Данияр АШИМБАЕВ: Поправку о президентском сроке надо вносить в Конституцию сейчас
Главной новостью, прозвучавшей в послании главы государства народу, стало заявление Касым-Жомарта ТОКАЕВА о его решении пойти на досрочные выборы, которые должны состояться уже в этом году. Почему он готов на два года сократить свой нынешний президентский срок? Об этом и многом другом мы побеседовали с политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ
- В первую очередь хотелось бы услышать вашу оценку послания. Совпало ли оно с вашими ожиданиями?
- Прежде всего я напомню предыдущие высказывания президента о дефиците идей, об отсутствии решительности у правительства и об ухудшающейся ситуации, вызванной как внешними факторами, так и внутренними. И социально-экономическая часть нынешнего послания направлена на разрешение этих проблем в будущем.
Главными тезисами экономического блока стали 3 “Д” - демонополизация, дерегулирование цен и тарифов и продолжение курса на диверсификацию. Уже давно понятно, что жить исключительно за счет импорта сырья - тупиковый путь. Особо подчеркну, что последние годы правительство тупо проедает Национальный фонд, средства которого идут не на стратегические цели, а просто на латание дыр. Препятствием и экономике, и социальному развитию, и справедливости в обществе является чрезмерный монополизм - слияние олигархата и верхушки госслужбы, преодоление которого является одной из основных целей и нынешнего послания Токаева, и предыдущих.
Государство, судя по всему, исходя из дефицита идей и кадров решило продолжить “либерально-принудительный” курс в экономике, а задачи ее модернизации решать иным путем. Регулировать не цены и тарифы, а склонять комбанки к финансированию предпринимательства, а дефицит кадров восполнить внешними ресурсами.
Отмечу интересный посыл, прозвучавший в послании и касающийся новой миграционной политики. У нас огромный дефицит квалифицированных кадров. Помните, президент в январе сказал, что нужны казахи-технари. На самом деле они были нужны уже давно. И тут вопрос уходит даже не в 1990-е, а в более ранний период, но проблема нарастает и уже подходит к точке невозврата.
Увы, дефицит идей и кадров никуда не делся. Но если прямо сейчас предложить альтернативный экономический курс, направленный на решение всех этих проблем, то сделать это не получится из-за элементарной нехватки людей, необходимых для его реализации, обладающих волей, решительностью и нужными организационными способностями.
Поэтому государство будет пытаться заменить этническую миграцию профессиональной - стимулировать приезд квалифицированных кадров, создавая условия не только для миграции, но и для релокации сюда бизнеса. Тем более что ситуации в России и Украине сейчас позволяют привлечь в страну немалый потенциал.
Отмечу также акцент президента на развитии сферы образования. Понятно, что качество образования в стране лучше, чем кажется, но тем не менее огромный ворох проблем остается, особенно в обеспечении связки образования и экономики (науку мы уже, кажется, потеряли почти совсем).
Из социального блока отмечу инициативу перечислять часть инвестдохода Нацфонда на счета детей до их 18-летия. Но здесь важно предпринять необходимые меры, чтобы это решение не привело к дальнейшему росту рождаемости в трудоизбыточных и депрессивных регионах, создающей дефицит социальной инфраструктуры, в первую очередь в сфере образования и здравоохранения.
Сегодня это очень большая проблема, потому что вкупе с этнической миграцией, поощряемой в течение многих десятилетий, она ведет к серьезным перекосам на рынке труда. У нас продолжается отток квалифицированных специалистов, талантливой учащейся молодежи, при этом растет рождаемость среди малообразованного и бедного населения, во многом стимулируемая госпособиями. И нынешняя бюджетная политика - при восторженных криках “патриотов” - направлена не на решение, а на консервацию и усугубление этих проблем.
В нынешнем послании появились определенные наметки, направленные на модернизацию ряда сфер. Но если исходить из печального опыта реализации многочисленных госпрограмм, вероятность того, что казахстанское чиновничество сможет воплотить, претворить хотя бы 10-15 процентов из намеченного, достаточно низкая. Все упирается в дефицит решительности и в дефицит людей. А в конечном счете - в дефицит идей. И этот дефицит стал уже системным.
