4951

Медицина тут бессильна?

Как нам дружно не подхватить болезнь Альцгеймера

Медицина тут бессильна?

Продолжительность жизни казахстанцев увеличилась, но это приятное обстоятельство повлекло за собой неожиданное последствие: медобслуживание усложняется.

Депутатская фракция Народной партии Казахстана (НПК) в мажилисе провела круглый стол на тему доступности и качества медицинских услуг. Как говорится, аншлаг был обеспечен.

Прежде чем речь зашла о сис­темных проблемах, вице-министр здравоохранения Ержан НУРЛЫБАЕВ статистикой обозначил масштабы этой сис­темы.

В стране функционируют 3324 амбулаторно-поликлинические организации (в том числе 1328 частных) и 872 больничные организации (из них 354 частных).

Ежегодно свыше 2,5 млн пациентов получают стационарную помощь, регистрируется более 103 млн посещений в организации первичной медико-санитарной помощи. В этом году родилось 336 290 детей, обслужено 7,7 млн вызовов скорой помощи.

При этом, по словам вице-министра, после нескольких лет спада в показателе продолжительности жизни населения сейчас наблюдается рост. С 2021-го, когда средняя продолжительность жизни казахстанцев составила 70,2 года, этот показатель последовательно увеличивался: 74,44 года в 2022-м и 75,09 года - в 2023-м.

- Численность населения в настоящее время в Казахстане составляет 20 млн 645 тысяч человек, - сообщил Нурлыбаев. -

В структуре населения дети до 14 лет составляют 21,8 процента, граждан в возрасте от 15 до 64 лет - 70,3 процента, старше 65 лет - 7,9 процента.

Он также сообщил, что сегодня более 3,4 млн казах­станцев находятся вне системы плановой медицинской помощи, а принимаемые меры по их вовлечению не имеют желаемого эффекта. При этом в респуб­лике остается нерешенным вопрос приведения инфраструктуры здравоохранения в соответствие с потребностями граждан.

Советник председателя Алматинского областного филиала НПК Эльмира АУЕЗОВА привела данные независимого анализа, которые подтверждают очевидное: существующая в стране система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) сталкивается с рядом критических проблем.

- Основные претензии рес­пондентов связаны с качеством предоставляемых медуслуг, - констатировала она. - 51,9 процента участников опроса выразили желание видеть улучшение качества обслуживания, что подчеркивает необходимость повышения квалификации медицинского персонала и усиления контроля за соблюдением требований стандартов организации оказания медицинской помощи. Кроме того, значительная часть респондентов отметила трудности в доступе к врачам (24,4 процента) и ограниченность спектра услуг (21,5 процента).

Проблемы с очередями (!) и доступностью (!) специалистов остаются одними из наиболее острых вопросов, что подтверж­дается ответами 81 процента респондентов, сталкивающихся с задержкой в оказании медицинской помощи.

Вопросы оперативности реагирования на жалобы пациентов и посетителей клиник тоже, по словам Ауезовой, вызывают беспокойство: 37 процентов опрошенных заявили, что их вопросы либо решаются слишком долго, либо не решаются вовсе. Это свидетельствует о недостаточной эффективности коммуникации между пациентами, госорганами, квазигосударственным сектором и медорганизациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности последних.

Противоречивые оценки вызывает у респондентов финансовая сторона ОСМС. Более половины участников опроса (57 процентов) считают данную систему неэффективной. Они готовы платить больше, но ожидают взамен значительного повышения качества услуг.

- Таким образом, - подчерк­нула эксперт, - система обязательного социального медицинского страхования нуждается в комплексных реформах, включая повышение качества и доступности медицинских услуг, улучшение взаимодействия между пациентами и Фондом обязательного медицинского страхования, а также увеличение спектра предоставляемых услуг и пересмотра тарифов.

Разумеется, сразу встает вопрос, на какие деньги реформировать систему и стоит ли овчинка выделки. Мнений тут как минимум два, и они противо­положные.

Глава группы компаний “Сункар” Куаныш КЕРИМКУЛОВ посетовал: до сих пор все инициативы в этой сфере фактически обнулялись из-за фактора коррупции.

- Побороть коррупцию поможет только внедрение лучших практик корпоративного управления, - считает он. - У нас ведь до сих пор нет стратегического плана развития, разработанного в Министерстве здравоохранения, где каждый, кто разрабатывал этот стратегический план, нес бы какую-то ответственность деньгами и своей свободой.

По его мнению, здравоохранение - это самодостаточная система, которая сама себя развивает. Но при этом надо учитывать, что продолжительность жизни населения растет и в будущем граждане будут вынуждены добровольно откладывать все больше денег на поддержание своего здоровья.

А далее Керимкулов высказал довольно шокирующую мысль:

- На сегодня солидарная медицина в той форме, которая работает в нашей стране, прак­тически полностью исчерпала свои ресурсы как эффективная финансовая система. Сейчас правительство, идущее на поводу популистских высказываний некоторых личностей, должно полностью отказаться от социальной поддержки нашей отрасли! Нашу отрасль поддерживать не надо. Наша отрасль должна быть самостоятельной, эффективной, она должна быть лучшей. А для того чтобы отрасль развивалась и чтобы продолжительность жизни граждан увеличивалась, а ее качество улучшалось, нам нужны налоги.

Иными словами, предлагается передать финансирование медицинских услуг и медстрахования в конкурентную среду. Чтобы государство выдавало медицинским организациям госзаказы пропорционально выплаченным ими в госбюджет налогам.

Противоположной точки зрения придерживается доцент кафедры хирургических болезней Медицинского университета Астана кандидат меднаук Владимир ОПЕНЬКО. Он отметил, что система здравоохранения у нас финансируется с налогов граждан, и если сейчас сделать резкий крен в сторону коммерциализации этой сферы, то страна получит огромные проблемы.

Между тем отечественное финансирование - шкура настолько маленького медведя, что и делить ее как-то неловко.

- Согласно рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), бюджет сферы медицины должен составлять минимум 5,5 процента от ВВП, - заметил Опенько. - Так вот, первое место по этому показателю занимает Афганистан - страна, которая десятилетиями не имела покоя. И тем не менее там на здравоохранение выделяется 21 процент ВВП! Мы иногда в своем лексиконе иронично упоминаем Гондурас, но даже он входит в 50 стран по уровню финансирования здравоохранения. И посмотрите, где находимся мы. У нас 3,9 процента - это показатели ВОЗ, а, согласно нашим собственным данным, в реальности где-то 2,8 или 2,9 процента. Мы находимся на 162-м месте из 190 стран!..

Если говорить о рыночных отношениях, то, задается вопросом доцент, каким образом надо приглашать в казахстанские клиники иностранных туристов? На какие медицинские услуги они должны сюда приезжать? Рынок - это товар и деньги. То есть если у нас нет тех услуг, которые востребованы в мире, то никто никогда к нам не приедет.

- Востребованы новые технологии. Те самые, на развитие которых у нас выделяют меньше двух процентов бюджета. Мы на чем деньги собираемся зарабатывать? - продолжал ставить вопросы Опенько. - На тех, извините за выражение, технологиях, которые мы получаем через десятилетия после того, как они были внед­рены в других странах?..

Он уверен, что для решения проблем системы медобслуживания необходимо помимо прочего увеличить финансирование фундаментальной науки и научных проектов. Причем в запасе у нас, по мнению специалиста, не более 20-30 лет. Как ни странно, именно потому, что увеличивается продолжительность жизни населения. Уже близок тот рубеж, за которым будет стремительно снижаться качество этой долгой жизни.

- Это болезнь Альцгеймера, - пояснил свою мысль кандидат медицинских наук. - Как известно, заболеваемость ею растет с возрастом. Если вероятность заболеть в 65-80 лет равна 5 процентам, то у людей старше 80 лет она поднимается до 25 процентов. О чем это говорит? На слайде вице-министра вы видели, что мы приходим как раз к этому рубежу - 80 лет. Такой скоро будет средняя продолжительность жизни казахстанцев. И четверть наших пожилых людей будет страдать от деменции. А это означает, что в круглосуточном режиме к такому пациенту должен быть приставлен медицинский работник или младший медицинский работник. Представьте, какая социальная нагрузка через 20-30 лет ляжет на бюджет нашей страны и всего мира. Если в 2018 году на решение этих проб­лем в высокоразвитых странах было потрачено 690 млрд долларов, то уже к 2030-му эта цифра увеличится втрое! Это бремя не минует и нас.

Владислав ШПАКОВ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Астана

Поделиться
Класснуть