6295

Вернуть любой ценой!

Возврат похищенных из страны активов остается таинственным процессом для казахстанцев

Вернуть любой ценой!

Несмотря на значительные усилия государства, механизмы этой “масштабной операции” по-прежнему неясны для многих. В интервью газете “Время” член комиссии по возврату незаконно приобретенных активов и президент гражданского альянса Казахстана Бану НУРГАЗИЕВА объяснила, что этот сложный процесс требует международного сотрудничества и может занять десятилетия.

- В адрес властей нередко звучит критика по поводу бездействия в отношении возврата незаконно приобретенных активов. Что вы скажете на это?

- К сожалению, несмотря на принимаемые Казахстаном меры, большинство граждан слабо информировано не только о проводимой работе, но и механизмах возврата. Это сложный и длительный процесс. Время, необходимое для возврата незаконно выведенных активов, может сильно варьироваться из-за разных факторов, включая сложность дела, меж­дународное сотрудничество, наличие доказательств и правовую базу. В среднем процесс может занимать от нескольких лет до десятилетий!

В некоторых случаях расследование может потребовать значительных усилий для выявления и документирования всех аспектов преступления, включая выявление конечных бенефициаров активов и сложные схемы отмывания денег. Процесс могут затянуть вопросы взаимной правовой помощи между странами. Значительное время может занять согласование действий и получение юридических документов и свидетельств. Существенно усложнить и замедлить процесс могут недостаточная правовая база или отсутствие соглашений с другими странами. К примеру, в случае с возвратом активов, связанных с бывшим нигерийским диктатором Сани АБАЧА, процесс занял более 10 лет, включая многократные судебные разбирательства и переговоры между Нигерией и Швейцарией.

- Кто входит в состав комиссии по возврату незаконно приобретенных активов? Какие функции она выполняет?

- Эта комиссия создана для выработки предложений по вопросам возврата незаконно приобретенных и выведенных активов. Ее возглавляет премьер-министр, а состав включает депутатов парламента, общественных деятелей, членов правительства, первых руководителей госорганов и других лиц. В марте этого года я с мажилисменом Маратом БАШИМОВЫМ вошла в обновленный состав комиссии. Это позволило нам на практике оценить степень сложности процесса возврата активов.

Уполномоченный орган предоставляет членам комиссии полную информацию по добровольному возврату активов лицами, выражающими готовность к сотрудничеству, а также вносит предложения по принудительному возврату в отношении отдельных лиц через специальный реестр субъектов олигополии. А решение, кто войдет в него, в соответствии с законом “О возврате государству незаконно приобретенных активов” принимает комиссия.

- На кого распространяется этот закон?

- На лиц, которые занимали или занимают ответственный государственный пост, должности в государственных юридических организациях, субъектах квазигоссектора, а также аффилированных с указанными лицами субъектов. В соответствии с нормами закона механизмы возврата будут применяться к субъектам крупной коррупции и олигопольных групп, сросшихся с лицами, имеющими административно-властные ресурсы, то есть связи, влияние.

Кроме того, эти лица должны иметь в совокупности активы на сумму свыше установленного законом порога - 13 миллионов МРП. Это 44 миллиарда 850 миллионов тенге, или порядка 100 миллионов долларов. Учитывая практику оформления незаконно приобретенных активов на третьих лиц - номиналов, родственников, их круг также определен законом, что соответствует международным стандартам.

- Кто осуществляет работу по возврату?

- Это комитет по возврату активов Генеральной прокуратуры, являющийся уполномоченным органом. Одновременно он является рабочим органом комиссии по вопросам возврата государству незаконно при­обретенных активов.

В задачи комитета входят их поиск и возврат, развитие международного сотрудничества, выявление и устранение причин незаконной концентрации экономических ресурсов и вывода капитала. Он вправе запрашивать информацию об активах и их владельцах, привлекать ученых и экспертов, а также вести мониторинг и анализ информации об активах.