Кроме того, я думаю, необходимо ввести мораторий на внесение изменений и поправок в законодательство. Ведь его нестабильность подрывает инвестиционный климат, о котором у нас так любят говорить. А ведь уже анонсированы семь новых кодексов!
- В предыдущем интервью нашей газете (см. “В мире розовых пони”, “Время” от 31.8.2022 г.) вы сказали, что у нас одни и те же проблемы кочуют из послания в послание. Как бы вы охарактеризовали нынешнее послание в сравнении с предыдущими обращениями к нации?
- Нынешнее послание направлено во многом на то, чтобы раскрыть потенциал предыдущих решений. Вместе с тем, учитывая отдельные высказывания главы государства, веры в то, что удастся преодолеть саботаж и нерешительность госаппарата, у него самого остается не так уж и много.
- Но при этом Токаев позволил нынешнему кабинету министров во главе с Алиханом СМАИЛОВЫМ работать до выборов в мажилис в 2023 году. И это несмотря на то, что этому правительству все отводили срок до нынешней осени.
- Если выборы в мажилис пройдут весной, то нынешнее правительство уже автоматически становится временным. При этом следует учесть, что если президентские выборы пройдут сейчас, то парламентские выборы будут проходить в более сложной ситуации.
- Почему?
- Потому что социально-экономическая ситуация не улучшается. Те многочисленные инициативы, о которых говорит президент, чиновничеством забалтываются. Кроме того, к концу этого года и уж тем более к весне следующего ситуация может ухудшиться. У всех была надежда, что конфликт между Россией и Западом разрешится к лету, но он затягивается, а санкционное противостояние будет нарастать (хотя куда уж больше!). Американско-китайские отношения, которые сильно влияют и на нашу экономику, тоже ухудшаются. И по каким направлениям к концу года ухудшится экономическая проблематика, остается только гадать.
К тому же предложенный в послании и инициированный явно правительством отказ от регулирования цен, может быть, и даст в долгосрочной перспективе решение определенных проблем, но в краткосрочной перспективе приведет к скачку цен. То же касается и формулы “повышение тарифов только в обмен на инвестиции”. Инфраструктура стареет, а обновления нет. Здесь вопрос не только в инвестициях, но и в их отдаче, а одновременно - в адекватности тарифов задачам реконструкции и платежеспособности населения.
И правительству придется с этим разбираться. Понятно, что это негативно отразится на рейтинге власти. Впрочем, это уже происходит. Даже партия власти Amanat уже активно критикует работу правительства. Счетный комитет уничижительно разносит и практику, и стратегию кабмина. Президент уже долгое время говорит о саботаже, трусости и болтологии.
Нынешнее правительство как минимум на 70 процентов недееспособное. Но менять его сейчас смысла нет, тем более что под рукой нет другого готового премьера. Правительство Смаилова, скорее всего, заслуженно примет на себя потоки не только нынешней, но и будущей критики, вызванной его же собственной работой, и весной после выборов им торжественно пожертвуют, списав на него социальное и политическое недовольство.
- А что насчет досрочных выборов президента и изменения президентских сроков?
- Президент сдвигает выборы на сейчас, когда ситуация относительно благополучная. Рейтинг президента высок - результаты референдума об этом наглядно говорят. Не 90 процентов, конечно, но процентов 70 народной поддержки как минимум в его багаже есть. Оппонентов у него нет. Процесс партийного строительства показывает, что оппозиции у нас тоже нет. И недавнее мероприятие самозваной “Коалиции демократических сил” это лишний раз доказало.
Но на фоне ожидаемого социального и экономического ухудшения ситуация может очень поменяться. И понятно, что при всем желании стабилизировать эти проблемы Казахстан не может, потому что мы критически зависим от импорта и курса национальной валюты. Страна даже мясо импортирует. И разрыв логистических связей сильно сказывается на нашей экономике. Все это уже обостряет и ухудшает ситуацию.
