Честно, открыто, справедливо
Как Отбасы банк будет распределять жилье среди очередников
В новом году Отбасы банк ждет крутое обновление. Он станет Национальным институтом развития! Банк возьмет на себя создание цифровых списков казахстанцев, которые претендуют на жилье. Задача серьезная, сейчас в очереди на “квадраты” больше полумиллиона человек. Как Отбасы банк собирается оптимизировать процесс? Что внедрит для того, чтобы каждый был уверен: все понятно, честно и справедливо? Кто еще сможет подать заявки? Об этом газете “Время” рассказала председатель правления АО “Отбасы банк” Ляззат ИБРАГИМОВА.
- Ляззат Еркеновна, в конце мая 2025 года Отбасы банк станет национальным институтом развития. Что изменится, какая разница будет между институтом и банком?
- В первую очередь казахстанцы должны знать, что Отбасы банк продолжит свою работу. То есть мы, как и прежде, будем помогать копить нашим гражданам и выдавать доступные займы. Только в этом году 68 475 человек стали собственниками жилья. В день мы выдаем 300-390 займов.
За 21 год работы системы жилищных строительных сбережений 560 тысяч семей при нашей поддержке услышали заветные слова “Қоныс тойы құтты болсын”. Поэтому граждане должны знать - банк останется в системе БВУ под регулированием Национального банка и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Все вклады Отбасы банка под защитой системы гарантирования депозитов (КФГД). Это значит, что казахстанцы могут быть уверены в стабильности накоплений и сохранности сберегательных счетов.
Ко всему этому добавится новая, важная функция - мы будем централизованно вести очередь на жилье. Этим будет заниматься отдельно созданный Центр обеспечения жилищем. Как только банк станет национальным институтом развития, все заявления граждан на постановку в очередь будут приниматься онлайн через данную информационную систему.
Уже сейчас мы имеем интеграцию с 8 государственными базами данных, в будущем их количество будет увеличено. Это позволит нам автоматически проверять казахстанцев на наличие недвижимости, будет проверяться их семейное положение, подтверждаться статус и категория нуждающихся в жилье и многое другое.
Став Национальным институтом развития, мы будем вести нынешнюю единую республиканскую базу очередников, которая перейдет к нам от акиматов, и принимать новые заявки от нуждающихся в жилье. Это будет происходить на сайте Баспана маркет (otbasybank.kz). Для авторизации нужна будет ЭЦП.
Подать заявку смогут казахстанцы, которые соответствуют только двум параметрам: если они не имеют жилья на праве собственности в течение последних пяти лет, если их единственное жилье признано аварийным.
Очередники на жилье - это терпеливые, обстоятельные, порой требовательные граждане. Они сталкиваются с серьезными жизненными трудностями и долгое время ждут решения проблемы с жильем. Многим из них не просто взаимодействовать с банком удаленно, онлайн. Поэтому мы, конечно же, предусмотрим в наших филиалах дополнительные отделы по работе с этой категорией граждан.
- Сейчас в очереди на жилье стоит более полумиллиона человек. Правительство неоднократно высказывало опасения, что очередь не совсем корректна. Мы, журналисты, были свидетелями постоянных скандалов на местах, касающихся списков очередников. Сможет ли один Отбасы банк справиться с тем, что не удалось сделать 20 акиматам?
- Да, очередь на жилье - это одна из самых сложных и чувствительных тем для казахстанцев, не имеющих своего дома и много лет ожидающих решения жилищного вопроса. Поэтому мы понимаем, как важно обеспечить прозрачность и справедливость в процессе распределения жилья.
В первую очередь мы будем делать акцент на открытость. С 2017 года банк уже публикует списки тех, кто получил льготные займы в рамках госпрограмм. Всю информацию можно найти на сайте банка.
В конце 2023-го у нас был такой кейс - по госпрограмме мы распределяли квартиры в жилом комплексе “Багыстан”. Тогда мы дали преимущество инвалидам I и II групп и семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. Представители групп “многодетные семьи” и “дети-сироты” решили, что это несправедливо. Тогда к нам пришла председатель общественного фонда RUKHTYLAR Айнагуль МУЗАФАР и сказала, что не доверяет. Я спросила: почему? Она ответила, что когда казахстанцы подают заявку на конкретную квартиру, то их данные никто не видит, на портале высвечивается просто порядковый номер. Она допускала мысль, что за этим номером может скрываться чей-то родственник, тот, кто вовсе не нуждается в жилье. Я согласилась с ее доводами. Действительно, все должно быть прозрачно с самого начала. Поэтому с этого года мы на портале показываем фамилии и имена тех, кто претендует на квартиры в рамках действующего конкурса по госпрограмме.
Второе - мы сделаем упор на автоматизацию процессов. Будем использовать данные из государственных баз и современные технологии, такие как машинное обучение и искусственный интеллект, для того чтобы не только улучшить управление очередью, но и повысить справедливость распределения жилья. Мы планируем автоматизировать этот процесс, исключив возможные человеческие ошибки или манипуляции.
С автоматизацией люди не будут принимать решение, не будет никаких жилищных комиссий, все будет делаться только на основе данных из государственных баз.
Третий фактор - это справедливость. Мы разрабатываем систему, которая будет учитывать доход, категорию нуждаемости и другие факторы, такие как наличие детей или людей с ограниченными возможностями в семье. Таким образом, каждая семья получит индивидуальные предложения, соответствующие ее ситуации.
Распределение жилья среди нуждающихся также будет осуществляться не только в зависимости от даты постановки на учет, но и от уровня доходов. Например, если на каждого члена семьи доход будет составлять до трех прожиточных минимумов, или 138 684 тенге, то им будет предложено субсидирование части арендной платы за жилье или арендное жилье местных исполнительных органов. Если доход будет выше указанного минимума, то им будут предложены жилищные программы с минимальным первоначальным взносом и по ставкам от 2% (ГЭСВ от 2 до 2,1%) до 7% (ГЭСВ от 7,3 до 8,9%) годовых.
Мы понимаем, что столкнемся с негативом и скепсисом, но уверены: со временем наша работа станет гораздо более понятной и прозрачной для всех.
При распределении жилья раньше был заявительный характер, вывешивалось объявление и шел сбор заявок, но ведь кто-то мог пропустить его или не знать. Наша работа с очередниками будет проактивная, мы будем направлять уведомления, отбирать претендентов по году постановки в очередь.
- Значит, новоселье отметит первым тот очередник, кто раньше встал в очередь?
- Да, так и будет. Отмечу, что в рамках распределяемого года не менее 70 процентов от общего объема жилья будет предоставлено категориям граждан, имеющих первоочередное право на решение жилищного вопроса в рамках господдержки:
- ветераны Великой Отечественной войны, ветераны, приравненные по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории других государств;
- дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей;
- многодетные матери и семьи;
- семьи, имеющие или воспитывающие детей с ограниченными возможностями;
- лица с инвалидностью I и II групп.
Впервые в отдельную категорию также вывели вдов и вдовцов. Ранее они числились в категории “неполные семьи”. В Казахстане насчитывается более 200 тысяч неполных семей. Мы не можем отрицать и того факта, что могут быть фиктивные разводы, чтобы не потерять очередь на жилье. Даже женщина в разводе, одна воспитывающая детей, может подать на алименты, может попросить помощи у бывшего супруга. А вдовы потеряли вторую половинку, человек умер. Ждать помощи неоткуда.
- Казахстанцы переживают: не потеряются ли их данные при переносе информации?
- Перенос данных - всегда непростой процесс, и мы понимаем, что у людей могут возникать опасения. Наши IT-специалисты обеспечат корректность и защиту данных на каждом этапе переноса. Информация будет передана из государственных баз, что исключает вероятность ее потери или искажения.
- От вас, как от одного из главных экспертов в стране по рынку жилья, чьи прогнозы обычно сбываются, казахстанцы всегда ждут подсказок. Учитывая рост доллара, повышение базовой ставки, как изменятся цены на жилье? Кстати, изменятся ли в Отбасы банке проценты по кредитам и депозитам из-за выросшей базовой ставки?
- С системой жилищных строительных сбережений, которую мы реализуем, казахстанцы знакомы 21 год. Это немецкая модель системы жилстройсбережений. Она закрытая. Это значит, что казахстанские вкладчики кредитуют себя сами. Пока одни вкладчики копят деньги, формируя общий портфель, другие получают доступные кредиты. Именно благодаря замкнутости системы финансирования она стабильна и устойчива к различным финансовым ситуациям в стране. Это было доказано не раз.
На протяжении 21 года работы Отбасы банка ставки по жилищным займам не менялись. Накапливая средства на депозите по ставке 2%, клиенты банка гарантированно всегда могут получить в будущем жилищный заем по ставке от 3,5% годовых (ГЭСВ от 3,6 до 4,4%) до 5 процентов годовых (ГЭСВ от 5,1 до 6,9%).
Все накопления делаются в тенге, и займы выдаются тоже в тенге. Поэтому проценты по кредитам и депозитам меняться не будут. Система работает и будет работать стабильно. Мой совет - копить, ведь с 2025 года мы продолжим реализацию наших программ.
Например, чтобы принять участие в программе “Наурыз” в будущем году, на сберегательном счете необходимо будет накопить минимум 2 миллиона тенге. Такое изменение банк ввел из-за высокого спроса на программу и для более справедливого отбора участников. И сейчас есть время, для того чтобы накопить на первоначальный взнос. Кстати, о нем: за жилье в чистовой отделке он составит всего 10% от суммы займа (но не менее 2 миллионов тенге). Это избавит клиента от дополнительных займов на ремонт жилья.
Еще две программы, которые мы планируем запустить в 2025 году, - это женская ипотека “Умай” и “Зеленая ипотека”. Известно, что минимальный первоначальный взнос по ним составит 20 процентов. Поэтому сейчас самое время сберегать.
Елена БАХАРЕВА, фото предоставлено пресс-службой Отбасы банка, Алматы