В ходе мониторинга определяется круг лиц, вовлеченных в схему незаконного вывода активов, круг аффилированных с ними лиц, совокупный размер активов, признаки и обстоятельства незаконного их приобретения, вывода за пределы страны и иные сведения. И если у уполномоченного органа возникнут сомнения в законности приобретенных активов, он вносит в комиссию предложение о включении таких субъектов и их аффилированных лиц в реестр.

Законом четко определены критерии, при которых могут возникать основания для сомнений. Это несоответствие стоимости активов размеру законных доходов либо иных источников покрытия расходов на приобретение активов, а также приобретение свыше установленного порога и другое.

- Что происходит после включения субъекта в реестр?

- Уполномоченный орган уведомляет его об этом. С этого момента данное лицо должно сдать в течение месяца декларацию об активах с подтверждением законности их приобретения. В случае необходимости срок продлевается до трех месяцев.

В декларации субъекты должны указать доходы, активы, доли участия в уставном капитале юрлица, займы в Казахстане и за рубежом, иные сведения о происхождении доходов. Если лицо не сможет подтвердить законность их приобретения, то они признаются активами необъяснимого происхождения. А при возникновении риска вывода актива из страны или его отчуждения уполномоченный орган обращается в суд.

Возврат незаконно при­обретенных активов может осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке. Условия могут преду­сматривать выплату денег, передачу части или всех активов государству, возмещение сумм недополученных налогов, причиненного ущерба, сумм полученных лицом сверхдоходов за общий период владения активами, но не менее причиненного стране ущерба и другие условия.

- Куда направляются возвращенные активы?

- Деньги, в том числе от ре­ализации возвращенного имущества, аккумулируются и расходуются со счета Специального государственного фонда, который представляет контрольный счет наличности в Министерстве финансов. Правительством создана управляющая компания, ее задачей является принятие в собственность от имени государства возвращенных активов. Она будет обеспечивать сохранность и содержание, управление активами и их реализацию для пополнения Спецгосфонда.

В дальнейшем поступившие средства направят на реализацию социально-экономических и инфраструктурных проектов по всей стране. Распределение средств будет осуществляться на Республиканской бюджетной комиссии. А контроль осуществляет Высшая аудиторская палата. Отчет о поступлении и расходовании денег будет ежегодно доводиться до общественности.

При этом, возможно, в некоторых случаях возврат активов будет осуществляться путем прямого инвестирования в экономику Казахстана через строительство новых промышленных и социальных объектов. Это возведение школ и больниц, ремонт и строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры и другое. Все это в конкретных городах и селах.

Например, по сведениям Министерства просвещения, на средства, поступившие в Фонд поддержки инфраструктуры образования, в том числе в результате возврата активов, профинансировано строительство 82 школ на 46 тысяч учащихся на общую сумму 134 миллиарда тенге. Таким образом, работа по выявлению и возврату в собственность государства похищенных средств активно набирает обороты.

Всего за два года в страну вернули активы на сумму около 1,5 триллиона тенге. Кроме того, комиссия поддержала заключение с лицами, попавшими под действие закона, соглашений о реализации инвестиционных и социальных проектов на сумму более 28 миллиардов тенге. Реинвестирование средств в экономику является одной из мер по возврату активов.

- Как осуществляется меж­дународное правовое сотрудничество для исполнения решений судов и обмена информацией?

- Комитет по возврату активов уполномочен направлять в иностранные государства запросы об аресте, принятии обеспечительных мер и конфискации незаконно выведенных активов; подавать в казахстанские и иностранные суды иски об обращении в доход государства незаконно приобретенных активов; инициировать и самостоятельно проводить досудебные расследования; заключать соглашения о добровольном возврате активов.

Казахстан продолжает сталкиваться с рядом вызовов в области возврата незаконно приобретенных активов. Среди них можно выделить сложность международных правовых процедур, необходимость укрепления институциональных возможностей и повышение уровня прозрачности. Тем не менее активное международное сотрудничество и приверженность правовым стандартам, таким как UNCAC, позволяют Казах­стану добиваться результатов в этой области.

Укрепление национальных институтов и дальнейшее развитие международных партнерств будут ключевыми факторами для успешного возврата активов в будущем.

Тогжан ГАНИ, Астана

Поделиться
Класснуть