Вернуть любой ценой!
Возврат похищенных из страны активов остается таинственным процессом для казахстанцев
Несмотря на значительные усилия государства, механизмы этой “масштабной операции” по-прежнему неясны для многих. В интервью газете “Время” член комиссии по возврату незаконно приобретенных активов и президент гражданского альянса Казахстана Бану НУРГАЗИЕВА объяснила, что этот сложный процесс требует международного сотрудничества и может занять десятилетия.
- В адрес властей нередко звучит критика по поводу бездействия в отношении возврата незаконно приобретенных активов. Что вы скажете на это?
- К сожалению, несмотря на принимаемые Казахстаном меры, большинство граждан слабо информировано не только о проводимой работе, но и механизмах возврата. Это сложный и длительный процесс. Время, необходимое для возврата незаконно выведенных активов, может сильно варьироваться из-за разных факторов, включая сложность дела, международное сотрудничество, наличие доказательств и правовую базу. В среднем процесс может занимать от нескольких лет до десятилетий!
В некоторых случаях расследование может потребовать значительных усилий для выявления и документирования всех аспектов преступления, включая выявление конечных бенефициаров активов и сложные схемы отмывания денег. Процесс могут затянуть вопросы взаимной правовой помощи между странами. Значительное время может занять согласование действий и получение юридических документов и свидетельств. Существенно усложнить и замедлить процесс могут недостаточная правовая база или отсутствие соглашений с другими странами. К примеру, в случае с возвратом активов, связанных с бывшим нигерийским диктатором Сани АБАЧА, процесс занял более 10 лет, включая многократные судебные разбирательства и переговоры между Нигерией и Швейцарией.
- Кто входит в состав комиссии по возврату незаконно приобретенных активов? Какие функции она выполняет?
- Эта комиссия создана для выработки предложений по вопросам возврата незаконно приобретенных и выведенных активов. Ее возглавляет премьер-министр, а состав включает депутатов парламента, общественных деятелей, членов правительства, первых руководителей госорганов и других лиц. В марте этого года я с мажилисменом Маратом БАШИМОВЫМ вошла в обновленный состав комиссии. Это позволило нам на практике оценить степень сложности процесса возврата активов.
Уполномоченный орган предоставляет членам комиссии полную информацию по добровольному возврату активов лицами, выражающими готовность к сотрудничеству, а также вносит предложения по принудительному возврату в отношении отдельных лиц через специальный реестр субъектов олигополии. А решение, кто войдет в него, в соответствии с законом “О возврате государству незаконно приобретенных активов” принимает комиссия.
- На кого распространяется этот закон?
- На лиц, которые занимали или занимают ответственный государственный пост, должности в государственных юридических организациях, субъектах квазигоссектора, а также аффилированных с указанными лицами субъектов. В соответствии с нормами закона механизмы возврата будут применяться к субъектам крупной коррупции и олигопольных групп, сросшихся с лицами, имеющими административно-властные ресурсы, то есть связи, влияние.
Кроме того, эти лица должны иметь в совокупности активы на сумму свыше установленного законом порога - 13 миллионов МРП. Это 44 миллиарда 850 миллионов тенге, или порядка 100 миллионов долларов. Учитывая практику оформления незаконно приобретенных активов на третьих лиц - номиналов, родственников, их круг также определен законом, что соответствует международным стандартам.
- Кто осуществляет работу по возврату?
- Это комитет по возврату активов Генеральной прокуратуры, являющийся уполномоченным органом. Одновременно он является рабочим органом комиссии по вопросам возврата государству незаконно приобретенных активов.
В задачи комитета входят их поиск и возврат, развитие международного сотрудничества, выявление и устранение причин незаконной концентрации экономических ресурсов и вывода капитала. Он вправе запрашивать информацию об активах и их владельцах, привлекать ученых и экспертов, а также вести мониторинг и анализ информации об активах.
В ходе мониторинга определяется круг лиц, вовлеченных в схему незаконного вывода активов, круг аффилированных с ними лиц, совокупный размер активов, признаки и обстоятельства незаконного их приобретения, вывода за пределы страны и иные сведения. И если у уполномоченного органа возникнут сомнения в законности приобретенных активов, он вносит в комиссию предложение о включении таких субъектов и их аффилированных лиц в реестр.
Законом четко определены критерии, при которых могут возникать основания для сомнений. Это несоответствие стоимости активов размеру законных доходов либо иных источников покрытия расходов на приобретение активов, а также приобретение свыше установленного порога и другое.
- Что происходит после включения субъекта в реестр?
- Уполномоченный орган уведомляет его об этом. С этого момента данное лицо должно сдать в течение месяца декларацию об активах с подтверждением законности их приобретения. В случае необходимости срок продлевается до трех месяцев.
В декларации субъекты должны указать доходы, активы, доли участия в уставном капитале юрлица, займы в Казахстане и за рубежом, иные сведения о происхождении доходов. Если лицо не сможет подтвердить законность их приобретения, то они признаются активами необъяснимого происхождения. А при возникновении риска вывода актива из страны или его отчуждения уполномоченный орган обращается в суд.
Возврат незаконно приобретенных активов может осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке. Условия могут предусматривать выплату денег, передачу части или всех активов государству, возмещение сумм недополученных налогов, причиненного ущерба, сумм полученных лицом сверхдоходов за общий период владения активами, но не менее причиненного стране ущерба и другие условия.
- Куда направляются возвращенные активы?
- Деньги, в том числе от реализации возвращенного имущества, аккумулируются и расходуются со счета Специального государственного фонда, который представляет контрольный счет наличности в Министерстве финансов. Правительством создана управляющая компания, ее задачей является принятие в собственность от имени государства возвращенных активов. Она будет обеспечивать сохранность и содержание, управление активами и их реализацию для пополнения Спецгосфонда.
В дальнейшем поступившие средства направят на реализацию социально-экономических и инфраструктурных проектов по всей стране. Распределение средств будет осуществляться на Республиканской бюджетной комиссии. А контроль осуществляет Высшая аудиторская палата. Отчет о поступлении и расходовании денег будет ежегодно доводиться до общественности.
При этом, возможно, в некоторых случаях возврат активов будет осуществляться путем прямого инвестирования в экономику Казахстана через строительство новых промышленных и социальных объектов. Это возведение школ и больниц, ремонт и строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры и другое. Все это в конкретных городах и селах.
Например, по сведениям Министерства просвещения, на средства, поступившие в Фонд поддержки инфраструктуры образования, в том числе в результате возврата активов, профинансировано строительство 82 школ на 46 тысяч учащихся на общую сумму 134 миллиарда тенге. Таким образом, работа по выявлению и возврату в собственность государства похищенных средств активно набирает обороты.
Всего за два года в страну вернули активы на сумму около 1,5 триллиона тенге. Кроме того, комиссия поддержала заключение с лицами, попавшими под действие закона, соглашений о реализации инвестиционных и социальных проектов на сумму более 28 миллиардов тенге. Реинвестирование средств в экономику является одной из мер по возврату активов.
- Как осуществляется международное правовое сотрудничество для исполнения решений судов и обмена информацией?
- Комитет по возврату активов уполномочен направлять в иностранные государства запросы об аресте, принятии обеспечительных мер и конфискации незаконно выведенных активов; подавать в казахстанские и иностранные суды иски об обращении в доход государства незаконно приобретенных активов; инициировать и самостоятельно проводить досудебные расследования; заключать соглашения о добровольном возврате активов.
Казахстан продолжает сталкиваться с рядом вызовов в области возврата незаконно приобретенных активов. Среди них можно выделить сложность международных правовых процедур, необходимость укрепления институциональных возможностей и повышение уровня прозрачности. Тем не менее активное международное сотрудничество и приверженность правовым стандартам, таким как UNCAC, позволяют Казахстану добиваться результатов в этой области.
Укрепление национальных институтов и дальнейшее развитие международных партнерств будут ключевыми факторами для успешного возврата активов в будущем.
Тогжан ГАНИ, Астана