5328

Хождение по мукам

Избавив сограждан от жутких очередей в поликлиниках, отечественный Минздрав создал для них новую проблему: записи к узким специалистам отныне мы вынуждены добиваться месяцами!

Об этой проблеме я, к счастью, редко посещающая врачей, возможно, никогда бы не узнала, если бы не острая необходимость: мое интересное положение. А будущим мамам в нашей стране до родов положено дважды показаться терапевту и эндокринологу, а также разово пройти окулиста и стоматолога.
На учете по беременности я стою в городской поликлинике №17 Алматы. Новенькое пятиэтажное здание ввели в эксплуатацию несколько лет назад. Но, увы, забегая вперед, вынуждена констатировать: за красивым фасадом медучреждения по-прежнему кроется махровый “совок”, от которого Минздрав старательно пытался избавиться, принимая программу “Поликлиника без очередей”.
Вставать на учет я пришла в поликлинику 11 февраля. Но только лишь из-за того, что у меня на руках не было адресной справки, подтверждающей мое место жительства, удалось это провернуть только 14-го. Причем справку я так и не принесла - меня пропустили по канувшей в Лету пресловутой домовой книге. А позже я узнала, что из-за отсутствия адресной справки моя медицинская карта оказалась временной - ее завели только на период беременности. Да и то потому, что не принять и не обслужить меня медперсонал клиники не имел права. Через месяц я все-таки сдалась перед бюрократической машиной - взяла в ЦОНе злополучную адрес­ную справку. Так что теперь мой пациентский статус постоянный.
Правда, возникла другая проб­лема. Как, впрочем, и у остальных беременных, а также у пожилых людей, которым прием узких специалистов нужен как воздух. Мы практически с боем выбиваем в регистратуре талоны к докторам.
Мой участковый врач-гинеколог строго-настрого предупредила: к 3 апреля, когда срок беременности перешагнет 20-недельный рубеж, я должна пройти четырех специалистов. Но в реальности приду только с заключением терапевта: посещение эндокринолога мне кое-как обеспечили на 24 апреля, к окулисту записи нет вообще, даже на апрель, а стоматолог в самом учреждении не принимает. И это при том, что за терапевтом мне пришлось гоняться полтора месяца, за эндокринологом - почти три, окулиста, по всей видимости, придется пройти в платной клинике, а к стоматологу и вовсе нужно будет ехать в другое место - в студенческую поликлинику. Что там меня ждет - очередь или посыл обратно за талоном - я пока не знаю.

Кстати, в регистратуре 17-й поликлиники всякий раз при записи к врачам говорят: “Приходите такого-то числа, тогда будут талоны”. Но лично мой опыт показывает: даже “такого-то числа” запись бывает не всегда. Вернее, чаще ее не бывает. Либо часы приема уже до отказа забиты.
Иными словами, прежде чем попасть на прием, прийти в поликлинику придется не один раз, получив при этом “теплый” прием персонала с вечно недовольными лицами. Не далее как 11 февраля, когда я пыталась оформить медицинскую карту, мне пришлось выстоять внушительную очередь. Несмотря на расклеенные всюду объявления о том, что в данном медучреждении беременные обслуживаются вне очереди, на мой вопрос “А это работает?” мне с завидной прямотой ответили: “Чё, не видишь, что я одна?! Найдешь свободного сотрудника - обслужат!”. Решила себя дальше не накручивать, выстояла очередь.
Практически каждый поход в поликлинику вызывает у меня массу вопросов. Почему в ней нет штатных специалистов - эндокринолога, окулиста и стоматолога, а принимают так называемые приходящие доктора? Почему таким, как я, несмотря на трудности записи к специалистам, настоятельно рекомендуют все же добиваться посещения закрепленных за поликлиникой врачей, а не обращаться в частные клиники? В стране медицинский кадровый голод?

С этими вопросами я обратилась к заместителю начальника управления здравоохранения Алматы Гульжан ТУЛЕПБАЕВОЙ.
- Есть приказы и документы, которые регламентируют, как нужно работать с беременными, - пояснила Гульжан Советовна. - Во многих поликлиниках города - и это было рекомендовано управлением здравоохранения - должен быть отдельный терапевт, который ведет всех беременных в женской консультации. Это было сделано как раз для того, чтобы женщины не ждали долго своей очереди и ту или иную патологию у них можно было выявить на раннем сроке беременности. Но, к сожалению, человеческий фактор имеет место в нашей жизни, и не всегда, увы, ситуацию удается контролировать. Мы делаем контрольные объезды по поликлиникам, проверяем, выделен ли терапевт для беременных, ведется ли к нему запись, быстрое ли обслуживание. Но разом охватить все 82 медицинские организации города невозможно.

- Может ли женщина в таких случаях обратиться в платную клинику? Вправе ли мой лечащий врач отказать мне в приеме заключения специалиста из частной клиники?
- Нет, не может, но прошу учесть: в каждой государственной поликлинике есть специалисты, чья обязанность - обслуживать беременных бесплатно. Ну а коли вы обратились все-таки в частную клинику, то у нее должна быть лицензия на ведение беременности. Вы же понимаете, что симптомы и последствия того или иного заболевания у беременных женщин могут быть одни, а у небеременных - другие.
Гульжан Тулепбаева пообещала, что ситуацию, сложившуюся в 17-й поликлинике, обязательно проверят и примут меры. Будем надеяться, что реакция медицинских властей города не окажется единичной и у всех пациентов мегаполиса появится возможность без нервотрепки получать свое­временную помощь, гарантированную государством.

Александра АЛЁХОВА, alex_alyohova@mail.ru, Коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее