368

Имел или не имел?

В Костанае с бывшего директора Басаманского лесхоза, сгоревшего два года назад в страшном пожаре, взыскали 21,5 млрд тенге.

Имел или не имел?

Вину Асхата ЖАКАШЕВА доказывали долго. Вначале признали в его действиях халатность, назначив наказание в виде ограничения свободы на 4,5 года. Потом все-таки решили считать его злоупотребившим из корысти должностными полномочиями и посадили на четыре года (см. “Понять, простить и… посадить”, “Время” от 21.11.2023 г.).

Теперь пришел черед финансовой расплаты: прокуратура предъявила Жакашеву гражданский иск за гибель 40 тысяч га леса и зеленых насаждений в Аулиекольском районе. Особенность претензий состояла в том, что надзорный орган попытался покрыть ущерб за счет не только осужденного Жакашева, но и его сожительницы Гульдирайхан ДЮСЕМБИНОЙ. Однако по документам никакого юридического отношения к ее имуществу экс-директор лесничества не имел. Тем не менее прокурор просил суд признать “добро” Дюсембиной общим долевым имуществом, чтобы использовать его половину на покрытие суммы иска.

Юристы увидели в таком подходе казус: обычно имущество признается общим долевым в ходе судебных разбирательств по личным спорам двух совмест­но проживавших лиц. А тут прокуратура, установив факт отношений Жакашева и Дюсембиной в течение 30 лет, решила навести свой порядок в имуществе женщины, родившей от Жакашева ребенка.

Позиция защиты ответчика была проста: в соответствии с обвинительным приговором иск можно предъявить только осужденному Жакашеву и никому другому. Ну а то, что он принимал участие в функцио­нировании бизнеса Дюсембиной, собственником имущества его не делает.

Суд попытался принять максимально взвешенное решение: 21,5 мдрд тенге с Жакашева взыскал, а в признании имущества Дюсембиной долевой собственностью отказал. Однако при этом заметил: этот вопрос может быть вновь поднят, если вдруг окажется, что нажитого непосильным трудом личного и описанного у Жакашева имущества не хватит для возмещения ущерба.

Стас КИСЕЛЁВ, Костанай

Поделиться
Класснуть