4419

Есть и хорошая новость: год будет на день длиннее!

Наши корреспонденты расспросили экспертов, к чему нам готовиться в 2024-м

Есть и хорошая новость: год будет на день длиннее!

Отставка неизбежна?

В политическом плане наступающий год также будет непростым.

По мнению политолога Данияра АШИМБАЕВА, международная по­ли­тика Казахстана будет ориентироваться прежде всего на внешнюю конъюнктуру, которая в свою очередь будет зависеть от выборов президента США, которые должны состояться в ноябре 2024 года.

- Геополитическая напряженность в целом растет: помимо украинского и ближневосточного конфликтов ухудшается ситуация вокруг Йемена, в Южной Америке возможна конфронтация из-за нефтяных месторождений, а также традиционное обострение вокруг Тайваня и Южной Кореи. Все это будет давить на экономическую конъюнктуру, поэтому в целом ситуация будет неопределенной, и мы в лучшем случае можем только сохранить хорошие отношения со всеми, - считает политолог.

Что касается внутриполитической обстановки, то, по мнению политолога, каких-то явных рисков для раскачки ситуации в стране нет.

- В контексте ситуации в Восточной Европе не исключены провокации в сфере межнациональных конфликтов, - полагает эксперт. - Возможны попытки дестабилизации ситуации в Цент­ральной Азии в целом и в Казахстане в частности. Поэтому будут продолжаться ожесточенные бои за контроль над информационным пространством.

Еще один фактор, чреватый рисками, по словам Ашимбаева, - это повышение коммунальных тарифов и цен, намеченное на январь.

- Это не только разгонит инф­ляцию, но и может привести к скачкам социального напряжения, - поясняет он. - К тому же мы видим, что отдельные зоны у нас искусственно муссируются: забастовка в Мангистау или недавняя попытка накрутить протестность в Карагандинской области. И я думаю, что такие вбросы будут предприниматься не только там, где действительно есть социальные проблемы, но и в других местах, чтобы искусственно создать очаги напряжения и с их помощью оказывать давление на Астану.

При этом Ашимбаев не исключает, что нынешнее правительство в 2024 году будет отправлено в отставку.

- Критика в адрес правительства нарастает, авторитета у большинства министров нет, - напоминает он. - Взгляните на ситуацию в сфере здравоохранения, энергетики и т. д. Поэтому я не исключаю, что президент сменит в следующем году кабмин. В нынешнем составе правительства наиболее сильные кандидаты на пост следующего премьера Роман СКЛЯР, Серик ЖУМАНГАРИН и Мурат НУРТЛЕУ. Есть еще крепкие варианты - Ерлан ЖАМАУБАЕВ и Ермек КОШЕРБАЕВ. Из акимов кандидатами в премьеры являются Нурлан НОГАЕВ, Ерболат ДОСАЕВ и Женис КАСЫМБЕК. Кроме того, достаточно высокий рейтинг у спикера мажилиса Ерлана КОШАНОВА, но тут надо будет решать, кому передать тогда мажилис. Сколько бы ни говорили о короткой скамье запасных, кандидатов на пост премьера у нас достаточно много. Поэтому, думаю, весной возможна ротация в кабмине.

Живите по средствам!

По мнению экономиста Магбата СПАНОВА, 2024 год для Казахстана выдастся нелегким в экономическом плане.

- К сожалению, у нас до сих пор нет четкой макроэкономической модели, - поясняет Спанов. - Поэтому сложно будет достичь всех тех показателей, которые заложены Министерством национальной экономики в бюджет на 2024 год.

Что касается цен на основной экспортный продукт Казахстана - нефть, то, полагает Спанов, она будет достаточно высокой - ближе к 100 долларам за баррель.

- А вот что касается инфляции, то мы зависим от уровня мировой инфляции, - говорит он. - К сожалению, наше правительство совместно с Национальным банком очень мало и плохо работает в этом направлении. Поэтому, я думаю, инфляция составит больше 10 процентов.

- Но есть и плюсы. К примеру, транспортно-логистическая сфера, пожалуй, одно из немногих направлений, которое может помочь Казахстану снизить издержки. Учитывая, что весь мир находится в санкционной борьбе, у нас есть хороший шанс развивать эту сферу и получать доходы и дивиденды.

Простым же казахстанцам экономист советует готовиться к тяжелому году.

- Поэтому могу посоветовать только одно: больше работать и жить по средствам, - резюмирует Спанов.

Спите спокойно, жители Алматы

Ежегодная карта ожидаемых землетрясений будет утверждена и передана в соответствующие ведомства в январе. Но корреспондентам газеты “Время” удалось получить спойлер будущего сейсмопрогноза.

- Уже сейчас я могу успокоить алматинцев: по тем данным, которыми мы располагаем в отмеченных в исследовании участках - Текели - Талдыкорган, Кастек и Нарынкол - Сунбе, в первой половине 2024 года ожидается спокойная сейсмическая обстановка. С научно обоснованной вероятностью, которая дает 70 процентов правильности прогноза, на территории алматинского сейсмоопасного региона сильных землетрясений (с интенсивностью 6-7 баллов по шкале MSK-64) не прогнозируется, - отметил заместитель председателя прогнозной комиссии Национального центра сейсмологических исследований профессор Абдулазиз АБДУЛЛАЕВ.

- Месячный расчетный показатель (МРП) с января 2024 года составит 3692 тенге.

- Минимальная заработная плата (МЗП) увеличится на 10 000 тенге до 85 000 тенге.

- С 1 января 2024 года планируют ввести специальные социальные выплаты для работников, занятых во вредных условиях труда, начиная с 55 лет до достижения пенсионного возраста.

- С 1 января 2024 года стартует третий этап всеобщего декларирования казахстанцев. Он коснется индивидуальных предпринимателей, руководителей и учредителей юридических лиц, а также их супругов.

Пусть подавится проклятый долгоносик!

Массовое нашествие саранчи и других вредителей, болезней, капризы природы грозят подорожанием кормов для сельхозживотных, мяса, молока и местных овощей-фруктов. К примеру, томатная моль может уничтожить до 70 процентов будущего урожая.

- Если своевременно не принять меры, мы ожидаем биологический пожар: в горах Джунгарского, Заилийского Алатау нашествие яблонной моли, непарного шелкопряда, на полях, в огородах - томатной моли, хлопковой совки и других вредителей. Поврежденность плодов дыни уже достигает от 76 до 90,5 процента в Кызылординской и Туркестанской областях. На будущий год местную дыню мы можем потерять. Карантинный вредитель - мраморный клоп активно портит кукурузу, сою, плодовые культуры. Против него государством до сих пор не приняты меры по локализации и ликвидации, - говорит председатель правления КазНИИ защиты и карантина растений кандидат биологических наук, академик Бахытжан ДУЙСЕМБЕКОВ. - По прогнозам, ожидается и пик саранчовых на площади до 2,5 миллиона гектаров. А это миллиарды тенге убытков и потеря урожая дачников, владельцев крестьянских хозяйств.

Есть и другая опасность. На международной конференции по фитосанитарной безопасности в Алматы ученые констатировали: анализ импорт­ного и отечественного посевного материала (сахарная свекла, нут, пшеница, ячмень, овес, горох, чечевица, овоще-бахчевые культуры) из разных регионов выявил повсеместное заражение грибными, бактериальными болезнями, причем даже после предпосевной обработки. В одном семени встречается до 15 видов возбудителей болезней. Посев таких семян грозит потерей от 30 до 100 процентов урожая.

При неблагоприятном раскладе фермерам нечем будет кормить скот, что приведет к росту себестоимости мяса, молока и его производных.

На слишком дешёвом можно погореть

В 2024 году стоимость квадратных метров продолжит свое падение.

Советник президента саморегулируемой Ассоциации риелторов Казахстана Нина ЛУКЬЯНЕНКО полагает, что рынок вторичного жилья будет проседать в цене сильнее первичного.

- Многие ожидают оживления рынка после введения в действие программы “9-20-25”. Однако емкость программы всего 150 миллиардов тенге. Она будет иметь ряд ограничений, что не позволит подпитать рынок и воспользоваться данной ипотекой в целях перепродажи, - предупреждает Нина ­Лукьяненко.

Финансовый консультант Расул РЫСМАМБЕТОВ прогнозирует, что и стоимость арендного жилья подожмется в цене. По его словам, сейчас на рынке много нераспроданных квартир. Возможно, застройщики создадут свои операционные компании, которые будут сдавать жилье помесячно. Кстати, девелоперы, чтобы “раскидать” недвижку, как предполагают наши экс­перты, помимо акций и рассрочек могут придумать и новые маркетинговые ходы, например из трехкомнатных напилят несколько “однушек”.

Но цены на квартиры до уровня мешка картошки все же не упадут. Такого обвала точно не произойдет, уверен Рысмамбетов. Во-первых, должна существенно снизиться инфляция, а это значит, подешевеют и кредиты. Во-вторых, на строительство школ выделено 2,6 триллиона тенге, а это значит, что даже если застройщики совсем уйдут с рынка жилья, то стройматериалы все равно дешевле не станут.

Президент Ассоциации застройщиков Казахстана Виктор МИКРЮКОВ ожидает, что уже в 2025 году жилье сможет вновь дорожать из-за сокращения предложений.

- Уже согласовано, что в Алматы и Астане строительство жилья будет ниже ранее заявленных планов. В Астане закрепили объем примерно в 1,5 миллиона квадратных метров в год вместо двух. В Алматы приблизительно так же. Застройщики отложили ряд крупных проектов. Все это приведет к сокращению предложения квартир на рынке в 2025 году. Поэтому, скорее всего, через год цены поднимутся процентов на 20, - считает Микрюков.

Все наши эксперты предупреждают читателей “Времени”, что самые большие скидки будут у тех компаний, которые уже отчаялись достроить начатые объекты и вряд ли смогут выполнить взятые на себя обязательства. А еще не надо рисковать с покупкой недостроенного жилья, на которое не распространяются гарантии Казахстанской жилищной компании.

Череда аварий продолжится?

Асет НАУРЫЗБАЕВ, энергетик, экономист, бывший глава АО “KEGOC” предупреждает, что свистопляска в теплоэнергетике будет продолжаться: сети старые, за год их не отремонтируешь.

- Необходима масштабная программа по восстановлению инфраструктуры, как в США. Но, прежде чем принимать такую программу, надо разобраться с управлением, - считает эксперт. - В декабре заместителем министра энергетики назначили человека, который ранее получал зарплату за то, что следил за состоянием энергетических объектов (экс-председатель комитета атомного и энергетического надзора и контроля Сунгат ЕСИМХАНОВ. - Е. Т.). Поэтому деньги, которые добавят в энергетику, будут по-прежнему плохо управляемы. Череда аварий продолжится. Небольшие ЧП будут устранять более-менее оперативно, а вот если случится такая мощная авария, как в Экибастузе, то можем заморозить какой-нибудь город.

Программа “Тариф в обмен на инвестиции”, призванная “привлечь масштабные инвестиции для модернизации инженерных сетей”, в половине случаев будет реализована криво-косо. Старое оборудование заменят, но к обновлению энергосистемы это не ведет. Станции останутся старыми. Например, Экибастузская ТЭЦ совершенно изношена, и ее ремонт бессмыслен. Там надо строить современную станцию, пусть даже на угле. До 2060 года время есть, и она могла бы стать последней угольной станцией, построенной в нашей стране.

Единственное, что радует в сфере энергетики: подписаны соглашения с крупными компаниями, которые будут строить большие ветроэнергетические объекты. Прошли очередные аукционы по другим возобновляемым источникам энергии. Это приближает нас к достижению углеродной нейтральности. В то же время будет идти борьба за атомную станцию. Государство продолжит тратить деньги на подготовку к строительству АЭС, на изучение вопроса.

На юге этой зимой могут быть перебои с электричеством. Как вы помните, в январе 2022 года нам “прилетело” от узбекских коллег - в Казахстане погасли три области. Подобные сюрпризы еще год-два будут возможны. Через год-два запустят строящиеся станции в Кызылорде и Туркестане, после чего, в принципе, можно будет считать, что основные риски в большой энергетике пройдены.

- С 1 января всем детям, которые считаются гражданами Казахстана, будут ежегодно поровну начислять 50 процентов от инвестиционного дохода Нацфонда.

- Со следующего года казахстанские работодатели должны будут вносить обязательные пенсионные взносы за тех сотрудников, которые родились после 1 января 1975 года, потому что эта категория людей не будет получать солидарную пенсию по возрасту.

Воды на всех не хватит

- Начиная с 2019 года Цент­ральная Азия переживает маловодный период: в реках недостаточно воды, Каспий и некоторые озера, например Балхаш и Малый Арал, постепенно мелеют. С большой долей вероятности этот процесс продолжится и в следующем году.

Скажем, Каспий на 90 процентов питается из бассейна реки Волги. Даже если воды в ней будет много, он наполнится до уровня прежних показателей за пять-шесть лет, - рассуждает главный специалист департамента водных ресурсов исполнительной дирекции Международного фонда спасения Арала в Казахстане Амирхан КЕНШИМОВ. - С Балхашом тоже большие проблемы - он зависит от реки Или, которая приходит с территории Китая. Недавно появилась новость, что Казахстан и Китай ведут переговоры по вододелению трансграничных рек. Но они идут с 2014 года, и хорошо, если за это время продвинулись хотя бы на 10 процентов.

Не думаю, что в следующем году нас ждет прорыв в этом вопросе, поэтому и Балхаш, скорее всего, продолжит уходить. Чтобы сохранить его хотя бы в нынешнем виде, нам самим нужно перестать варварски использовать воду и начать применять современные технологии в сельском хозяйстве.

В Жамбылской области в этом году вода для полива закончилась уже в августе. Ситуация может повториться и в следующем.

Поэтому большое значение имеет грамотное формирование стока. В Жамбылской области есть несколько водохранилищ. Сейчас воду в них накапливают - все будет зависеть от того, когда и как именно ее начнут использовать.

Проблемы с поливной водой могли быть в Кызылординской и Туркестанской областях, но их удалось решить благодаря совместным действиям Казахстана и Узбекистана. Возможно, что-то подобное мы будем наблюдать и в 2024-м.

В Париже будет пусто, а в Ташкенте - густо

Главным спортивным событием 2024 года станут летние Олимпийские игры в Париже.

К сожалению, в последнее время казахстанские атлеты не очень радуют нас на главных стартах четырехлетия. Из Токио-2020 мы ни одного золота не привезли. И серебра у нас там не было. Только восемь бронзовых медалей, что вылилось в 84-е ­место в командном зачете.

По прогнозам специалистов, в Париже все может быть еще хуже. К такому умозаключению привели нас итоги прошедшей летней Азиады, где казах­станцы выступили крайне слабо, заняв 11-е место в медальном зачете. Да и предварительное сравнение показанных результатов перед Токио и Парижем говорит не в пользу нынешних олимпийцев. В Японии у нас было 100 лицензий по 19 видам спорта. Сейчас только 17 по восьми видам. Конечно, до Игр-2024 еще семь месяцев. Но в эти же сроки (за семь месяцев до старта) перед Олимпиадой в Токио у Казахстана уже имелось более 30 лицензий по 14 видам спорта!

Где мы взяли медали в Токио? В дзюдо, в боксе (две), в борьбе, в тяжелой атлетике и в карате (две). Пожалуй, на бокс и борьбу мы и в Париже можем рассчитывать. А вот штангу и карате придется исключить из возможных пьедесталов. Дело в том, что наша тяжелая атлетика сейчас погрязла в допинг-скандалах, а каратистов французы выбросили из программы своих соревнований. Конечно, можно поймать за хвост птицу-удачу на гимнастическом помосте или на стрельбище. Но это все, скорее, из области фантастики.

