На каждый чих не натестируешься
Правильно ли страна борется с коронавирусом?
В некоторых регионах Казахстана неделями не могут получить результаты ПЦР-исследования на COVID-19. На местах подобную диагностическую задержку связывают с ростом числа заболевших, однако в Минздраве считают, что казахстанцы стали после каждого чиха бежать в лабораторию.
Особенно много жалоб на плохую работу лаборатории филиала Национального центра экспертиз было в Павлодаре.
- Что-то невероятное творится в нашей лаборатории Национального центра экспертиз. Я с 3 июня не могу получить результаты ПЦР-исследований на коронавирусную инфекцию своих рожениц, - пожаловалась 16 июня на заседании партийного контроля руководитель депутатской фракции, главный врач Павлодарского областного перинатального центра Айман ОСПАНОВА.
К концу прошлой недели в регионе накопилось несколько тысяч анализов павлодарцев, контактных или с симптомами ОРЗ, взятых еще 5, 7, 10 июня, но до сих пор не принятых в работу.
- Сейчас наша самая большая проблема - это слишком медлительная диагностика. Начиная с первых дней июня у нас более 2500 анализов лежат в холодильнике, до сих пор не отработанные. И ни по одному из них мы не имеем результата. Задержка идет 5-7 дней и более. И все это время наши пациенты лежат в стационарах, потому что без результатов анализов мы их не можем выписать, - в унисон коллеге подтвердила заместитель руководителя регионального управления здравоохранения Сауле АРЫСТАНОВА.
И это не считая анализов тех, кто сдавал кровь на ПЦР для плановой госпитализации.
- Нам с сыном нужно было срочно лететь по квоте на операцию в Нур-Султан. Сейчас обязательное условие для госпитализации - наличие отрицательного теста на COVID-19. Причем справка эта действительна в течение пяти суток после сдачи анализа. Госпитализация у нас была назначена на 17 июня. С расчетом этого кровь сдали 13-го числа. 15 июня должны были получить результаты. Но ни в этот день, ни на следующий они не были готовы. Уже 17 июня за несколько часов до вылета я сама приехала в центр и чуть ли не выпрашивала эту справку. И в то же время на моих глазах приходили те, кто проходил ПРЦ-исследование платно и через сутки, как положено, получал на руки результат. Если бы я знала, в какую головную боль обернется мне бесплатная сдача анализа по направлению, лучше бы заплатила деньги, - резюмировала павлодарка Екатерина БЕСКОРСАЯ.
При этом получить хоть какой-то комментарий от руководства павлодарского филиала Национального центра экспертиз оказалось делом абсолютно бесперспективным не только для журналистов, но и для партийцев, а вместе с ними и для менеджеров областного здравоохранения.
- Со стороны руководства лаборатории идет полное игнорирование ситуации. Ни информацию не предоставляют, ни сами на совещания не приходят, - заключила Айман Оспанова.
На заседании партийного контроля медики и партийцы сошлись во мнении, что деятельность павлодарского филиала Национального центра экспертиз полностью дискредитирует всю санитарную службу республики в сфере диагностики.
Вице-министр здравоохранения Казахстана Людмила БЮРАБЕКОВА подтвердила обоснованность всех жалоб на павлодарский филиал Национального центра экспертиз.
- Да, у нас действительно есть проблемы с павлодарским филиалом. Сейчас там идет министерская проверка, и могу сказать, что многие факты не в его пользу. Решение конкретно по этому филиалу будет приниматься по завершении работы специальной комиссии, - сказала вице-министр здравоохранения.
Вслед за павлодарцами на проблемы с COVID-тестированием стали массово жаловаться и жители южного мегаполиса. Главный государственный санитарный врач Алматы Жандарбек БЕКШИН связал это с наплывом желающих определить свой статус по СOVID-19 и с профилактическими работами в платных лабораториях.
- Их приборы на сегодня требуют ремонта и технического обслуживания. По этой причине сеть КДЛ “Олимп” остановила работу. К тому же они набрали пять тысяч исследований и сейчас должны их сделать. По этой причине идут сбои в этой лаборатории по платным услугам, - отметил Жандарбек Бекшин в ходе своего онлайн-брифинга 19 июня.
Кстати, технические поломки не редки и в государственных лабораториях. Как рассказала Людмила Бюрабекова, за время пандемии коронавируса в Казахстане в результате повышенной нагрузки вышли из строя 15 ПЦР-анализаторов в разных филиалах Национального центра экспертизы.
- 13 аппаратов мы сегодня уже отремонтировали. Они снова в работе. Еще два пока находятся в ремонте. Сейчас решается вопрос об увеличении лабораторных мощностей по всей республике. Помимо стационарного лабораторного оборудования мы закупаем и мобильные ПЦР-анализаторы, которые будут направляться туда, где в них особенно нуждаются, - сообщила вице-министр.
- Но если судить по многочисленным жалобам на работу государственных лабораторий, которые в эти дни поступают буквально со всех уголков страны, то передвижные ПЦР-установки нужны всем и везде…
- Только что у нас закончилось очередное совещание, где мы совместно со всеми филиалами Национального центра экспертиз пытались найти причину жалоб населения, связанных с тестированием на СOVID-19. Больше всего недовольств там, где нет какой-то дополнительной, частной лаборатории. В этом случае, естественно, вся нагрузка ложится на госэкспертизу, которая наряду с госзаказом выполняет еще и частные исследования. Сейчас мы запретили всем своим подразделениям оказывать платные услуги, все они сосредоточены только на работе с государственными медицинскими организациями.
- Но в Алматы работают шесть лабораторий, в том числе и несколько частных, и там очень много жалоб на невозможность пройти тестирование на коронавирусную инфекцию… Неужели у нас отмечается такой большой рост числа заболевших СOVID-19?
- У нас наблюдается рост тех, кто хочет сдать ПЦР-анализ в целях профилактики. Особенно много в последнее время коллективных обращений. Взять алматинскую фабрику “Рахат”, где после регистрации 10 случаев коронавирусной инфекции был обследован весь коллектив в составе 1500 человек. Да, там мы выявили 467 бессимптомных носителей коронавируса. А ведь это только одно предприятие... Веду я к тому, что у нас очень много исследований делается впустую. В статистике мы имеем один положительный результат на каждые 78 проб. В США, например, это соотношение составляет 1:30. Если мы выйдем хотя бы на этот показатель, то все лаборатории будут работать в штатном режиме. Лабораторная мощность страны по ПЦР-исследованиям составляет 28-30 тысяч анализов в сутки. Этого количества вполне хватает для того, чтобы контролировать эпидемиологическую ситуацию. Да, бывают внештатные ситуации. Например, заболевают наши вирусологи. У нас их и так мало в стране, а если кто-то временно выходит из строя, то это сразу становится заметным. За время пандемии коронавирусной инфекцией заразились более ста вирусологов-лаборантов. Но в целом поводов для паники нет. Рост заболевших у нас, конечно, к сожалению, идет. Но еще раз повторю: для контроля эпидситуации лабораторных мощностей хватает. Сбои происходят, когда идет повышенная регистрация профилактических исследований.
Мне повезло с врачом...
Экибастузец Мухамедкали ЖАЙЛЯУВ провел две недели в реанимации павлодарского областного ковидного центра и без прикрас рассказал о своей тяжелой борьбе с коронавирусом и о медиках, которые сейчас на передовой.
…76-летний Мухамедкали почувствовал себя плохо 5 мая, перед золотой свадьбой, которую в семье готовились отметить в День Победы. Приехавшая на следующий день врач “скорой” порекомендовала симптоматическое лечение от простуды. Дедушка выпил нимесил. Незначительная температура, державшаяся всего один день, спала и больше не поднималась. Но легче аксакалу не становилось.
- У него вдруг неожиданно пропали силы. Он не мог даже несколько минут на стуле просидеть, чтобы позавтракать или пообедать. Мы носили ему еду в постель, но он практически ничего не ел, говорил, что нет аппетита. Потом стал жаловаться на то, что все тело ноет, как будто при высокой температуре, хотя температуры не было, - вспоминает его супруга Хадиша АТЫГАЕВА.
Во второй раз родные вызвали “скорую помощь “ уже 11 мая, когда дедушка стал говорить, что ему не хватает дыхания. Больному порекомендовали проверить легкие. На следующий день в частном медицинском центре Мухамедкали Жайляуву сделали флюорографию. А как только получили результаты (на снимке явно читалась двухсторонняя пневмония), экстренно доставили в экибастузский провизорный госпиталь. Там взяли мазок на коронавирусную инфекцию.
За сутки, что готовился анализ, пожилому человеку стало еще хуже. Подозрения медиков подтвердились. Мухамедкали Жайляува госпитализировали в инфекционный стационар Экибастуза, но из-за ухудшаюшегося на глазах состояния еще через сутки привезли в Павлодар. И сразу же - в реанимацию, где пациенту через маску дали кислород.
- По профессии я учитель физкультуры. Всю жизнь занимаюсь бегом. Даже на пенсии не оставил этого увлечения. Я к чему веду… Когда человек бежит на длинную дистанцию без остановки и слишком быстро, у него перехватывает дыхание. Тогдашнее мое состояние было похоже на такое. Только после бега можно остановиться и отдышаться, и через минуту-другую все проходит. А здесь тебе не хватает воздуха постоянно, - вспоминает Мухамедкали-ата.
Первые несколько дней пожилой человек чувствовал себя настолько плохо, что при каждом появлении медиков, будь то врач или медсестра, просил отключить его от всех аппаратов и дать спокойно умереть. Аксакала подбадривали все, даже сестра-хозяйка, которая постоянно напоминала больному, что он должен еще золотую свадьбу отметить. Особенно тепло Мухамедкали Жайляув отзывается о враче-реаниматологе Александре РОДИТЕЛЕВЕ.
- У меня было такое ощущение, что Александр Леонидович со мной все 24 часа в сутки. Он даже без слов мог вселить уверенность, что все будет хорошо, хотя, признаться честно, первые два дня мне казалось, что это конец. С ним было не страшно. Если бы у всех врачей так горели глаза от того, что они делают, у нас была бы самая сильная медицина! Мне повезло, что меня лечил такой врач: молодой, целеустремленный и настойчивый, - считает Мухамедкали-ата.
Аксакал вспоминает, что даже в те редкие моменты, когда врача не было в палате, он обязательно передавал ему привет от родственников по рации, которую держала медсестра: “Ну, аташка, салем вам от семьи! Все соскучились и ждут вас дома! Так что лечимся!”
Как рассказывает Хадиша-апа, ей очень хотелось забросать доктора вопросами, но она сдерживалась, понимая, что ему сейчас не до переписок: пациентов много, их родственников еще больше, и если каждому писать по WhatsApp подробности, то лечить будет некогда. Ей ничего не оставалось, как ждать и молиться. И наконец 27 мая больного с улучшением перевели в обычную палату.
Как при выписке объяснили врачи, состояние больного усугубила его хроническая ишемическая болезнь сердца, но повезло, что не было других хронических заболеваний, особенно сахарного диабета, который в случае с коронавирусом увеличивает риск летального исхода. Да и физическая подготовка пенсионера, который, как уже говорилось, до сих пор занимается бегом, помогла.
Сам Мухамедкали-ата уверен: его выздоровление - это полостью заслуга врачей.
- Я готов поклониться всем, кто сейчас трудится в инфекционном стационаре. Спасибо врачам и Александру Родителеву особенно, всем медсестрам, всем санитаркам! Они не выходят из госпиталя уже третий месяц, в неимоверную жару носят противочумные костюмы и все равно находят доброе и нужное слово для каждого своего пациента. Низкий вам поклон! - завершает свой рассказ дедушка.
Сейчас Мухамедкали Жайляув постепенно возвращается к прежней жизни, даже потихоньку начинает бегать и набирать вес (за время болезни он потерял шесть килограммов).
Ирина ВОЛКОВА, фото Дмитрия Беляева, Павлодар
Продолжение темы в материале : "Про волны и опьянение от успехов".