12299

Про волны и опьянение от успехов

Что привело к массовому всплеску заболевания коронавирусом, был ли карантин эффективным и нужно ли вводить его повторно? Мнения экспертов.

Про волны и опьянение от успехов

Нужно сказать правду

Дамиля НУГМАНОВА, профессор, доктор медицинских наук:

- Все ожидали, что карантин дал результат: цифры по заболеваемости были относительно невысокими. Мы решили, что этого достаточно, и по примеру западных стран сняли ограничительные меры и выпустили людей из самоизоляции, - рассуждает Дамиля Сакеновна. - Я понимаю Минздрав и правительство: держать карантин дольше они не могли, к тому же были хорошие показатели. Все устали сидеть дома и начали тесно общаться друг с другом. Не соблюдая простейших правил безопасности. И сейчас мы пожинаем плоды.

- Людей держали дома, когда в день заболевало сто человек. Теперь их тысяча в день (пусть и вместе с бесконтактными, которых сейчас считают отдельно), и все гуляют по улицам. Где логика?

- Я думаю, что карантин могут ввести повторно. И считаю совершенно правильным то, что его держали в марте-апреле. Вероятно, мы идем к своему пику и в ближайшие пару недель будет еще больше зараженных.

- В Минздраве говорили, что мы прошли его в мае...

- Тогда мы немного недооценили ситуацию. Это было опьянение от успехов. Плюс снятие карантина и люди, которые ведут себя совершенно легкомысленно. Это последствия советского воспитания, когда в их болезнях виноваты все: Минздрав, врачи, но только не они сами. А искать виноватого нужно прежде всего в себе!

- Только ли в людях дело?

- В первую очередь в них, ведь они заражают друг друга. Но если говорить о проблемах глобально, то пандемия обнажила нищету нашего здравоохранения. У нас больницей можно считать только отделения реанимации - лишь там койки оснащены кислородом, мониторами, специальным оборудованием. На Западе каждая койка такая. Пока был карантин, нужно было частично переоборудовать стационары. Но этого не произошло, зато появились модульные госпитали.

Сейчас люди стремятся в больницы. Но там 200-300 пациентов на 10-15 реанимационных коек, да уже и в обычных мест не хватает. Конечно, все будут ругаться и биться за место. Вот и получается, что пациенты в первую очередь должны рассчитывать на себя и обращаться в больницу только в крайнем случае. У нас даже те, у кого коронавирус протекает в легкой форме, паникуют и требуют койку, да еще и в отдельной палате. А если ее нет, устраивают скандал. Проблем много, и власти должны говорить о них честно.

- Почему же не говорят?

- Это привычка советских времен: власть не должна признаваться в своих слабостях. А здесь всеобщая беда, никто не мог предусмотреть, что понадобится огромное количество средств индивидуальной защиты, лекарств, оборудования. И все же кто-то из первых лиц должен взять на себя ответственность и сказать: мы не можем оказать высококачественную помощь, не справляемся с потоком больных, потому что медицина много лет недофинансировалась, врачей не хватает и оборудования тоже. Нужно говорить правду, пусть и суровую. Люди и так все видят и понимают. Но наша беда в том, что население не доверяет чиновникам, а чиновники - населению.

- Как вы относитесь к тому, что Минздрав стал вести отдельную статистику по бессимп­томным больным?

- Это тоже одна из попыток самообмана: зараженные есть зараженные. Мы не знаем, как именно будет протекать болезнь: симптомы могут и проявиться. Количество госпитализированных - тоже ненадежный показатель, потому что он зависит от наличия коек. Поэтому теперь к любой простуде нужно относиться настороженно и не выходить из дома, чтобы не заражать окружающих.

Сниженный иммунитет и психоз

Данияр КАЛИЕВ, директор клиники, эксперт в области здравоохранения:

- Боюсь давать оценку ситуации, за которой мы следим: сразу же полетят обвинения в том, что задним умом все мы крепки и сейчас легко рассуждать. Поэтому хочу заметить, что моя позиция с самого начала была достаточно критичной и я открыто об этом заявлял. Я считаю, что сейчас мы пожинаем плоды совершенно неправильной стратегии борьбы с коронавирусной инфекцией, которую выбрало наше правительство и Минздрав.

- Что именно было сделано неправильно?

- Минздраву с самого начала не нужно было так активно педалировать тему коронавируса. Вы каждый день получаете сводку с “фронтов”: заболели, умерли столько-то, заразился такой-то… Поток негатива приводит к психозу и панике, что мы и наблюдаем. Люди стали навязчиво часто проверять температуру, прислушиваться к хрипам, обращать внимание на головную боль. И чуть что бегут в больницу или вызывают “скорую”. Среди них немало тех, у кого на самом деле нет коронавируса. В Нур-Султане количество вызовов “скорой” увеличилось в три-четыре раза. Понятно, что люди при малейших признаках заболевания звонят, боясь, что у них COVID-19. Здравоохранение перегружается, атмосфера всеобщего заболевания парит над каждым городом Казахстана.

- Вы считаете, что об этом не нужно было говорить?

- Нужно было, но не так активно. И второй момент. Я не могу это сейчас доказать (для этого нужно собирать обширные данные и проводить исследования), но, по моему ощущению, события развиваются по следующей схеме. Людей закрыли на карантин, они почти два месяца просидели дома, ели много и что попало, практически не двигались и ни с кем не общались - все это отрицательно сказывается на иммунитете. А так как большинство карантин все-таки соблюдали, то мы отсрочили обычную весеннюю эпидемию ОРВИ и подобных инфекций - она пришлась на конец мая и июнь. После жестких ограничений мы вывели на улицы, рынки, ТРЦ людей со сниженным иммунитетом и психозом.

Параллельно применялась абсолютно неправильная тактика. Минздрав начал бороться с коронавирусом, как с чумой, при том, что чумой он не является. Вы же помните, что с первых дней всех, включая контактных, тотально госпитализировали в стационары. Мы сконцентрировали большое количество больных и не очень людей в больницах, которые совершенно не были к этому подготовлены. Во-первых, мы перезаражали тех, кто был сконцентрирован в самих стационарах, а во-вторых - медиков. К сожалению, именно врачи и медсестры на каком-то этапе развития эпидемии стали распространять инфекцию - у них есть семьи, знакомые, коллеги. И совпали два процесса: с одной стороны - зараженные медики, с другой - люди с ослабленным иммунитетом. Когда коронавирус только пришел в нашу страну, заболевших сразу же нужно было поделить на бессимптомных и тех, у кого COVID-19 как-то проявлялся. Госпитализировать только тех, у кого заболевание проходило с осложнениями, а всех остальных оставлять дома. Что сейчас и происходит: больные коронавирусом лечатся дома и выздоравливают, получая назначения от участкового врача.

- Как вы считаете, нужно было вводить карантин?

- Можно было обойтись и без него. Нужно было закрыть небо и ограничить массовые мероприятия и концерты. Насаждать правила социального дистанцирования, говорить о мерах безопасности. Если правительство понимало, что мы сможем только два месяца держать жесткие ограничения, больше наша экономика не выдержит, зачем их вообще вводили? Не лучше ли было перенести, пережить волну заболеваемости в марте-апреле, когда люди естественным образом общаются меньше, чем в июне и июле? Ранней весной погода хуже, летние кафе закрыты, на пикник не поедешь.

Да, от коронавируса умерли 120 человек. Я очень сожалею, что это произошло. Но я жду конца года и статистику. Скольких людей с другими патологиями мы потеряли из-за жестких карантинных мер в медорганизациях - большой вопрос, на который Министерство здравоохранения обязано ответить. И если окажется, что их очень много, а умерших от коронавируса условно 120, то нужно будет делать выводы.

- Есть контраргумент: если бы не было жесткого карантина, то и показатели могли быть совершенно другими и смертность не 120 человек, а, например, 1200. Что на это скажете?

- Я согласен, сейчас сложно доказать, что жесткий карантин был излишней мерой. Но все мы видим, что его отмена привела к взрыву заболеваемости. И потом не забывайте о противоречивых действиях самих властей. Примеров нелогичных действий немало: в летних кафе сидеть можно, а ходить по набережным и пешеходным улицам нельзя. Вводятся частичные карантинные меры, но при этом открывается небо для полетов за рубеж. Давайте поживем три-четыре месяца без них, пусть за границу летают дипкорпус и спецслужбы, а мы только внутри страны. Зачем открывать шлюз для привозной инфекции?

- Хотя бы что-то хорошее есть?

- Есть. Структура заболеваемости. Идет очень мощный рост бессимптомных больных. Это значит, что популяция начала вырабатывать свой иммунитет к этой инфекции. Я вижу, что наша культура меняется, и надеюсь, что и мы научимся соблюдать дистанцию, пользоваться масками в публичных местах, а антисептики пришли в нашу жизнь навсегда. Но вводить жесткий карантин повторно категорически нельзя: мы уже поняли, что это не выход. Лучше идти старым, проверенным эволюцией путем: вырабатывать иммунитет. А это уже происходит.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из архива Данияра КАЛИЕВА, Алматы

Начало темы в материале : "На каждый чих не натестируешься".

Поделиться
Класснуть

Свежее