Болатбек АБДРАСИЛОВ, председатель комитета науки МОН: У нас все подписи имеются!
В Минобре отвергают подозрения и обвинения в “заинтересованности” в процессе формирования составов оскандалившихся национальных научных советов
“Время” широко освещало тему весьма громкого распределения 28,6 млрд. тенге на изыскания казахстанских ученых. После серии публикаций (см. “Капиталы гранта”, “Сомнение - мать строения”, “По принципу “агашки” - “Время” от 8, 13, 20.2.2018 г., а также другие публикации нашей газеты) мы подготовили вопросы вице-министру образования и науки Асланбеку АМРИНУ, ратовавшему в том числе и со страниц нашего издания за прозрачность и понятность всего того, что касается госсредств. Но по иронии судьбы Амрин именно в тот день, когда мы отправили запрос в МОН, написал, как стало вчера известно, заявление об увольнении. И в итоге на вопросы пришлось отвечать председателю ведомственного комитета по науке Болатбеку АБДРАСИЛОВУ (на снимке). То есть тому человеку, на которого ученые как раз и жаловались “Времени”.
- Господин Абдрасилов, знакомы ли сотрудники МОН, собирающие данные для подготовки проекта правительственного постановления, которым утверждаются списки ННС, с положением об этих научных советах?
- Да, знакомы. Формирование ННС по приоритетным направлениям развития науки страны осуществляется на основе закона Республики Казахстан “О науке” и “Положения о национальных научных советах”. Все сотрудники с нормами закона и положением знакомы.
- Как могло получиться, что в проект постановления попали люди, которых там не должно быть? Кто проверял кандидатуры на соответствие положению об ННС (низкий индекс Хирша, чрезмерное представительство некоторых институтов, сокрытие фактов того, что многие члены ННС являлись руководителями проектных организаций)?
- Мы не считаем, что в составах ННС находятся люди, как вы считаете, “которых там не должно быть”, и готовы это обосновать. Списки составов ННС предлагали, проверяли и перепроверяли каждое профильное министерство, нацпалата предпринимателей “Атамекен”, общественный совет МОН и ассоциация вузов. Под списками ННС есть согласование и подписи от каждой из этих организаций. Они автоматически прилагаются к проекту постановления правительства, которым утверждаются составы научных советов.
Что касается членов ННС, являющихся одновременно руководителями научных организаций, в данных обстоятельствах это не является нарушением правил формирования ННС, если они рекомендованы общественными организациями, как это происходит с отдельными членами ННС: КАЛИМОЛДАЕВ М. Н. (рекомендован Нацакадемией наук), НАМЕТОВ А. М. (Минсельхозом), АДЕКЕНОВ С. М. (НАН), АХМЕД-ЗАКИ Д. Ж. (ассоциацией вузов), УСКЕНБАЕВА Р. К. (НИА). Все эти авторитетные организации убедительно настаивали на включении своих представителей в составы ННС.
Этот вопрос неоднократно обсуждался с другими министерствами, в том числе с Министерством юстиции, с точки зрения законности в процессе согласования проекта постановления правительства РК.
Дело в том, что, поскольку они заявлены от общественных организаций и обязуются представлять исключительно интересы этих организаций, мы сами не имели права исключать их из составов ННС.
Мы имели право их исключить, если бы они были рекомендованы непосредственно от научных организаций, которые они возглавляют.
Мы согласны с тем, что существуют определенные правовые коллизии. Понимая это, мы ввели 16-й пункт положения, где членам совета запрещено находиться в комнате или голосовать за проект, где он аффилирован. Поэтому и введен пункт 30 положения, где введена процедура именно тайного голосования, исключающего влияние на других членов совета. Поэтому введен пункт 2 положения, предусматривающий аудио- и видеозапись заседаний.
В дальнейшем комитет науки будет совершенствовать правовые акты, регулирующие проведение научной экспертизы и деятельность ННС, что даст большую прозрачность и объективность принимаемых решений.
Отметим, что в ближайшее время данные предложения будут переданы в Национальную академию наук для широкого обсуждения с научной общественностью и внесения изменений в НПА (нормативно-правовые акты).
- Проводилось ли разбирательство в МОН по этому вопросу? Носили ли факты игнорирования требований положения о ННС умышленный характер или произошли по причине халатного отношения ответственных сотрудников МОН к своим обязанностям?
- Причин для проведения особого разбирательства комитет науки не видит. Однако по поручению руководства комитетом науки был проведен отдельный юридический анализ процедуры формирования составов ННС, который не выявил, как вы пишете, “факты умышленного игнорирования требований положения”. Но у нас есть предложения по совершенствованию процедуры формирования составов ННС, которые мы вынесем на обсуждение с научным сообществом, НАН, вузами и НИИ.
- Знал ли министр Ерлан САГАДИЕВ, представляя документы на имя главы правительства для подготовки постановления правительства от 26 декабря 2017 года, о грубых нарушениях положения о ННС? Как вообще проходит эта процедура (кто собирает списки, кто проверяет их на соответствие нормативно-правовым требованиям, проверяет ли проекты приказов перед утверждением министром юридическая служба МОН, был ли в курсе министр, что подписывает сопроводительное письмо главе правительства или в канцелярию премьер-министра, несоответствующее положению о научных советах)?
- По процедуре формирования составов ННС. В соответствии с пунктом 4 статьи 19 закона и пунктом 6 положения о ННС составы советов формируются по предложениям и рекомендациям министерств, научных организаций, высших учебных заведений и научных общественных объединений и утверждаются правительством республики. То есть мы, МОН, списки сами не предлагаем. Только собираем и сводим предварительный состав ННС.
Работа по формированию ННС началась с мая 2017 года. Предложения и рекомендации составов ННС были собраны из отраслевых уполномоченных органов, научных организаций, высших учебных заведений и научных общественных объединений. Если в рекомендованных организациями списках человека не было, наше министерство внести кого-то дополнительно не может.
Далее. Ранжированные по индексу Хирша ученые либо остаются, либо вычеркиваются из состава ННС согласно положению. Эту работу проводят сотрудники комитета науки. Требование по наличию индекса Хирша (не менее двух за последние пять лет) не распространяется на представителей бизнес-сообщества, государственных органов, общественных организаций.
Что касается САДЫБЕКОВА (в ответ на претензию профессора, высказанную в интервью вашей газете (см. “Советы непостороннего”, “Время” от 21.2.2018 г.), то на момент формирования ННС по приоритетному направлению “Информационные, телекоммуникационные и космические технологии, научные исследования в области естественных наук” самый высокий индекс Хирша среди ученых был у Ратбая МЫРЗАКУЛОВА (25), Булата ЖАУТЫКОВА (9). Но при этом в состав ННС Институтом математики и математического моделирования были рекомендованы два доктора физико-математических наук по специальности “математика”: Махмуд САДЫБЕКОВ и Батирхан ТУРМЕТОВ. В период формирования ННС индекс Хирша за последние пять лет по базе Web of Science Core Collection у обоих этих ученых одинаковый - 7, по базе Скопусу тоже одинаковый - 9.
Поскольку в соответствии с пунктом 11 положения о ННС из одной организации может быть включен только один человек, в состав был включен Турметов Батирхан. Никакого нарушения положения здесь нет.
На все письменные обращения Садыбекова были даны исчерпывающие разъяснения по новому составу ННС 12 и 26 января 2018 года. Также лично я встречался с ним в здании “ғылым ордасы” 9 февраля 2018 года.
Далее - по процедуре. Предварительные списки составов ННС были заранее выложены на портале открытых НПА для публичного обсуждения в течение двух недель. За период публичного обсуждения не поступило ни одного замечания или предложения по составам ННС. При этом научная общественность обсуждала составы ННС, нам много звонили, задавали вопросы, делали устные предложения, но никто письменно и открыто, как требует законодательство, предложения по изменениям в составы ННС не внес.
В соответствии с законодательством данная процедура является общественным согласованием предложенных НПА, то есть общественность составы ННС одобрила.
Далее - по регламенту. Проект постановления правительства был представлен на согласование министерствам и ведомствам, а именно министерствам юстиции, финансов, национальной экономики, обороны, оборонной и аэрокосмической промышленности, здравоохранения, сельского хозяйства, энергетики, по инвестициям и развитию, информации и коммуникаций, культуры и спорта, а также НПП “Атамекен”, НАН, ассоциации высших учебных заведений. Подписи их представителей у нас имеются.
Только после согласования всех 11 госорганов в ноябре 2017 года проект постановления был внесен в канцелярию премьер-министра Казахстана.
- Мне непонятно: если в случившемся скандале нет вины МОН, то почему руководство министерства вместо оперативных объяснений “как все было на самом деле” спешно приступило к заключению договоров на финансирование проектов?
- Комитет науки и председатели ННС постоянно разъясняли свои позиции на площадках службы центральных коммуникаций, в социальных сетях. Каждый руководитель дал развернутые интервью для СМИ.
Дополнительно Национальной академией наук было инициировано проведение заседания совета по этике в прямом эфире. Все вопросы, возникшие у научной общественности по решениям ННС, были рассмотрены 8 февраля 2018 года. По каждому отдельному случаю детально проанализированы все заявления и выявлены наиболее типичные причины неодобрения научных проектов (отсутствие задач, методов оценки эффекта, ожидаемого эффекта, рекомендаций по использованию; новизны темы; превышение в смете проекта среднеотраслевых стандартов и т. д.).
Советом всего было рассмотрено 110 заявлений. По результатам заседания 104 работы были признаны как несоответствующие условиям конкурса или значительно уступающие по своему научному уровню и качеству другим обладателям грантового финансирования.
На каждое обращение в комитет науки по вопросу состава и решениям ННС были даны ответы в письменной форме с разъяснением закона и правил.
Что касается договоров, то, руководствуясь законодательством, а также решениями ННС, все ученые требуют своевременного финансирования. Комитет науки обязан начать работу по заключению договоров на грантовое финансирование. Никакой спешки здесь нет. По закону мы обязаны обеспечить финансирование своевременно.
- Нужны ли изменения в правила распределения государственных средств на научные исследования для недопущения в будущем подобных скандалов?
- Сегодня комитетом науки ведется работа по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих проведение научной экспертизы и деятельность ННС для дальнейшего обеспечения прозрачности и объективности принимаемых решений.
Игорь НЕВОЛИН, фото с сайта edu.gov.kz, Алматы