3559

Новая реальность

Как война в Украине и антироссийские санкции скажутся на национальной валюте и экономике Казахстана? Об этом мы поговорили с финансистом Расулом РЫСМАМБЕТОВЫМ.

Новая реальность

- Раньше существовало некое триединство: курсы тенге, доллара и рубля коррелировали друг с другом. Но сейчас курс рубля совершенно непонятен, потому что он на сто процентов зависит от политической ситуации. И фактически отвязка тенге от рубля уже произошла. На ожиданиях рубль ничего не стоит, потому что его конвертируемость внутри России нулевая. Рубль перестает быть средством накопления, это теперь только средство оплаты. Что касается пары тенге - доллар, то национальная валюта ослабляется из-за двух моментов. Во-первых, это влияние антироссийских санкций. А во-вторых, мы последние два года печатаем больше денег, чтобы реанимировать нашу экономику. Соответственно, когда денег много, они дешевеют.

Сейчас мир ждет заседания Федеральной резервной системы США, на котором ожидается увеличение ключевой ставки на 0,25 процента. И если это произойдет, то тенге, да и все другие мировые валюты по отношению к доллару еще немного ослабнут.

- На ваш взгляд, рубль по отношению к тенге будет дешеветь или дорожать?

- В ближайшее время курс тенге к рублю может быть абсолютно любым: три тенге за рубль или даже три рубля на тенге. Но это на ожиданиях. Сейчас по мере ведения торговли - а Россия все-таки наш крупнейший торговый партнер - мы будем смот­реть, как будет складываться курс. На него будут влиять торговля и цены на товары.

Многие зарубежные бренды из России ушли, и теперь российские производители будут заново нащупывать стоимость замещаемых товаров. Кроме того, значительная часть ингредиентов для продуктов питания, значительная часть оборудования для промышленного производства были импортными. Сейчас предстоит большая переоценка всего. Ну, я думаю, рынок эти вопросы быстро решит.

- А нам дешевый рубль выгоден?

- Если сюда хлынут дешевые российские товары, покупателю это поначалу будет выгодно. Но наш производитель не сможет с ними конкурировать, соответственно, нач­нет падать производство и будут закрываться рабочие места. Так что нам придется думать о спасении своих производителей.

- Если к нам хлынет поток российских покупателей, которые будут скупать санкционные товары?

- На мой взгляд, нужны группы таможенного мониторинга, которые начнут отслеживать движение товаров через границу. Сейчас мы не понимаем, как будет складываться товарооборот между Казахстаном и Россией. И для лучшего понимания, а также для предотвращения, например, контрабанды ГСМ из Казахстана в Россию или каких-то российских товаров к нам, стоит внедрить таможенный мониторинг. Не контроль, не запрет, а именно мониторинг. Просто чтобы понимать, что куда идет.

- Если вернуться к паре тенге - доллар, то сейчас на рынке наблюдается ажиотаж. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Сейчас существует дефицит наличных долларов в Казахстане. Но это нормальная ситуация, поскольку на фоне паники все побежали скупать доллары и снимать деньги с долларовых депозитов. Конечно, у паникеров были определенные основания: не дай бог, санкции нас затронут. А все эти советы запасаться долларами сильно ударили по нашему рынку. Но не настолько сильно, чтобы ожидать дефолта, как говорят некоторые. Дефолт может произойти только в одном случае: если сейчас население массово прекратит платить по кредитам. Но люди платят по кредитам, работают. Так что все в порядке.

Конечно, банкам придется пересматривать свои стратегии из-за ситуации с долларом, но это не дефолт. Это обычные бизнес-риски, умноженные на политические. Поэтому я советую казахстанцам, во-первых, не паниковать. Ни в коем случае не нужно снимать долларовые депозиты в тенге в попытке купить доллары на черном рынке. Многие компании будут на этом играть и продавать доллары очень дорого. Во-вторых, нужно присматриваться к ситуации. Нас, конечно, война заденет, но меньше, чем рынки России, Украины и Белоруссии. У нас есть запасы в Национальном фонде, за счет которых мы можем поддержать малый и средний бизнес, который импортирует товары из-за границы. Есть определенные риски, что сократятся поставки российских товаров из-за запрета на экспорт. Но мы можем заменить их товарами других производителей или договориться об ограниченных поставках из России. В целом сейчас все идет нормально, насколько это вообще возможно для нашей “прифронтовой” экономики.

- Как вы оцениваете меры правительства по поддержке нашей валюты и экономики в целом. Например, валютные интервенции не сожгут Нацфонд?

- Денег в Нацфонде еще достаточно, хотя золотовалютные резервы, наверное, тратятся. Но правительство тоже в первый раз в такой ситуации. И сейчас важно, чтобы власти прислушивались к словам экспертов. В целом, на мой взгляд, сейчас нужно не паниковать, а переждать трудный период. Мы научимся работать по-другому, изменим логистические цепочки, договоримся напрямую с иностранными производителями и дистрибьюторами, с которыми раньше работали через Россию.

В течение месяца-двух все должно наладиться.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть