71153

Багдат Манзоров: Как только на меня обиделся большой человек, начались проблемы

Эксклюзивное интервью бывшего чиновника, обвиненного в рейдерстве и вымогательстве

Багдат Манзоров: Как только на меня обиделся большой человек, начались проблемы

В нашей газете была опубликована статья, связанная с уголовным делом Багдата МАНЗОРОВА, занимавшего ранее высокие должности в Алматы и Алматинской области. Заявление на него написал предприниматель Абликим МАМЕТОВ. Он утверждает, что Манзоров совмещал госслужбу с ведением личного бизнеса и задолжал ему около 6 000 000 долларов (см. “За базары ответит?”, “Время” от 23.6.2022 г.). И вот после выхода этой публикации в редакцию обратился герой материала. Багдат Манзоров выразил желание высказать свое мнение по поводу выдвинутых против него обвинений.

- Я обычный гражданин Казахстана, родился и вырос в ауле Коксуского района Алматинской области. Занимался бизнесом, потом пришел на госслужбу. Никакой я не мафиозник, рейдерством не занимался, никого не рэкетировал. И у меня вызывает недоумение публикации, где меня обвиняют в каких-то преступлениях, - начинает разговор Багдат Манзоров. - Возможно, я кому-то перешел дорогу. В апреле, например, про меня писали, что я могу стать акимом Алматинской или Жетысуской областей. Может быть, из-за этого и появились какие-то заявления в мой адрес.

Но для меня важно другое: я всю жизнь пытался прожить с чувством собственного достоинства, для меня важно быть хорошим человеком, важно, что обо мне думают мои друзья, мои дети, мои внуки. Дети у меня взрослые, самостоятельные - сын на госслужбе, старшая дочь в бизнесе, младшая сейчас учится за границей.

Ваша статья вышла - мне десятки человек позвонили со всей страны, я даже и не думал, что такой популярный. Всем не объяснишь, как обстоят дела, поэтому и хочу сам все рассказать. А то, как открою какой-нибудь сайт, пишут, что я работал пастухом, продюсером, переводчиком, потом стал акимом района, или что я олигарх, третьи говорят, что я из мафии. Меня это тоже, если честно, задевает.

На самом деле я отучился в спортивном вузе, потом поработал тренером, поступил в кооперативный институт, пошел по стопам отца, мы вместе работали в "Райпотребсоюзе". Отец для меня всегда был примером, ориентиром, и я стал Багдатом Манзоровым благодаря ему. Он мне говорил: "Людям надо делать добро". И я этого принципа придерживался всегда.

Я себя считаю человеком обеспеченным, но не олигархом. Какой из меня олигарх, если у меня даже миллиона долларов сейчас нет в кассе и недвижимости за рубежом тоже нет! Да, есть хорошие активы, гостиница, торговые центры, но есть и кредитные обязательства. Сейчас выплачиваю большой заем, поэтому прибыль уходит банкам. Но так устроен у нас бизнес, без кредитов ничего нового не построишь.

- Понятно. Багдат Сайланбаевич, давайте начнем с простого вопроса: а зачем вы пришли на госслужбу из бизнеса?

- Говорю открыто: мне эту идею предложил Заманбек НУРКАДИЛОВ. Он был акимом Алматинской области, знал о моей предпринимательской деятельности и организаторских способностях, поэтому предложил поработать на развитие родного района. В августе 1999-го он назначил меня заместителем акима Коксуского района, а через полтора года сделал там же акимом.

Еще до перехода на госслужбу у меня выстраивалась группа компаний по разным направлениям, я приобрел рынок в Талдыкоргане, потом еще несколько объектов, кстати, городской парк я тоже купил и содержал 15 лет, а затем вернул в коммунальную собственность. Я очень люблю строить, поэтому в девяностых активно этим занимался. В общей сложности в Талдыкоргане я построил 170 тысяч квадратных метров коммерческих площадей, в том числе первый крупный торговый центр, жилой комплекс, а это рабочие места и налоги.

Когда область возглавил Шалбай КУЛМАХАНОВ, он меня перевел в Аксуский район, а это был самый экономически сложный регион. Там есть убыточный сахарный завод, мне поставили задачу найти инвестора, восстановить производство. Главная проблема - отсутствие железной дороги, плюс земля полупесчаная. Я привел своих друзей, они вложили деньги, начали заниматься предприятием. В первый год закончили с минусом, а потом потихоньку вышли на прибыль, но выкупить завод не дали, передали другим.

Через полгода я решил уйти с госслужбы, перебрался в Алматы. Пока работал на государство, передал управление всеми компаниями своей супруге, ну и родственники помогали, например, брат и отец занималась сельским хозяйством, сейчас это уже бизнес брата. А когда я ушел с госслужбы, взял управление на себя, избрался депутатом маслихата Алматы и, если честно, уже не думал, что вернусь на госслужбу.

- Однако в 2008 году вы снова стали акимом, на этот раз Алатауского района.

- Да. Я в комментариях читал, что меня Ахметжан ЕСИМОВ назначил благодаря нашей дружбе. Это неправда, я с ним и познакомился только когда его акимом назначили. Я стал депутатом при Имангали ТАСМАГАМБЕТОВЕ.

После прихода в Алматы Ахметжана Смагуловича было принято решение создать новый Алатауский район, причем собрать туда самые депрессивные участки трех других районов города. Про события в Шаныраке все и так знают, нет смысла повторять - людей обманули, продали им земли по поддельным документам, потом произошли столкновения. Все эти проблемные земли перешли в новый район.

Меня порекомендовали Есимову, но назначение согласовывалось с администрацией президента, а не он единолично выбирал. И у меня с ним был довольно сложный разговор по поводу легализации земель.

Я встретился с местными жителями, поговорил с ними, изучил документы. Я был сторонником того, чтобы узаконить построенные ими дома. В акимате города было совещание на эту тему и далеко не все коллеги поддержали такую позицию, так как фактически это был самозахват земель. Я зашел к Есимову, объяснил ситуацию, что просто невозможно снести все дома с поддельными документами. Пришлось бы убирать порядка 7-8 тысяч построек, в которых проживали 100 тысяч человек. Эти люди переехали в Алматы не от хорошей жизни, закрылись колхозы и совхозы, они остались без работы. Для них тяжелый переезд стал возможностью вырваться из круга бедности, хотя бы дать шанс своим детям на нормальную жизнь. Поэтому я был категорически против их выселения.

Я благодарен Ахметжану Смагуловичу за то, что он сумел убедить руководство страны, чтобы эти участки были узаконены. Я как вспомню, каким был район - ни акимата, ни РУВД, ни налоговой. Инвесторы все построили, передали в аренду, потом через городские конкурсы все выкупили.

Мало кто знает, что пока шло оформление земель, у меня в здании акимата были прописаны три тысячи человек! А куда мне их прописать, чтобы люди могли детей отдать в школы и сады, чтобы пособия могли получать? Я считаю, что тогда мы сделали правильно: узаконили порядка семи тысяч участков и порядка ста тысяч человек стали жителями Алматы. Если бы мы начали их выгонять, это привело бы к новым крупным конфликтам.

- Именно со строительством объектов и рынков в Алатауском районе связано заявление Абликима МАМЕТОВА в отношении вас. Он утверждает, что вы обманули его при взаиморасчетах, когда он работал на ваших стройках, и ему в итоге не заплатили 5-6 миллионов долларов.

- Я вашу статью читал, вы еще называете Маметова моим деловым партнером. Он никогда моим партнером не был. Да, наши семейные фирмы приобретали через его знакомых металл, нанимали сотрудников на субподряд через ТОО "Модуль Сервис", но по всем договорам акты подписаны, никаких претензий друг к другу нет. Более того, мы продолжаем сотрудничество, только без Маметова, он даже не является учредителем данной компании. Этот человек после себя оставил огромные долги, многих людей обидел, своих же сотрудников лишил квартир и другого имущества.

Если вам интересно мое мнение, то он просто мошенник, который решил воспользоваться ситуацией и написать заявление в органы. Видимо, хочет от меня денег. Вы знаете, что Маметов уже во второй раз обращается в органы с заявлением на меня?

- А когда был первый?

- В 2019 году, когда меня задержали сотрудники антикора якобы за получение взятки. Вот тогда этот Алик позвонил моему свояку: дескать, могу помочь вытащить Багдата, нужен миллион долларов. Мы тогда, разумеется, от этой помощи отказались, а Маметов в отместку отправил заявление по рынкам, санаторию и свалке. Антикоррупционная служба месяц проверяла его доводы, но они не подтвердились.

- Подождите, в 2019 году вас задержали не по заявлению Маметова. Тогда на вас жаловались бизнесмены, которые хотели изменить целевое назначение участка через вас, а вы как раз возглавляли управление ГАСК и якобы получили от них 30 соток земли в качестве благодарности.

- Не по заявлению Маметова, вы правы, но оно тоже в деле фигурировало. Вообще, история была такая: моя старшая дочь через своего одноклассника познакомилась с бизнесменами и приобрела у них участок земли. Как они меняли целевое назначение и кто им помогал, я не знаю. У руководителя управления таких полномочий нет, только аким города своим постановлением это может сделать. Почему они меня обвинили, я понятия не имею, мы с ними даже не знакомы. На очных ставках оба отказались от претензий и дело закрыли.

Я своей дочери не могу запретить покупать или продавать какое-то имущество. Она взрослый человек. Почему меня надо из-за этого в коррупции обвинять?

Вы знаете, что мне сказали сотрудники антикора при задержании?

- Что?

- Сказали: "Баке, вы сразу заявление напишите об уходе, а то сейчас машина заведется и уже не остановить". Я тогда был заместителем акима Алматинской области, слухи ходили, что назначат акимом. Может, поэтому и уголовное дело придумали, чтобы убрать с госслужбы.

- Еще была версия, что на вас обиделся один высокопоставленный человек из антикора, вы его родственнику не отдали тендер на строительство школы.

- Вы это тоже слышали? Проблем нет, я расскажу. Я был замакима области и меня один большой человек попросил об услуге - поговорить с земляком из Кировского района, чтобы он отказался от тендера на строительство школы. А школу эту хотел построить сын другого большого человека, но его фирма заняла второе место в конкурсе, поэтому меня попросили убедить земляка отказаться от участия.

Я пригласил к себе человека, но просить не мог, чтобы он отказался - это же злоупотребление властью. Просто спросил, насколько ему принципиально забрать этот объем, он ответил, что уже пять-шесть раз отказывался из-за других чиновников, а компании надо работать, людям нужно зарплату платить. Давить на бизнесмена я не имею права, поэтому мы пожали руки и разошлись.

А потом мне передали, что, дескать, я не помог, обидел большого человека. И я думаю, что так и есть: антикор тогда ничего доказать не смог, поэтому приняли заявление Маметова, начали по нему проверку, ничего не нашли. Потом вспомнили историю 1999 года из Коксуского района, якобы там при выделении денег на строительство ГЭС я получил какую-то часть, но снова ничего не подтвердилось.

Поэтому, когда дело прекратили, я спокойно к работе вернулся, еще полгода был заместителем акима области, но после всех этих событий работать на государство желание пропало, да и здоровье ухудшилось. Хочу заниматься своими делами, больше времени проводить с семьей, внуками, уделять больше времени спорту.

- Абликим Маметов пишет в своем заявлении, что вы построили несколько рынков в Алматы, хотя в этот период трудились чиновником. Что можете сказать на это?

- Данный факт я отрицаю. Моей старшей дочерью построены торговые центры "Евразия", "Карсити" и рынок "Казына". Но вы должны понимать, что она взрослый человек, у нее свои компании, свои планы. Строили на кредитные деньги. Если честно, нам повезло - у нас есть хорошие активы, гостиница, торговый центр, другая недвижимость. Все это находится в залоге у банков. Даже мой дом, где живет семья, сейчас в залоге. Но зато благодаря этим кредитам мы можем развивать бизнес. А пока я был на государственной службе, бизнесом управляли мои родственники.

- А что за история с санаторием "Ыстык Су"? Маметов пишет в своем заявлении, что он его построил, а вы ему хотели заплатить меньше, чем договаривались, поэтому и возник конфликт.

- История простая. Земля возле источников была у предпринимателей, но они не могли ничего там построить. Пришли к нам, уступили участок, мы начали строить. Сейчас объект заморожен, потому что с финансированием сложно, но я уверен, что мы его закончим. Мы эту землю у государства не брали, финансирования от государства тоже нет.

Что касается долгов перед Маметовым - это его выдумки. Если же Маметов может доказать, что я ему должен 5 или 6 миллионов долларов, пусть в суд подаст, например.

- Хорошо. Другое обвинение в ваш адрес. Вы помогли за 350 тысяч долларов оформить документы на реконструкцию Зеленого базара, когда возглавляли УГАСК.

- Это неправда. УГАСК такие документы не оформляет, у него нет таких полномочий. После проведения строительно-монтажных работ и прохождения государственной экспертизы собственник обязан уведомить этот орган, вот и все.

Да и обвинения в получении взятки мне даже смешно слышать.

Почему я успешно трудился на госслужбе? Потому что я обеспеченный человек, мне не нужно искать деньги на стороне, чтобы купить машину или свозить семью в отпуск. Когда меня аким назначал в УГАСК, так и сказал: "Баке, это самый коррумпированный орган в акимате, а вы взятки не берете, поэтому сможете там порядок навести". Я считаю, что справился. Приведите мне хотя бы одного человека, который давал мне деньги за решение вопросов с госорганами. Вы такого просто не найдете.

- Получается, все слова Абликима Маметова в ваш адрес выдумка?

- Конечно. Я готов это доказать. А он пусть меня не жалеет, расскажет все, что знает про меня, покажет подтверждающие документы, приведет свидетелей. Я думаю, он просто хочет воспользоваться ситуацией, чтобы получить от меня какие-то деньги. В 2019 году не вышло, вот он сейчас решил повторить, ведь после январских событий много новых уголовных дел появилось. Пожалуйста, если есть доказательства, пусть предъявит.

Но я абсолютно уверен, что это все клевета, возможно, даже не самого Маметова, а других людей, которые им управляют. Цель одна: чтобы я начал нервничать, пошел на переговоры и заплатил им. Это просто шантаж. Но я буду отстаивать свое честное имя до конца.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее