Дамиля НУГМАНОВА, профессор: У нас всё извращено и перевёрнуто!
Существующая система первичной медицинской помощи превращает кардиолога, гинеколога или невропатолога поликлиники в неспециалиста и ещё ниже опускает квалификацию врача общей практики
Жалобная книга
“...19 апреля позвонила в call-центр поликлиники. Сказали: запись к гинекологу через терапевта. На следующий день пришла к участковому. Она заявила: финансирование закончилось, гинеколог временно не принимает. Оставила жалобу на горячей линии фонда медстрахования по телефону 1406.
2 мая позвонили из поликлиники, сказали, что я могу заново обратиться к терапевту за направлением. 11 мая пришло время идти к гинекологу. К этому моменту поняла, что проблема меня больше не беспокоит - самолечение помогло”.
“…Обратилась к педиатру, чтобы тот записал моего ребенка к эпилептологу. Отправил к невропатологу (вдруг он сможет помочь). Ждала больше двух недель, врач развел руками и все-таки рекомендовал консультацию эпилептолога. Снова пришлось ждать очереди к участковому. Пока попали на прием к нужному специалисту, прошло почти полтора месяца”.
“…После операции хирург направил к терапевту по месту жительства. Он должен осмотреть и записать на прием к хирургу поликлиники на перевязки. К участковому попала. Жалоба единственная - гноится один из швов. Ближайшее свободное окно у хирурга через четыре дня. Иду к нему наобум - не принимает. Перевязки делаю дома, близкие помогают. К хирургу по записи попадаю только в день, когда нужно снимать швы”.
***
Этими историями читателей никого не удивишь. Каждый вспомнит свою - и не одну. Механизм “на прием к большинству узких специалистов только через участкового врача общей практики (ВОП) или педиатра” многих раздражает. Пациенты требуют “это идиотское правило” отменить.
А между тем оно лишь маленький винтик в громоздком устройстве казахстанского здравоохранения, которое сейчас трясет. Мы со своей стороны хотим включиться в дискуссию и обсудить проблемы с экспертами. И начнем с того самого пресловутого правила “к узким специалистам - через ВОП”. Казалось бы, не очевидная и не глобальная проблема, которая при ближайшем рассмотрении объясняет многие провалы казахстанского здрава.
Наш первый спикер - президент Ассоциации семейных врачей Казахстана профессор Дамиля НУГМАНОВА.
Деньги, потраченные впустую
- В нашей стране специализированная медицинская помощь излишне доступна. Человеку показалось, что у него болит сердце, и он бежит к кардиологу. Это порочная практика, которая вредит состоянию здравоохранения в целом и в конечном итоге медикам и пациентам.
За рубежом вы не попадете к узкому специалисту (не важно, платный это прием или по страховке) без визита к врачу общей практики. Это подход, соответствующий международным стандартам. Он правилен с клинической и экономической точки зрения.
Пациент может примерно объяснить, что у него болит. Симптомов - огромное количество. Например, человек понимает, что стал хуже видеть, и ходит по окулистам. Они ищут причину, назначая бесконечные обследования. Хотя на самом деле у него потеря зрения - проявление сахарного диабета и больному нужен эндокринолог. В этом и состоит задача ВОП: определить, какой узкий специалист нужен (и нужен ли вообще) пациенту.
Важен и экономический аспект. Услуги узких специалистов дороже приема врача общей практики. Окулист, невропатолог, эндокринолог обязаны выяснить причину болезненного состояния человека. Они назначат анализы, отправят на УЗИ, КТ. Это дополнительные траты, чаще всего неоправданные. Скажем, к кардиологу обратятся 100 человек. У 90 из них он начнет искать проблемы с сердцем, хотя симптомы будут вызваны депрессией, неврологическими проблемами и т. д. Это ненужная нагрузка на финансирование системы здравоохранения, к которой сейчас предъявляют претензии. Но дело не только в ней - в самих подходах.
“Дураки, не знают ничего!”
- Казахстану не хватает квалифицированных врачей общей практики, им не верят и сразу стараются попасть к специалисту узкого профиля. ВОП превратился в диспетчера, который вносит информацию в бесконечное количество медицинских информационных систем и выписывает направления.
Существующая модель выгодна главному врачу поликлиники: он получает из Фонда медстрахования деньги за прикрепленное население, прием у узких специалистов и обследования, которые те назначат. Отчасти это на руку и семейному врачу: ему не нужно углубляться в каждый случай. Пришел пациент и просит записать его к эндокринологу - пожалуйста! Лишь бы меньше работать.
Врачей общей практики наказывают за материнскую и младенческую смертность, поэтому они бегают за женщинами фертильного возраста, беременными и мамочками с новорожденными детьми. Уделять внимание остальным у них нет времени, сил и мотивации. Вместо этого они заполняют десятки медицинских порталов и отчитываются об исполнении бесконечных “Дорожных карт”.
А что же узкие специалисты? Они не должны заниматься мелкими проблемами, с которыми к ним приходит большинство пациентов. На Западе 90 процентов запросов посетителей поликлиник решаются на уровне ВОП. Оставшиеся 10 процентов попадают к врачам узкого профиля. В Казахстане это соотношение в лучшем случае 30 на 70 процентов, не в пользу участкового, конечно.
Врач общей практики в развитых странах - это заслон, через который должен пройти каждый. У него более широкие, по сравнению с коллегами, фокусирующимися на определенной проблеме, знания. Казахстану нужно выстраивать похожую систему. У нас же все извращено и перевернуто!
Большую часть своего времени узкий специалист тратит на легких пациентов, которые к нему вообще не должны попадать. В итоге он не наращивает, а теряет знания и потенциальный опыт. Система превращает кардиолога, гинеколога или невропатолога в неспециалиста и еще ниже опускает квалификацию врача общей практики, которому не нужно стараться, а просто механически выписывать направления. Мы их ругаем: “Дураки, не знают ничего!” Почему они такими стали? Потому что их загнали в рамки, в которых они не могут дорасти до уровня крепких профессионалов.
Всем всё равно
- В нашей стране первичное звено здравоохранения смешано со специализированной амбулаторной помощью. У нас нет отдельных организаций первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), несмотря на то что поликлиники к ним причисляют. Это давняя политика Минздрава, которую ведомство проводит третий десяток лет. Обосновывают такой подход якобы удобством пациентов. В одном здании участковый, процедурные и прививочные кабинеты, здесь же - узкие специалисты, УЗИ и рентген. В таком подходе больше не плюсов, а минусов, о которых я уже сказала. Главный врач поликлиники ведает всем: и первичкой, и специализированной помощью. Деньги из фонда идут - это главное. Система выстроена так, что всем все равно.
Необходимо отдельно финансировать ПМСП. Она должна быть юридически, финансово и административно самостоятельной. Нужно поднять ответственность ВОП. Если врач, а не поликлиника будет получать подушевой норматив за каждого пролеченного пациента, у него появится заинтересованность. Ему нужно дать большую независимость и перестать долбить проверками. С одной стороны, Фонд медицинского страхования прав: он оплачивает услуги - он же контролирует. Но с другой - ФСМС превратился в дополнительную карательную организацию, а в системе здравоохранения и без того хватает проверяльщиков. Квалификация у ВОП и узких специалистов поликлиник не появится до тех пор, пока мы не создадим условия и не изменим систему. Мы много лет говорим об этом, но ничего не меняется.
***
Не разделяет мнения профессора Елена ДЗВОНИК, представитель общественного фонда “Кењ жџрек”, мама ребенка с особыми потребностями. Она тоже отрицательно относится к существующей системе записи к узким специалистам, но по противоположной причине - Елена уверена, что она играет против пациентов:
- Недавний случай из жизни: сын переболел ОРВИ, но вторую неделю у него не проходит насморк. Вижу: начался гнойный процесс. К лору только через терапевта. Его ждать минимум три-четыре дня, еще столько же - отоларинголога. Почему сразу не пойти к лору? Ведь показания для визита очевидны.
К моменту, когда пациент попадает к узкому специалисту, либо уже поздно (состояние запущенное и нужен стационар), либо уже не нужно (человек выздоровел или обратился к частному врачу).
Сейчас на несчастного участкового, который и так принимает всех подряд, навесили еще и выписывание рецептов для пациентов, состоящих на диспансерном учете. Зачем? У меня создается впечатление, что из терапевтов сделали медсестер.
Нужно сесть, подумать и четко определить ситуации, в которых пациент мог бы напрямую записываться к узкому специалисту. Какой резон ребенка с неврологическим заболеванием сначала вести к ВОП, вместо того чтобы сразу консультироваться у невропатолога? Почему без участкового нельзя записаться к хирургу или травматологу? Чем в этом случае может помочь семейный врач?
Я понимаю: в цивилизованных странах ВОП - специализация широкого профиля. Мы до этого еще не доросли. Мы берем зарубежный опыт и, не учитывая наших реалий, начинаем его внедрять, не считаясь с мнением не только пациентов, но и самих врачей.
Я думаю, нужно менять подход к записи пациентов к узким специалистам. Возможно, ввести должности регистраторов, которые на основании жалоб пациентов могли бы распределять потоки больных. Но не разделять врачей семейной медицины и узких специалистов по разным медорганизациям. Ты побывал у ВОП, а потом едешь к лору? Это дополнительное время и лишний риск подхватить какой-то вирус. Сделаем что-то подобное, еще больше людей будут вынуждены обращаться в частные клиники.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Андрея ХАЛИНА, Алматы
P.S.Мы продолжим разговор о реформировании казахстанского здравоохранения и ФСМС в ближайших номерах. Если вам есть что сказать на эту тему, пишите: oks-akulova@yandex.ru.