4816

Данияр АШИМБАЕВ, политолог: Все ждут командную работу и чёткие ориентиры

По его мнению, Алихан Смаилов получит новое назначение

Данияр АШИМБАЕВ, политолог: Все ждут командную работу и чёткие ориентиры

Новость об отставке правительства застала врасплох всех. И неудивительно, ведь в первых числах января президент анонсировал расширенное заседание правительства, на котором должны “подвести итоги социально-экономического развития и определить тактику дальнейших действий в этом направлении”. В первый день февраля стало известно, что заседание назначено на 7-е число. И буквально за два дня до этого правительство Алихана СМАИЛОВА сложило с себя полномочия. С чем это связано? Кто в перспективе может стать новым премьером? И кто из министров не заслуживает чести войти в состав будущего кабмина? Об этом мы поговорили с политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ.

- В конце прошлого года, подводя итоги, в интервью нашей газете вы спрогнозировали отставку правительства ориентировочно весной. Прогноз сбылся чуточку раньше. Что подвигло нынешний кабмин сейчас сложить с себя полномочия?

- Все предполагали, что на расширенном заседании правительства президент раскритикует работу кабмина в целом, сменит отдельных министров, но его нынешний состав в целом выживет и дотянет до конца марта - начала апреля. Однако глава государства принял другое решение.

Понятно, что причины для отставки правительства Смаилова были, как, впрочем, и были причины не принимать эту отставку. Почему отставка все же состоялась? Я думаю, тут дело в психологической усталости. Все-таки кабмин приступил к своим обязанностям в начале 2022 года, сразу после январских событий. И буквально тут же из только что сформированного состава вылетел министр обороны, которого сразу же арестовали.

Затем на правительство, которое только приступило к анонсированной демонополизации казахстанской экономики и работе по возврату незаконно выведенных активов, свалился геополитический кризис в виде начавшейся после российско-украинского конфликта мощной санкционной войны, которая нанесла чувствительный удар под дых казахстанской экономике. Правда, за прошедшие годы все более-менее удачно адаптировалось. Логистика заработала на полную катушку, смогли воспользоваться массой появившихся преимуществ. Но при этом было мощное инфляционное давление.

- С другой стороны, надо понимать, что инфляционному давлению в немалой степени поспособствовала активная социальная политика - рост всевозможных социальных пособий и индексация зарплат. Все это в совокупности подкачивало инфляцию не только снаружи, но и изнутри.

При этом была мешанина с базовыми программами. Была очень слабая работа с нацпроектами. Буквально 31 декабря 2022 года утратили силу девять нацпроектов, а может, и все 10. А новых стратегий принято так и не было. А за это время, как мы помним, прошли президентские выборы, парламентские, переназначение правительства, выборы акимов. То есть объем работы был проделан гигантский.

Правительство, на мой взгляд, за эти годы добилось успехов больше аппаратных: в ходе административной реформы большое количество полномочий перешло от правительства к отдельным министерствам, разгрузив кабмин. Кроме того, удалось избавиться от излишней опеки со стороны администрации президента. Но затем, в ноябре-декабре прошлого года, последовала странная реорганизация инвестиционного штаба, которая так никем не была объяснена. Президент принял ряд резких решений, которые технически относились к внутренней работе правительства.

При этом стоит отметить, что в этом году не было каких-то крупных аварий в коммуналке, удалось решить вопрос с Карметкомбинатом впервые за многие годы. То есть я не могу сказать, что правительство работало плохо. Причем премьер Смаилов в отличие от своих некоторых предшественников не прятался в кустах. Его, конечно, можно было за многое ругать, но он показал, что не трус.

Но тем не менее негатив в адрес правительства копился. И, видимо, поэтому президент принял решение разрубить этот гордиев узел и отправил правительство в отставку.

- А как теперь с расширенным заседанием правительства, назначенным на 7 февраля?

- Подводить итоги старого правительства у нас не принято. Скорее всего, расширенное заседание будет уже с новым правительством. И технически его могут назначить сегодня-завтра, чтобы провести это заседание если не 7 февраля, то в самое ближайшее время. Было бы интересно услышать оценку ситуации из уст главы государства, ведь это уже второй премьер, отправленный в отставку за годы его правления. Возможно, правительство было в курсе, что президент собирается обрушиться на него с критикой, и поэтому приняло решение уйти в отставку заранее.

- То есть, по сути, сбежало от трепки?

- Я не исключаю такой вариант. Президент, как вы помните, недавно принимал ряд руководителей квазигоссектора, акимов, министров, в том числе заслушивал и отчет председателя Высшей аудиторской палаты Натальи ГОДУНОВОЙ. Причем информация об этой встрече была весьма скудной. Скорее всего, данные, которые представила Годунова, были убийственными. И с тем, чтобы избежать волны обоснованной критики, правительство решило уйти заранее.

- Любопытно, что пресс-службы Акорды и премьер-министра не сообщили о встрече Смаилова с Токаевым, на которой, судя по всему, и было подано прошение об отставке...

- Смаилов в какой-то степени является учеником Токаева. Я напомню, что, когда Токаев в 1999 году стал премьером, одним из назначенцев, который пришел в новое правительство, был как раз молодой Смаилов, которому на тот момент не было еще и 30 лет. Он возглавил тогда Агентство по статистике. А в 2003 году Смаилов был заместителем Токаева в МИД. То есть он для главы государства человек не чужой. Думаю, президент воспринимал его как члена своей команды.

- Воспринимал? В прошедшем времени?

- Не думаю. Да, правительство не справилось со многими поручениями. Но с другой стороны, не бездельничало же эти два года. Поэтому, я думаю, Смаилов далеко не уйдет и получит какой-то новый пост. Но сейчас всех больше интересует, кто займет его место.

- И кто же? В прошлогоднем интервью нашей газете (см. “Есть и хорошая новость: год будет на день длиннее!”, “Время” от 28.12.2023 г.) вы называли в числе кандидатов Романа СКЛЯРА, Серика ЖУМАНГАРИНА, Мурата НУРТЛЕУ, Ерулана ЖАМАУБАЕВА, Ермека КОШЕРБАЕВА, Нурлана НОГАЕВА, Ерболата ДОСАЕВА, Жениса КАСЫМБЕКА и Ерлана КОШАНОВА. Исполняющим обязанности сейчас стал Скляр…

- Он назначен исполняющим обязанности как первый вице-премьер. Это своего рода традиция. Высока степень вероятности, что первый вице-премьер станет в конечном счете премьером. У нас в основном всегда так и было для обеспечения преемственности. Скляр вполне дозрел, чтобы возглавить правительство. Это опытный и сильный организатор, который, к слову, чаще всех сопровождал президента в поездках. Но могут быть и другие персоны. И здесь выбор тоже довольно велик. И Ерлан Кошанов, и некоторые теперь уже бывшие вице-премьеры, и как минимум три сильных акима. Вариантов достаточно много. Не исключено, что премьером могут поставить и главу Нацбанка Тимура СУЛЕЙМЕНОВА. Гадать можно сколько угодно.

- А есть ли инсайды или предположения, кто из министров потеряет свой пост?

- Я могу высказать лишь свое мнение, а решать будут президент и новый премьер. Но я бы уволил главу Минздрава Ажар ГИНИЯТ и главу Минэкологии, потому что даже после ухода Зульфии СУЛЕЙМЕНОВОЙ ситуация в сфере экологии лучше не стала. Ерлан НЫСАНБАЕВ, конечно, большой профессионал, но на посту главы природоохранного ведомства он сильно разочаровал. Но еще раз подчеркну: кого хочется уволить и кого уволят - это разные понятия. Помните, в декабре 2022 года президент говорил, что в правительстве будут новые люди? Но практически все, чья отставка ожидалась, остались на своих местах.

- Правительство Смаилова в какой-то степени было антикризисным. А каким должно стать новое правительство? На что следует сделать упор при его формировании?

- Во-первых, на командную работу. Правительству явно не хватает какой-то стратегии, чтобы понять, куда все движется. Антикризисные меры - это хорошо, но хочется какого-то более долго­срочного планирования. Поэтому, думаю, президент сформулирует новые задачи по стратегии развития до 2029 года и до 2050 года, которые уже давно все ждут, но АСПиР (Агентство по стратегическому планированию и реформам. - Р. Б.) так и не удосужилось их обнародовать.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть