Не прошло и три года…
Как врач с акимом Восточно-Казахстанской области за ковидные выплаты судилась
Упорству доктора, которая в 2020 году переболела ковидом и имела право на единовременную соцвыплату (ЕСВ), но не получила ее, можно только позавидовать: в результате долгих судебных разбирательств ей наконец-то выплатили причитающиеся 2 000 000 тенге из резервного фонда местного бюджета.
Наша газета писала, что в 2021 году медики Восточного Казахстана, переболевшие КВИ, массово обращались в суд, чтобы получить единовременную социальную выплату (см. “Ваш поезд ушел?”, “Время” от 8.7.2021 г.), причитающуюся им согласно совместному приказу Минздрава и Минтруда об утверждении правил осуществления ЕСВ работникам организаций здравоохранения, задействованным в противоэпидемических мероприятиях по борьбе с СOVID-19.
Почему же им пришлось судиться за то, что полагается по закону? Оказалось, руководители медучреждений либо вообще не подавали сведения о заразившихся сотрудниках, либо подавали, но не туда. По правилам эта информация должна была направляться руководителями медорганизаций непосредственно в региональную комиссию, но знали об этом, судя по всему, единицы. Администрация некоторых больниц была в полной уверенности, что сведения нужно предоставлять в учреждения санэпидконтроля.
Суды, отказывая медработникам, штамповали решения как под копирку: правила, согласно которым осуществлялась ЕСВ, утратили силу, вместе с ними, дескать, утрачено и право на выплату, и комиссии, решавшей, кто из медиков получит деньги, а кто нет, и в помине нет.
Одной из тех, кто в 2021 году проиграл суд, стала сотрудница областного Центра матери и ребенка Гаухар РАХИМОВА. Во время пандемии ее временно перевели в инфекционный стационар в качестве анестезиолога-реаниматолога. Вскоре врач заразилась коронавирусом. Работодатель направил сведения о заражении сотрудницы в орган санэпидконтроля, а надо было в региональную комиссию. К тому же сделал это в произвольной форме: без указания инфекции, подписи лечащего врача и так далее. В общем, эта филькина грамота ушла в никуда. В суде чиновники облздрава, департамента санэпидконтроля стали препираться и говорить, что они, мол, тут ни при чем. Суд тоже так решил и отказал истице.
Спустя год (!) этот же Усть-Каменогорский городской суд под председательством того же судьи Асхата КАРМАНОВА отменил предыдущее решение “по вновь открывшимся обстоятельствам”. А обстоятельства эти, надо сказать, интересные. Дело в том, что Гаухар Рахимова судилась по двум поводам: чтобы признали ее право на ЕСВ и чтобы признали незаконным бездействие Центра матери и ребенка. В последнем случае доктор дошла до Верховного суда, и не зря. Именно в постановлении судебной коллегии по гражданским делам ВС сказано: соцвыплаты должны быть сделаны из резерва местного бюджета!
Это, видимо, стало открытием для местных судей. Тактику тут же поменяли и при новом рассмотрении дела Рахимовой в горсуде заявили:
- Доводы представителей управления здравоохранения и акима области о прекращении действия правил, деятельности региональной комиссии, отсутствии механизма и порядка осуществления ЕСВ несостоятельны, поскольку распоряжением премьер-министра от 27 января 2020 года на территории Казахстана образована межведомственная комиссия (МВК) по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции.
5 августа 2021 года МВК поручила акиматам областей произвести из резерва местного бюджета соцвыплаты медработникам, заразившимся в период с 9 апреля по 24 октября 2020 года коронавирусной инфекцией или вирусной пневмонией при проведении противоэпидемических мероприятий.
Знали ли об этом в акиматах? Трудно сказать. В любом случае мытарства доктора Рахимовой могли закончиться еще в 2021 году, ведь суд апелляционной инстанции пересматривал ее иск о праве на ЕСВ уже после решения МВК.
В общем, суд решил: взыскать в пользу Рахимовой из средств резервного фонда бюджета Восточно-Казахстанской области 2 миллиона тенге. Представитель облакимата подала апелляционную жалобу, отстаивая казенные деньги, а может, просто опасаясь, что примеру Рахимовой последуют и другие медики, оказавшиеся в аналогичной ситуации.
Елена СУПРУНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Усть-Каменогорск