11136

Нет у девальвации конца

Талгат АКУОВ, глава НАП: Экономику Казахстана может спасти только рубль

Предновогоднее предложение президента Независимой ассоциации предпринимателей Талгата АКУОВА отказаться от тенге стало настоящей информационной бомбой. Глава крупнейшего объединения бизнесменов высказался вполне конкретно - раз казахстанцы больше не доверяют национальной валюте, то ее время истекло. А поскольку наша страна входитв Евразийский экономический союз вместе с Россией, Белоруссией, Арменией и Киргизией, то лучше всего в рамках этой организации перейти на одну валюту - рубль (см. “Даешь стране рубля”, “Время” от 19.12.2015 г.).

Идея Акуова вызвала большой общественный резонанс - вожака предпринимателей обвинили в предательстве, а самые горячие головы даже предложили написать на него заявление в Генеральную прокуратуру - пусть проверят, нет ли в его призывах признаков экстремизма? Мы решили обратиться к Талгату Жаудовичу еще раз и узнать, как изменилась его жизнь после исторического заявления.
- Почему-то многие в стране посчитали мои высказывания непат­риотичными и идущими вразрез с национальными интересами нашей родины, - удивляется президент НАП. - Я с этим утверждением не могу согласиться. Всегда считал себя глубоким патриотом своей родины. Я родился и всю жизнь прожил в Казахстане, мои корни в Семипалатинской области. Пятеро моих детей тоже родились в Казахстане. А свой патриотизм я стараюсь показывать не на словах, а на деле, в отличие от тех, кто меня сейчас критикует.
Во-первых, десять лет назад я на свои собственные деньги построил в Алматы частную национальную гимназию, где обучение ведется на казахском языке. Четверо моих детей закончили это учебное заведение. Все школьники гимназии “Галым” с первого класса изучают историю и обычаи нашего казахского народа, играют на национальных инструментах, ездят по всему миру на международные фес­тивали, где представляют Казахстан и нашу культуру.
Во-вторых, я 20 лет занимаюсь общественной работой и за это время проконсультировал десятки тысяч предпринимателей по всему Казахстану. В 2009 году опубликовал книгу на предпринимательскую тему “Бизнес по-казахски”. Мы трижды допечатывали тираж, и до сих пор это издание считается лучшей бизнес-книгой в стране. Многие говорят и пишут, что именно после прочтения этой книги приняли решение заняться предпринимательством.
В-третьих, мне удалось реализовать самый мощный проект в казахстанском туризме и построить в Каркаралинском районе (это место еще называют казахстанской Швейцарией) современный дом отдыха “Тас булак”. Про него можно много говорить и писать. Но важно то, что, по оценке экспертов, по многим параметрам флагман казахстанского туризма сегодня ничем не уступает отелям Турции, Таиланда и ОАЭ. И этот национальный шедевр был построен на частные и банковские инвестиции без привлечения государственных денег. То есть можно много говорить и критиковать - это у нас в стране не так, то у нас подкачало. А можно поехать в глубинку и запустить проект, которым можно гордиться. Вот это я и считаю патриотизмом - что-то сделать для своей родины. Увы - многие из тех, кто меня ругает, выбирают зарубежный “ол инклюзив”, вместо того чтобы поддерживать отечественный бизнес. Так кто же из нас патриот?
- Я думаю, претензии к вам связаны в первую очередь не с тем, что вы построили или запустили, а с вашим предложением отказаться от тенге.
- 22 года назад, в ноябре 1993 года, я работал директором Темиртауского филиала Казкоммерцбанка и одним из первых держал денежную купюру - тенге в руках. И это было очень волнующим моментом для нас, молодых патриотов. Мы были очень горды, что у нас наконец-то появилась своя национальная валюта. И этот момент мы никогда не забудем.
Но в то же время мы помним и тот советский рубль, который был для многих граждан символом большой страны под названием СССР. Кто-то из историков, возможно, назовет советский период геноцидом казахского народа. А я всегда считал и до сих пор считаю, что именно в стране по имени СССР люди жили лучше, были намного дружнее, честнее, порядочнее, читали книги, развивались. Что плохого в том, что у людей есть теплые воспоминания о прошлом?
- Давайте вернемся в наши дни, где вы критикуете нашу валюту.
- Да, сейчас мы живем в суверенном Казахстане, который строим сами. Но давайте вспомним, что мы не воевали за независимость, а она досталась нам благодаря подписанному соглашению трех политиков - президентов России, Белоруссии и Украины. Главы трех государств в декабре 1991 года встретились в Беловежской пуще и договорились о роспуске Советского Союза. После подписания этого соглашения огромная страна исчезла с мировых карт, и появились 15 независимых государств. А когда каждая республика получила свою независимость, у всех остро встал вопрос о необходимости создания национальной валюты. То есть появление своей валюты не было связано с желанием граждан -
это была экономическая необходимость, вопрос выживания государства. И обратите внимание -
Казахстан ввел свою национальную валюту последним из всех соседей по советскому времени. Вы вряд ли это помните в силу возраста, а я видел все своими глазами. В 1992-1993 годах в стране катастрофически не хватало денег, инфляция была невиданной, нечем было платить пенсии, зарплаты, кредиты в банках давали под огромные проценты. Появление национальной валюты на тот момент было просто фактором выживания.
Все мы помним, что в тот момент бремя ответственности за всю страну взял на себя единственный человек - президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Национальная валюта тенге - это фактически его детище, так же как и новая столица Астана. И в конечном счете ему и другим президентам стран Евразийского союза придется решать на самом высшем уровне, какая валюта будет единой для всех в ЕАЭС. Это единственный способ выжить в условиях мощнейшего экономического кризиса. Посмотрите, что сейчас происходит. В 2015 году национальная валюта Казахстана вместе с украинской гривной и белорусским рублем обесценилась больше всего среди валют стран Европы и СНГ. Тенге за каких-то 5 месяцев девальвировался на 85,2 процента, белорусская валюта за год подешевела на 54,3 процента, гривна - на 48,7 процента. И это просто сухая статистика. И если так будет продолжаться, то это приведет к уничтожению экономики страны. Темпы роста уже замедлились, многие предприятия разорились и остановились...
- А почему вы уверены, что российский рубль нас спасет? Вряд ли валюту наших северных соседей можно назвать образцом стабильности.
- Разница в том, что в России большое население. 150 миллионов жителей достаточно для того, чтобы потреблять товары, произведенные внутри страны. В Казахстане же население всего 17 миллионов. И этого количества явно не хватает, чтобы развивать собственное производство. Без освоения внешних рынков мы не сможем поднять промышленность, чтобы уйти от сырьевой зависимости. Мы уже более 20 лет пытаемся развивать собственные индустриальные проекты, десятки миллиардов долларов туда инвестируем, и каждый год видим одну и ту же картину. После открытия новых производств хватит одного года, чтобы они превратились в банкротов. Продукцию в собственной стране покупают мало, так как ее слишком много на наше маленькое население. Каков выход? Искать новые рынки. Но с кем мы можем торговать? Везти товары в Китай бессмысленно из-за высокой себестоимости. В Россию просто не пускают, придумывая там всякие законодательные крючки - ограничивают въезд транспорта, вводят какие-то требования по технологии производства, экологии, химикатам и так далее. Я уверен, что именно отсутствие единой валюты играет очень важную роль. В этом камень преткновения. Фактически разная валюта в странах ЕАЭС заменила таможенные пошлины. Переход товара через границу и перерасчеты тенге в рубли через доллары и наоборот не дают создать долгосрочные отношения между российскими и казахстанскими предпринимателями. И это все из-за последних резких скачков курса национальных валют по отношению к доллару, через который производятся сейчас все расчеты. И выход из этой ситуации - единая валюта. Тогда торговля внутри экономического союза оживет, что стимулирует все отрасли промышленности, сельское хозяйство...
- Создание единой валюты и переход на российский рубль - это две совершенно разные идеи.
- Согласен. Я больше склоняюсь к тому, чтобы в рамках ЕАЭС была создана наднациональная валюта, которую можно назвать рублем. Видимо, мое предложение не все поняли. Эта денежная купюра должна нести в себе совсем другой философский смысл, чем сейчас она несет. В ней не должно быть атрибутики и принадлежности только одной стране, а эта купюра должна отражать именно объединительный процесс ЕАЭС. На купюре должны быть отражены символы Европы и Азии, и, возможно, на рубле было бы символично указать атрибутику всех пяти стран, которые входят в экономическое объединение. Я уверен, что при введении единой валюты интеграционный процесс ускорится, что приведет к быстрому расширению Евразийского экономического союза. А это означает увеличение рынков, новые возможности для развития наших предприятий. Или мы все оставим, как есть, и регулярно будем страдать от падения цен на нефть...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть