Данияр СУГРАЛИНОВ, писатель: Рабство в Америке отменили, но расизм никуда не делся
Популярный казахстанский фантаст объясняет, что он понял об американцах за два года жизни в США
Можно без преувеличения сказать, что весь мир в эти дни наблюдает за массовыми беспорядками в США, спровоцированными гибелью афроамериканца Джорджа ФЛОЙДА в городе Миннеаполисе. 46-летний мужчина был убит сотрудником полиции во время задержания. Его заподозрили в попытке расплатиться поддельной 20-долларовой купюрой, при этом полицейский Дерек ШОВЕН около девяти минут прижимал шею Флойда коленом к земле, в результате чего тот задохнулся. Последовавшие после этого акции протеста быстро переросли в столкновения с полицией, а затем и в ограбления во многих городах страны. Известно также об 11 погибших среди участников беспорядков.
По нашей просьбе о ситуации в США рассказал казахстанский писатель Данияр СУГРАЛИНОВ, уже почти два года проживающий за океаном.
- Мы с супругой и сыном осели в Орландо, штат Флорида, - начал наш соотечественник. - Город знаменит своими тематическими парками, но при этом он небольшой и спокойный, что-то среднее между Актобе и Алматы. И сейчас у нас спокойно, полиция работает очень хорошо. Наш район, например, оцеплен по периметру, улицы заблокированы, и к нам нельзя попасть, если ты не живешь здесь. Недалеко от нас находится торговый центр, да и весь район - этакий шопинг-центр с кучей магазинчиков и ресторанчиков.
Вот там на днях было шествие мирных протестующих. Но к ним присоединились так называемые лутеры - это мародеры, которые скрывают лица под капюшонами и масками. Они разграбили соседний супермаркет “Таргет”, разбили витрины ресторанов. То есть массовых столкновений, как в Нью-Йорке, у нас нет, город контролируется полицией: комендантский час, вертолеты над головой - в общем, все атрибуты чрезвычайного положения.
Я очень надеюсь, что все наладится в самое ближайшее время, потому что есть некое беспокойство. Мы живем на первом этаже, заборов и решеток, разумеется, нет. С другой стороны, практически у каждой семьи здесь есть оружие, поэтому в случае необходимости люди готовы защищать себя сами.
- Какие меры безопасности предпринимает ваша семья? Быть может, вся эта ситуация отразилась на обычной жизни, приходится отменять встречи, мероприятия?
- Никаких мер мы не предпринимаем, на обычной жизни это никак не отразилось - гуляем и ходим, куда хотим. Протесты я не видел, но один раз встретил группу людей в черных худи с закрытыми лицами, явно настроенных агрессивно - это так называемые антифа, которые и выступили после убийства Джорджа Флойда. Причем там были не только черные, но и белые.
Нужно понимать, что происходящие события - это один из инструментов государственного строя, а протесты - это инициатор будущих изменений в обществе. Обратите внимание, как нынешние события поддерживают американские селебрити и лидеры мнений. Это говорит о том, что вопрос расизма назрел на всех уровнях, и как бы в Штатах ни пропагандировали толерантность, расизм на самом деле никуда не делся.
Практически в каждом городе США есть бедные и богатые районы, и в бедных живет черное население. Здесь даже есть статистика, что выпускник-афроамериканец с более высокими оценками за учебу, чем у белого, имеет меньше шансов получить работу. По сути, у черных не так много возможностей изменить свою жизнь, они могут сделать это благодаря спорту - баскетболу или американскому футболу - либо через рэп-музыку. Если у человека нет таланта ни к тому, ни к другому, велика вероятность, что он и его дети так и останутся в опасном квартале на окраине города.
- Называя вещи своими именами, у тебя тоже не арийская внешность. Как в эти дни реагируют на азиатов?
- Я ждал этот вопрос, учитывая, как в Казахстане люди любят делиться на группы по каким-то признакам - обязательно спрашивают, какой у тебя род, откуда ты родом. Штаты - это огромный котел, где собраны все нации и расы, и последнее, на что обращают внимание, - это разрез глаз. Наши соседи, например, вообще непонятно кто по национальности, но это никак не отражается на отношениях, говорим-то с ними на английском языке.
Конечно, интересуются, откуда мы родом. Говоришь, что из Казахстана, воспринимают либо как русских, либо как афганцев или пакистанцев. Здесь чувствуется, что немного напряженно относятся к китайцам. Недавно президент Дональд ТРАМП заявил, что собирается закрыть доступ в американские университеты студентам и ученым из Китая. При этом китайцы живут в Штатах много лет. Но меня за китайца не принимают. А так в США кого только нет, и никого это не напрягает.
- Слушай, ну ты сначала говоришь, что афроамериканцы не могут вырваться из нищеты, а потом заявляешь, что кого в Штатах только нет и все живут на равных. Давай уже определимся: Америка - это страна равных возможностей или нет?
- Эти вещи не противоречат друг другу. Черные в США не могут вырваться из нищеты - это факт, и они действительно ощущают на себе расизм. Я, как ты выразился, человек не с арийской внешностью, с расизмом не сталкивался ни разу, и это мой личный опыт. И я на самом деле считаю, что Америка - это страна равных возможностей. Да, быть может, тут нет абсолютного равенства, но все равно здесь вероятность добиться успеха выше, чем в других странах.
Как ни грустно это признавать, трудолюбивый или талантливый человек в Америке с большей вероятностью пробьется наверх, чем у нас. Даже можно привести в качестве примера вашу профессию - хороший журналист в Казахстане вряд ли когда-нибудь заработает большие деньги, а в Штатах он может стать звездой и миллионером.
- Так почему афроамериканцам сделать это сложнее?
- Все ведь начинается с детства, правильно? В Америке, как известно, образование в основном получают в так называемых public school - это бесплатные государственные школы. Но финансируют школы из налогов на недвижимость, собираемых в районе, где находится школа. Получается, если ты живешь в богатом районе, то соседняя школа финансируется очень хорошо - там выше зарплата у учителей, лучше оборудование, может быть свой огромный стадион, а не простая спортивная площадка. Соответственно, в бедном районе школа намного хуже, а это означает, что местным ученикам будет очень трудно конкурировать с ровесниками из богатых местечек.
Если смотреть с этой стороны, то мы видим неравные условия для детей из разных концов одного города. Специально для того, чтобы дети из бедных районов могли получить хорошее образование, здесь каждый год проводят лотереи на сотни мест в лучших школах. Отдать ребенка не по месту жительства просто невозможно, но зато можно вытянуть счастливый билет и попасть в прекрасное учебное заведение. У нас знакомая семья из Бразилии благодаря лотерее перевела ребенка в хорошую школу.
- Ты стал известным и успешным писателем здесь, в Казахстане, но пожинать плоды уехал в США, где черные заставляют белых целовать им ботинки. У тебя нет опасений, что ты сделал неверный выбор?
- Я не понимаю, откуда взялось это заблуждение, что я перебрался в США навсегда. Я приехал в Америку получать образование и не оставляю надежд, что по моим сценариям будут снимать картины, в том числе на “Казахфильме”, и учусь ради этого. Что касается ботинок, то я не думаю, что должен как-то это комментировать, ведь это происходит не в моей стране, и я в этом, кстати, не участвую.
Нынешние протесты давно назрели, поэтому убийство одного человека и привело к таким последствиям. Рабство в Штатах отменили, но отношение к афроамериканцам как к людям третьего сорта никуда не делось.
Еще один важный момент: множество примеров, когда полицейские выражают солидарность протестующим. Этим мне и нравятся американцы - если их что-то не устраивает, они открыто выражают свое недовольство. И рано или поздно это приводит к общественным изменениям.
- Самое главное: ты чувствуешь, что твоя семья сейчас в безопасности?
- Да, я это чувствую. Я не знаю, что такого здесь еще должно произойти, чтобы я перестал ощущать, что мы в безопасности. Здесь, в Америке, очень сильно развит механизм саморегуляции. Допустим, человек выбросит окурок с балкона, и высока вероятность, что об этом узнает администрация здания и нарушителя накажут. Даже беспорядки показали, как американцы собираются в вооруженные патрули, чтобы защищать от мародеров магазины и рестораны, да даже целые районы. Здесь самое главное понимать, что протестующие и грабители - это разные люди. Одни борются за равноправие, а другие просто пытаются нажиться на этой ситуации.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото со страницы Данияра СУГРАЛИНОВА в Фейсбуке и с сайта wsfa.com, Алматы
(Продолжение темы - в материалах "Перешли на памятники", "Какой же ты полицейский?".)