При этом не стоит сбрасывать со счетов и постоянное давление внешних сил на внутриполитическую ситуацию в стране. Январские события являются проявлением внешнего воздействия в попытке изменить казахстанскую политику. Поэтому пока Запад не выстроил новые цепочки воздействия, проведение выборов сейчас является правильным шагом.
То есть президент сыграл на опережение. И его решение об увеличении президентского срока до семи лет - тоже мудрый ход. Один срок на семь лет - это вообще красиво. Перспектива полного обновления власти и непривязанность к переизбранию.
С другой стороны, мы все видели, как часто менялись президентские сроки и ограничения у Назарбаева и Путина, и гарантировать, что следующий президент будет следовать новым правилам, нельзя. Так что сама инициатива об однократности и сроках хорошая, но степень ее реализуемости мы оценим только ближе к следующим выборам.
- Токаев в послании отметил, что внесет эту инициативу на рассмотрение парламента после президентских выборов, что говорит о его уверенности в победе. Но вопрос в другом: как будут рассчитываться сроки для самого Токаева?
- В парламенте уже прозвучала инициатива изменить Конституцию сейчас: ввести ограничение по кратности и увеличить срок с 5 до 7 лет. На мой взгляд, это логично. А то у многих возникает впечатление, что сейчас президент будет баллотироваться на 5 лет, а потом еще на 7. Я не берусь, конечно, прогнозировать в таком отдаленном будущем, как все сложится, но Токаев неоднократно говорил, что он не намерен быть президентом больше двух сроков.
- Тогда получится семь плюс семь (нынешние и будущие)?
- Я думаю, что речь идет только о семи годах с момента предстоящих выборов. В 2019 году, с марта по июнь, он реализовывал оставшийся срок Назарбаева. Это в расчет не входит. Сейчас из пятилетнего срока с лета 2019-м он отработал чуть больше трех лет. И этот срок считается первым. И участие в предстоящих выборах будет вторым сроком. А если поправки будут приняты после выборов, то последующие семь лет (после 2029 года) могут быть уже третьим сроком. Поэтому логичнее сделать семь лет сразу до нынешних выборов - сейчас.
Думаю, что в ближайшее время Акорда выступит с официальной реакцией на обращение депутатов, и тогда уже все будет ясно. Но по логике, когда президент говорил о двух сроках, я думаю, он имел в виду и сокращенный первый срок (3 года), и семилетний второй срок, то есть в совокупности 10 лет до все того же 2029 года. Но предсказывать я не берусь, учитывая, что через 2-3 года ситуация может измениться.
- Почему, на ваш взгляд, последние поправки в Конституцию проходили через референдум, а теперь предстоящие новые отданы на откуп парламенту?
- Не думаю, что весной были планы на досрочные выборы. Ситуация казалась более предсказуемой, а надежды на внешнюю стабилизацию и внутренние достижения были большие. Но геополитический шторм сейчас только в разгаре, а внутренние проблемы утроились и имеют тенденцию к росту. Токаев развернул беспрецедентную внешнеполитическую активность, чтобы вывести Казахстан из-под удара, но давление нарастает. Появляются новые конфликтные зоны вокруг. Внешний эффект усиливает внутренние проблемы. Растет недовольство и потенциально протестность. В эпицентре внешних инструментов - манипуляции с религиозным и национальным фактором.
Поэтому выборы - вынужденный, но объективно полезный шаг. А перспектива увеличения срока и его ограничение - шаги, позволяющие систематизировать инициативу с заявленными Токаевым ценностями. Идти повторно на референдум - это удлинит электоральный цикл и сделает его более уязвимым. Поэтому, думаю, решили разыграть более короткую партию. Повторюсь, Токаев сейчас имеет очень выгодную электоральную позицию: он олицетворяет и власть, и одновременно альтернативу, курс на перемены.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы