Анатомия равнодушия
В Павлодаре 80-летняя женщина, заново научившая сына ходить после страшной аварии, теперь осваивает английский язык. Она хочет перевести свое письмо в адрес международных экспертов, к которым обращается с одной-единственной просьбой - дать заключение, относится ли травма головного и спинного мозга к психическим заболеваниям.
Об удивительной силе воли Алефтины ХОНИНОЙ, которая, вопреки прогнозам медиков, выходила единственного сына, мы рассказывали год назад (см. “Сила матери”, “Время” от 9.12.2020 г.). После этой публикации отзывчивые читатели приобрели для Сергея ХОНИНА так необходимый ему дыхательный аппарат. Кстати, его Алефтина Алексеевна 17 лет безуспешно пыталась выпросить у местных медиков (см. “Второе дыхание”, “Время” от 30.12.2020 г.).
Очень хотелось верить, что положительные перемены, случившиеся перед самым Новым годом, положат конец мытарствам пожилой женщины, которая в прямом смысле слова вытащила родного человека с того света, окончательно посадив свою поясницу. Напомним, после выписки из нейрохирургии, где молодой мужчина перенес серию очень сложных операций на головном мозге, он находился в вегетативном состоянии. Чтобы научить его заново ходить, матери пришлось по несколько раз в день ставить стопы сына на свои ноги и передвигаться вместе с ним. А еще многочасовые массажи, болезненные растяжки…
И все это она делала только по специальной литературе и собственному наитию. Медики сначала говорили, что Сергей не жилец, а когда увидели, каких результатов добились с помощью домашней реабилитации мать с сыном, сняли с него первую группу инвалидности, заменив ее на вторую. Но уже по психическому заболеванию.
С тех пор прошло 11 лет. Все это время Алефтина Алексеевна пытается убедить врачей, что ее сын психически здоров. Он сейчас остро нуждается в неврологическом лечении, которое из-за своего психоневрологического статуса в рамках ГОБМП получить не может.
Алефтина Хонина много лет стучалась в закрытые двери. А когда одна из них благодаря читателям “Времени” открылась, стало казаться, что черная полоса в жизни наконец-то пройдена. Во всяком случае, женщина в это свято верила!
…Прошел год. Однако в семье Хониных, увы, ничего не изменилось. Разве что теперь у бабушки Али в числе настольных книг появились учебники по английскому языку и словари. До этого мать Сергея Хонина штудировала исключительно медицинскую литературу, в частности все, что касается неврологических заболеваний и способов их лечения.
- Это я пытаюсь перевести на английский язык свое обращение к международным экспертам в области неврологии, - увидев мой взгляд, поясняет пенсионерка. - Я за всю свою преподавательскую деятельность столько профессиональной литературы не читала, сколько за последние 18 лет медицинской. Да, у Сергея вследствие тяжелой черепно-мозговой травмы развились необратимые заболевания мозга. Но они все в соответствии с международными стандартами относятся к области неврологии. А меня пытаются убедить в том, что мой сын здоров неврологически и болен психически. Я нахожусь рядом с ним круглые сутки и с полной уверенностью заявляю: он не псих! Но я говорила и говорю: ему жизненно необходима реабилитация, адекватное обезболивание, паллиативная помощь.
тарушка старается казаться бодрой. Но когда речь заходит о безуспешных попытках добиться поддерживающей терапии для сына, на ее глазах выступают слезы.
- Были бы у меня силы, я бы, как раньше, все делала сама: и растяжки, и гимнастику, и массаж Сереже. Но мне 81 год. Порой даже на готовку и уборку сил уже нет, прилечь надо. Сын все понимает, как может, старается помочь. Но ему самому помощь нужна. Если бы все это время он поддерживающее лечение квалифицированное получал, может, и был бы в его самочувствии какой-то прогресс, - в очередной раз заставив себя улыбнуться, вздыхает Алефтина Алексеевна.
Как рассказывает пенсионерка, после публикации она еще несколько раз обращалась в Павлодарский областной психоневрологический диспансер с просьбой снять с сына вторую группу инвалидности по психическому заболеванию и присвоить первую по неврологическому.
- В последний раз меня даже пригласили на личную беседу. Я уж было обрадовалась, что мои просьбы услышали. Но все, что мне предложили, это оформить документы на получение первой группы инвалидности и снова по психическому заболеванию. Это просто глухая и непробиваемая стена какая-то, - безнадежно машет рукой женшина.
ридя домой, Алефтина Хонина написала письмо. Теперь с помощью словарей пытается перевести его на английский язык. Кому будет адресовано это письмо, бабушка Аля и сама не знает. Имя получателя и адрес надеется найти в интернете. Когда его освоит…
Идея кажется нереальной. Но ведь 18 лет назад врачи не давали Сергею и полугода жизни, выписав его домой умирать. Тогда тоже казалось нереальным, что человек с “черепно-мозговой травмой 3-й степени, переломом основания черепа, ушибом головного мозга, острым прогрессирующим дислокационным синдромом 3-й степени”, по сути, сможет заново научиться сам себя обслуживать, ходить, держать ложку и даже на фоне этого прогресса распрощаться с первой группой инвалидности, которая при всех вышеперечисленных диагнозах присваивается больному пожизненно. Так что слово “нереально” - это не про Алефтину Хонину. Лишь бы сил и здоровья старушке хватило…
Комментарий специалиста
Виктория ЕФИМОВА, заместитель главного врача Павлодарского психоневрологического диспансера:
- Мать действительно сотворила настоящее чудо. Своей любовью, трудом, упорством. К Сергею вернулись все двигательные функции, которые он потерял в результате тяжелой травмы головы. Когда это произошло, с него сняли группу инвалидности по неврологическому заболеванию, которая как раз и подразумевает нарушение двигательной активности. А поскольку у мужчины наблюдается и нарушение концентрации, и расстройство памяти, и снижение интеллекта вследствие травмы, ему дали вторую группу инвалидности по психическому заболеванию. Даже если мы ее сейчас снимем, а сделать это без нарушения его прав мы не можем, то невропатологи все равно не смогут дать ему группу инвалидности по своему направлению. У них нет для этого никаких оснований.
Ирина ВОЛКОВА, фото автора, Павлодар