18200

Не смейте обижать учителей, или Почём нынче тарелка супа?

Большой резонанс вызвала моя публикация о том, что нужно отказываться от дистанционного обучения, потому что то, как у нас это реализовано, к образованию никакого отношения не имеет (см. “Опасная дистанция”, “Время” от 6.1.2021 г.). И несмотря на то что речь в статье шла об алматинских школах, почему-то ее восприняли на свой счет педагоги всей страны. Но первыми, конечно, отреагировали столичные и алматинские учителя.

Не смейте обижать учителей, или Почём нынче тарелка супа?
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Поскольку отечественное Министерство образования создало такие условия, когда учителей принуждают выполнять не только свою работу, но и то, чем они заниматься не должны (те же выборы), а любое их откровение об истинном положении дел чревато увольнением, наверное, будет правильным не называть имена тех, кто откликнулся на публикацию. Хотя, если честно, хочется назвать. Поскольку то бедственное положение, в котором сейчас, как, впрочем, и всегда, находятся казахстанские педагоги, возникло не на пустом месте, а потому, что они безропотно делают все, что им велят, и также безропотно терпят неуважительное, мягко говоря, отношение к себе от всех вышестоящих - завучей, директоров, сотрудников городских и районных отделов образования ну и, само собой, Министерства образования и науки. Но я не хочу лишать их работы, даже если их отклики не по велению сердца, а по указке сверху.

“Позвольте написать мнение простого учителя по поводу Вашей статьи о дистанционном обучении детей. Полностью согласна с тем, что детей нужно выводить в школы НЕМЕДЛЕННО по всем известным причинам! Но зачем же Вы занимаетесь сверхобобщением? Не все учителя, далеко не все, безучастно смотрят на нынешний суррогат образования. И зарплаты свои, поверьте, мы отрабатываем. Еще раз убеждаюсь, что общество ждет от учителя круглосуточного труда за тарелку супа... Мы хотим видеть детей в школе! Но что наше слово против слова Главного санитарного врача в условиях пандемии? Да и вообще, что такое слово учителя в наше время, несмотря на все законы? Так что не будьте так категоричны и не надо всех под одну гребенку”, - первой отозвалась учитель английского языка из Нур-Султана (пунктуация и орфография авторов здесь и далее сохранены).

“Хорошая статья, только хитро вы так все на учителей перевели. Можно подумать, что мы хоть что-то можем решить сами! Как министерство образования скажет, так и делаем. А тут прям что ты, что ты: учителя виноваты! Учителя - меж молотом и наковальней находятся. И если говорить лично про меня, то я бы с радостью лучше в школу ходила”, - пишет алматинский педагог.

В тяжелой обстановке приходится работать и педагогам алматинской школы №54, судя по подписи в письме, пришедшем на адрес электронной почты: “Вот это пощечина! Написать такую статью мог только совершенно далекий от образования человек! Я сомневаюсь, что он сын учителя. Оказывается, мы получаем деньги за работу, которую не выполняем. И прислал это представитель МОН! Такое складывается ощущение от слов автора, что это учителя ввели дистанционное обучение и распространяют коронавирус специально.

Раньше я проводила уроки до 2-х часов, до 4-х проверяла тетради и шла домой отдыхать. Сейчас я заканчиваю далеко за полночь, отвечаю на сообщения родителей и детей, делаю конспекты по три-четыре часа, чтобы дать урок более понятно и наглядно. Проверяю до 300 работ в день на черных фото­графиях, глядя в монитор красными глазами. С утра провожу уроки, проверяю работы, заполняю дневник, пишу комментарии каждому родителю и ребенку, провожу уроки в zoom, после уроков индивидуальные консультации по просьбе родителей, проверяю и корректирую проектную работу, работаю как классный руководитель...

Моими грамотами можно застелить дорогу от дома до школы, а благодарственные письма акима, министра украшают стены моего дома. И я не работаю!? С утра было плохо с сердцем после прочтения этой статьи, а сейчас мне просто не хочется жить. Обидно до слез”, - приводится в письме мнение одного из педагогов.

К слову, я поинтересовался в ответном сообщении: а кому, собственно, была дана пощечина? В ответ мне пояснили, что это отзыв учительской группы в Telegram, в которой состоят “около 30 тысяч педагогов со всех концов нашей родины”.

“Складывается такое ощущение, что статья написана под заказ. Если бы у автора этой ереси мама была учителем, то он бы знал, как тяжело нам работать в таких условиях, как мы мечтаем вернуться к традиционному обу­чению! - говорится в следующем отклике педагогического коллектива 54-й школы. - Сама я сейчас работаю в дежурных классах, но есть родители, которые хотят, чтобы их дети обучались дистанционно. Их мало, но учим мы их бесплатно! Мы спим по 4 часа в сутки, потому, что работы очень много. Надо готовиться и к урокам в штатном режиме, и к дистанционным”.

Возмущение вызвала эта публикация и у учителей моей родной школы. Письмо я процитирую полностью и даже выделю отдельные моменты, которые подтверждают мои наблюдения в предыдущей пуб­ликации о том, что учителя уговаривают или заставляют родителей отказываться от обучения в ­офлайн-формате.

“Доброго времени суток, Руслан! Ты, конечно, меня не знаешь, но по прошлой твоей жизни, где прошло твое детство, я твоя землячка. Мне сегодня прислали твою статью про наше казахстанское образование, которая называется “Опасная дистанция”, где ты описал сложившуюся ситуацию в Казахстане на данный момент. Откровенно скажу, мои коллеги-учителя были очень возмущены, потому что их это глубоко затронуло и оскорбило также, как и меня.

Если бы ты знал и слышал разговоры простого люда, родителей, которые постоянно нас, учителей, спрашивают, когда закончится весь этот бардак с образованием. Ведь это зависит не от нас, учителей, а от тех, кто рулит наверху. И тебе это известно лучше, чем кому-либо, потому что ты журналист... Так вот, мы, учителя, уже сами устали работать в ватсапе, потому что нет обратной связи. Учитель - он тогда учитель, когда видит того, кого он учит при полном общении с классом, когда он отдает свою энергию и взамен получает обратную связь и видит результат своей работы. Не мне тебе это объяснять, ведь твоя мама всю жизнь проработала в школе учителем русского языка.

В очередной раз наших учителей заставили пройти по домам и собрать подписи родителей о том, что они хотят(!), чтобы их дети учились онлайн в целях безопасности заразиться короновирусной инфекцией! Ведь все указы идут свыше, видимо, это кому-то выгодно. Но причем здесь учителя? Воду мутят наверху, а учителя - это овцы на заклание. Хочу сказать о том, что даже работая в интернете, у учителей работы не убавилось - планы, уроки, разработки, конкурсы, семинары и отчеты пока никто не отменял...

Достучаться до нашей власти должны в первую очередь, РОДИТЕЛИ, потому что в данный момент происходит полный крах казах­станского образования! Оно и так то не блестало, потому что содержанием учебников потихоньку происходил развал, а теперь мы подходим к точке, к завершению. И еще, по поводу учебников. Про казахстанские учебники можно выразиться одной простой фразой: “Все и ни о чем!”

Может я где-то не права, но это накипевшая реакция на статью. Прости, пожалуйста, но не ставила целью тебя обидеть. Надо было указать, что это непосредственно относится к алматинским школам. А в итоге получилась статья обобщенного характера и она затронула струны души каждого учителя. Если бы ты только слышал как, пардон, тебя “благодарили” учителя нашего поселка. Лучше тебе этого не слышать и не знать. Просто на будущее возьми на заметку. Всех одной гребенкой чесать нельзя!”

Хочется пояснить, дорогие учителя, что и я не ставил целью обидеть вас. Цель была проста: я хочу, чтобы у моих детей было хорошее образование. А его можно получить только в школе. Родители в нынешних условиях не могут, конечно, вас заменить, разве что подстраховать. Однако вам не кажется, что эта подстраховка сильно затянулась?

И еще. Бить тревогу и достучаться до министерства должны не только родители, но и учителя. Потому что ваши сегодняшние недоученные ученики завтра пойдут работать в медицину, в образование, в полицию, в суды, в госорганы, да в тот же Минобр! И именно они будут определять условия жизни как для вас, так и для ваших детей, внуков, правнуков.

Но если вам все равно, если для вас сегодняшняя тарелка супа важнее будущего, то продолжайте так же безропотно выполнять все указания сверху и требовать с родителей заявления о переводе на онлайн-обучение. В конце концов, позиция “между молотом и наковальней” тоже по-своему удобна…

С другой стороны, ваши отклики, в которых вы не побоялись рассказать (пусть и анонимно), как обстоят дела в сфере школьного образования, дают пусть маленькую, но надежду...

С искренним уважением

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Поделиться
Класснуть