Так что сложно предсказать, сколько у нас будет в Париже медалей и какого достоинства. Одно можно сказать с уверенностью: после Олимпиады в профильном министерстве произойдет очередная замена спортивного главы.

В этом году нас приятно удивила сборная Казах­стана по футболу. Она здорово смотрелась в отборочном турнире чемпионата Европы-2024, одержав там шесть побед и до последнего момента претендуя на путевку в финальный этап. Шанс поехать в Германию у подопечных Магомеда АДИЕВА еще остается. 21 марта 2024 года они сыграют в полуфинале плей-офф Лиги наций с Грецией в гостях. И если выиграют, то 26 марта в финале сразятся с победителем пары Грузия - Люксембург. Лучшая сборная из этих четырех и завоюет дополнительную путевку на чемпионат Европы. Учитывая силу греков, не скажу, что шансов у казахстанских футболистов много. Но они есть.

В отличие от казахстанских футболистов наши футзалисты давно с самой лучшей стороны зарекомендовали себя на европейской и мировой аренах. Буквально на днях подопечные Рикардо КАКА уверенно выиграли элитный отборочный турнир ЧМ-2024, победив во всех шести матчах и став единственной европейской командой, добившейся максимального результата на этой стадии.

Теперь ее ждет чемпионат мира в Ташкенте. Он пройдет с 14 сентября по 6 октября будущего года. Задача-минимум, стоящая перед нашей дружиной, - бронзовые медали. Но никто сильно не удивится, если будет серебро или даже золото!

Чем будем болеть

Прогноз от вирусолога Асель МУСАБЕКОВОЙ:

- Зима - простудный сезон, в этом плане ничего не изменится, кроме того, что к традиционным вирусам в этом году прибавилась корь. Во время прошлой вспышки 2019 года максимальные показатели заболеваемости этой инфекцией пришлись именно на январь. Нынешний пик заболеваемости корью Казахстан еще не прошел, понадобится несколько месяцев, чтобы рост числа новых случаев начал снижаться. Ситуация, возможно, стабилизируется только к лету. Зимой и весной она будет тревожной. Тревожное положение и с другими вакцино­управляемыми инфекциями, которых, по идее, уже не должно быть. На примере кори мы видим, что они возвращаются. В первую очередь коклюш. Сейчас в Казахстане фиксируют большое количество этой бактериальной инфекции. Она опасна для детей, особенно для малышей до года. Боюсь, что из-за проблем с иммунизацией тенденция продолжится. Дело в том, что вакцина от коклюша действует только пять лет, поэтому им часто болеют взрослые и заражают непривитых детей.

И второе, что меня беспокоит, - полиомиелит. В 2011 году Казахстан объявили страной, свободной от этого заболевания. К сожалению, есть риск лишиться этого статуса. В прошлом году в Ингушетии в России произошла вспышка этой инфекции. Там было вакцинировано около 40 процентов детей, многие родители отказывались от прививок. К сожалению, в Казахстане с этим тоже есть большие проблемы, и последствия могут быть самыми плачевными.

В ноябре-декабре из Китая приходили новости о росте респираторной инфекции, которая приводит к пневмонии. Появился страх: может ли возникнуть новая вспышка вируса, который придет из Поднебесной? На самом деле нет никакого нового вируса. Рост различных инфекций - последствие снятия жестких карантинных мер. Мы его пережили в прошлом году, Китай (там ограничения действовали гораздо дольше) проходит сейчас.

Что касается вспышек новых вирусов, они, конечно, могут быть. Их очень много, происходило это и раньше, будет происходить и в будущем. Чтобы это не приводило к катастрофическим последствиям, каждая страна должна иметь систему эпидемиологического контроля.

Прогнозы подготовили Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Елена БАХАРЕВА, Елена КОЭМЕЦ, Екатерина ТИХОНОВА, Оксана АКУЛОВА, Александр ТРОФИМОВ

Поделиться
Класснуть