие сомнения.

Во-первых, не будут ли ущемлены конституционные права иногородних граждан на свободу передвижения? А во-вторых, кто даст гарантию, что реализация программы не станет питательной почвой для роста коррупции? К примеру, нельзя же исключить человеческий фактор на тех же экологических постах на въезде в город.
- Гарантия - закон, - уверяет начальник отделения агитации, пропаганды и работы со СМИ управления дорожной полиции ДВД города Алматы Еркин УТЕГЕНОВ. - Есть действующее законодательство, есть сотрудник органов внутренних дел. Он не должен брать взятки.
Хорошо сказал. И даже где-то в глубине души хочется этому верить. Впрочем, аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ считает, что выход здесь прост: нужно только установить на экопостах камеры видеонаблюдения, и проблема взяточничества отпадет как таковая. Но...
- Это вопрос не одного дня, - продолжает Утегенов, - и быстро его решить, я думаю, не получится. Над этим работает практически все руководство города: акимат Алматы, ДВД, управление природных ресурсов, природоохранная прокуратура, экологи. Этот вопрос будет решаться коллегиально. В свою очередь, УДП дано задание установить экологические посты. Они расположатся на основных магистральных въездах в город.

- И когда они появятся?
- Это опять же вопрос не одного дня. На всех выездных группах эти посты уже давным-давно стоят и работают - с дымомерами, газоанализаторами. Здесь вопрос о новом подходе, новом качестве работы. Посмотрим, что предложат экологи, природоохранная прокуратура, управление природных ресурсов и так далее. Сейчас каждая служба готовит свои предложения. Руководство города должно рассмотреть все эти предложения и принять оптимальное решение.

Пока зависимые службы ищут “оптимальное решение”, независимые юристы и общественники сеют зерна сомнения. К примеру, директор антикоррупционного центра Transparency Kazakhstan Сергей ЗЛОТНИКОВ считает, что этот вопрос нуждается в комплексной проработке.  
- Надо ведь еще учесть, что многие из иногородних таксуют, чтобы прокормить свои семьи, - говорит он. - Обеспечили бы власти людей работой - они бы сюда не приезжали. А что касается разгрузки города... К примеру, стоит знак “стоянка запрещена”. Но машины там не то что в один - в два ряда умудряются парковаться. Стоят у светофоров, на пешеходных переходах... Получается, закон попросту не работает.
По мнению юриста, акиму Алматы неплохо было бы перенять опыт мэра Вильнюса, который выехал на бронетранспортере и подавил припаркованные в неположенном месте машины. После этого никто не решился бы оставлять их где попало!
- Еще в прошлом году рапортовали, что будут делать платные автостоянки. И где они? - вопрошает Злотников. - Только деревья поспиливали, и все.
С Сергеем Злотниковым солидарен и юрист Сергей УТКИН. По его словам, нужно не застраивать каждый пятачок земли новыми магазинами или жилыми домами, а предусматривать все больше и больше мест для парковки:
- Что касается экологии, я всегда “за”. Автомобили не должны превышать допустимые нормы выброса вредных веществ в атмосферу. И если машина не соответствует требованиям, то она вообще не должна эксплуатироваться, уж не говоря о том, чтобы въезжать в Алматы. Правда, есть тут еще один момент, касающийся качества бензина. Ведь с машиной может быть все в порядке - просто залили плохой бензин. Или дело может быть в самом приборе, замеряющем выхлопы. Ведь не секрет, что на экопостах могут что-то подкручивать, чтобы выманивать деньги. И даже если у тебя все в порядке, прибор покажет превышение токсичности. Люди опасаются, что опять будет коррупция. Будут просто собирать деньги, а улучшения экологии не произойдет.

А вот президент Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ считает, что чиновники поторопились с разработкой программы по снижению транспорт­ной нагрузки на город.
- Президент ударил по столу и сказал, что нужно ограничить въезд в центр Алматы. Он абсолютно прав в том плане, что каким-то образом нужно ограничивать количество автомобилей, которые ездят и паркуются в центре города, - говорит он. - Естественно, это не означает, что город по периметру огородят колючей проволокой.
На взгляд главного автомобилиста Казахстана, есть несколько вариантов решения этой проблемы. Во-первых, увеличить число платных парковок. Во-вторых, развивать инфраструктуру общественного транспорта, в том числе метрополитена. В-третьих, построить так называемые перехватывающие многоуровневые паркинги по периметру города. Кроме того, Эдоков предлагает снизить пошлину на ввоз экологичных автомобилей до нуля, чтобы экономически стимулировать людей, как это делается в развитых странах.
Поинтересовались мы и мнением частных извозчиков, которые тысячами ежедневно приезжают в южную столицу на заработки. Все они как один высказались против идеи ограничения въезда в город, однако открыто представить свою точку зрения не решился никто. Поэтому мы публикуем одно из мнений на условиях анонимности.
- Когда в конце 1990-х наше предприятие развалилось, я не смог устроиться на работу, - говорит житель Алматинской области по имени Нурлан. - А семью кормить надо было, вот и пришлось таксовать. Я живу в области, каждый день встаю в 5 утра и еду в город. Таксую до поздней ночи. Зарабатываю немного, но на жизнь хватает. До пенсии мне еще два с лишним года. Но сколько я буду получать? Так что если въезд в Алматы запретят (у меня машина старая, и я не уверен, что меня на каком-нибудь экопосту не “хлопнут”), моя семья просто помрет с голоду. Для многих из нас это единственная возможность заработать. Лучше бы подумали, как обеспечить всех работой, поднять пенсии, снизить цены на еду и комуслуги. А они: запретить - и все! А народ должен страдать...

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть