Кайрат СУНТАЕВ: Мудрый аким мне звонить не будет!
На недавнем расширенном заседании правительства глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ заявил: “Работа госслужащих не должна превращаться в бизнес, раздачу государственных денег своим знакомым, друзьям и родственникам. Огорчает, что столько лет готовишь человека на разных должностях, терпишь, лелеешь. Говорят, собираем команду, потом она в банду превращается. Как в Атырауской области...”.
Как выясняется из беседы с руководителем реорганизованного департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Актюбинской области Кайратом СУНТАЕВЫМ (на снимке), и в этом регионе (к слову, по итогам прошлого года занявшем незавидное третье место в стране по уровню коррупции) ситуация далека от идеальной.
- Мы проанализировали состояние дел в области по противодействию коррупции. Скажу сразу, что коррупциогенная ситуация в Актюбинской области не хуже и не лучше, чем в других регионах. В 2013 году на высокие показатели коррупциогенности, как показывает анализ, повлияла... статистика. Например, на одного человека возбуждалось до 20 уголовных дел по разным фактам коррупционных преступлений. Наиболее подвержены коррупционным рискам сотрудники отделов земельных отношений, архитектуры, сельского хозяйства, образования, одним словом - госслужащие, наделенные контрольно-надзорными функциями. Именно в эти учреждения чаще обращаются люди за различными справками, разрешительными документами, лицензиями и т. д. Вот один пример: местный житель пожаловался на сотрудников управления земельных отношений. Мы стали проверять и удивились: в законе четко прописано, что изменение целевого назначения земельного участка рассматривается, одобряется (либо отклоняется) в течение 37 дней. Не больше! А чиновник долгих восемь месяцев (!) вынуждал гражданина бегать по десяткам инстанций, собирать кучу ненужных бумаг, согласовывать с другими учреждениями. Спрашиваем: почему так долго мурыжил человека? Молчит. Понятно, ждал, когда ему “рахмет” принесут.
- Не секрет, что акимы, начальники ключевых управлений акиматов приводят на новые места своих надежных людей. Кто-то банально покупает должность, другой просто предан своему бастыку. Прекратить подобные кадровые решения в ваших силах?
- Тесты кандидаты сдают на местном уровне и в центре тестирования в Астане. Например, в нашем регионе в корпус “А” подали документы 19 кандидатов, а прошли только десять человек. Из числа желающих поступить на государственную службу в корпус “Б” тестирование проходят чуть более трети. И здесь, прямо скажу, никакие звонки не помогут. Я уверен, что ни один руководитель не станет просить замолвить словечко за его человека, но даже если рискнет - не позволим никого протащить. Правда, некоторые чиновники стали хитрить: руководитель меняет не всю команду, а приводит с собой одного-двух человек в ключевые учреждения. И заявляет: это же не команда! В таком случае я приглашаю уволенного чиновника, нового руководителя, его кандидата и выясняю, почему экс-начальник решил уволиться, а новый поспешил занять его кресло. Бывают, конечно, случаи, когда руководитель приводит более профессионального специалиста. Но чаще это просто “его человек”. Я всех руководителей предупредил: мы ваших кандидатов тщательно проверим. Если узнаем, что хорошего специалиста вынудили уволиться, за это дело возьмутся сотрудники нашей антикоррупционной службы. Конечно, до нас уже доносятся недовольства некоторых высокопоставленных чиновников: мол, мы теперь даже кадровые вопросы самостоятельно не решаем. Предлагайте профессионала, и если он подходит по нашим критериям - пусть работает для блага народа и страны.
- Сотрудники вашего департамента, других правоохранительных структур тоже проходили все проверки и тесты. Скажите откровенно, неужели не было ни одной просьбы посодействовать?
- Было несколько звонков, и я сказал: если ваши кандидаты пройдут пороговый уровень - я не против их назначений. Агентство проводит тендер, в котором участвуют несколько вузов. Я же не знаю, какие вопросы они готовят, какой институт стал победителем. Наша задача - установить личность экзаменуемого, проверить его через рамку, на время забрать телефоны, айпады и прочие гаджеты и проследить за самой процедурой. Камеры наблюдения выведены в агентство, там же запускают компьютеры. Например, на недавнем тестировании в правоохранительный блок области сдавали тесты более 40 человек. Прошли всего девять. Честно и прозрачно. Пример областного суда. Там около 50 вакансий, особенно в отдаленных районах. Желающих много, но далеко не все могут сдать тесты и другие нормативы. Если кандидат не знает законов либо имеет долю в бизнесе, как мы можем утвердить его?! Только для того, чтобы заполнить вакансию? В конечном итоге он завалит всю работу либо банально начнет брать. И все закончится тюрьмой... Важно понимать, что удержаться от соблазна прикарманить бюджетные деньги на тендерах либо получить откат от подрядчиков нелегко - и здесь не менее важны моральные и деловые качества кандидата на госслужбу.
- Прежний финпол многие чиновники и предприниматели до сих пор вспоминают с дрожью в коленках. Их методы работы зачастую были таковы: найти компромат, чтобы потом банально “разводить” уголовные дела. Конечно, многие дела они доводили до суда, но все же... И народ в конечном итоге перестал им доверять. Вы “выучили” эти уроки?
- Мы перестали гоняться за показателями. Главная задача - сломать систему коррупции, уменьшить ее масштаб... Недавно мы задержали нескольких руководителей военной школы Минобороны. Практика откатов при поставке обмундирования, продуктов питания была поставлена на поток, и это продолжалось годами. Вот что такое системность. Или, например, вопросы выделения земли. Единолично аким не решает - есть комиссия, представители других структур, которые согласовывают порядок и процедуру. Еще кто-то из рядовых специалистов печатает решение комиссии, другие бегают с документами на подписи. И если такая комиссия занимается незаконными распределениями участков - это уже масштабность. В таких ситуациях важна роль и дисциплинарных советов при агентстве. Мы будем контролировать каждое решение диссовета и следить за его исполнением. Как правило, все рекомендации диссовета неукоснительно исполняются. Если руководитель не будет выполнять его - сам попадет на ковер. А там ему мало не покажется - ответственности за халатность либо бездействие по службе еще никто не отменял.
- Как вы считаете, должен ли первый руководитель нести ответственность за своего подчиненного, замешанного в теневых схемах?
- Обязан! Но нужно смотреть конкретно по ситуации. Скажем, увольнять начальника областного ДВД за то, что гаишник или следователь вымогал, может, и не нужно - у начальника и без того работы хватает. Но есть начальник отдела, управления либо командир батальона. Они каждый день проводят планерки, совещания, доводят до подчиненных требования законодательства, в том числе и по противодействию коррупции. Вот такие бастыки и должны нести персональную ответственность.
- А лично вы готовы понести персональную ответственность за своего подчиненного?
- Если он попадется с поличным и выяснится, что именно я рекомендовал его на должность - буду отвечать, как говорится, по полной. Значит, я ошибся, где-то недоглядел. Вопрос такой ответственности должен в первую очередь ложиться именно на того руководителя, который рекомендовал и тем самым гарантировал безупречность кандидата.
- В вашем регионе строятся новые школы, детские сады, больницы, культурные объекты. Далеко не всегда здания построены качественно и в срок, но чиновники подписывают акты. Когда обнаруживаются недоделки, подрядчика и след простыл, а бюджетные средства, причем немалые, уже потрачены. Ваш департамент имеет возможность контролировать такие расходы с момента подачи бюджетной заявки до сдачи объекта под ключ?
- Мы просто обязаны отслеживать каждый тенге из казны. Сначала проверим фирму на аффилированность с конкретными чиновниками, опыт работы, материально-техническую базу. Теперь им не удастся только на бумаге показать свои мощности - наши сотрудники будут на местах проверять, есть ли база, техника, подготовленный персонал либо фирма состоит из пары-тройки человек, арендующих квартиру. А заодно и выясним, кто учредитель и руководитель компании, не приходится ли он сватом-братом государственному чиновнику, ведь с 1 января этого года распределение бюджетных средств возложено не только на главу региона - акимы районов и сельских округов сами будут проводить тендеры. Украсть у них вряд ли получится. Хотя не исключаю - какие-то попытки все же будут.
- Много жалоб приходит на чиновников от спорта. Они прикарманивают командировочные расходы: по документам команда вылетала на игры, а фактически не покидала пределов области. В частности, речь идет о детско-юношеской школе №7. Футбольный клуб “Актобе” в год получает из бюджета от двух миллиардов тенге и выше, но мало кто знает, на какие цели тратятся эти средства. Вот вы, например, знаете?
- Несколько обращений и жалоб на чиновников областного управления спорта у нас зарегистрировано. Сотрудники антикоррупционной службы уже приступили к детальной проверке. Сейчас назначены экспертизы, идут другие следственные действия, результаты которых мы обязательно сообщим общественности. Тем более что вопросов к спортивным функционерам у нас накопилось немало.
- Вы, честно говоря, слишком уж резво начали... Не боитесь, что глава региона Архимед МУХАМБЕТОВ может выписать тормоза - попросить не трогать того или иного чиновника? В конце концов и у него есть своя команда...
- Я убежден: мудрый аким мне по таким вопросам звонить не будет. Мы выполняем поручение президента страны, и какое-либо давление на нас бессмысленно.
- Кстати, с сотрудников нового агентства сняли погоны. Признайтесь, труднее стало работать?
- Считаю это первым шагом навстречу народу: человек в штатском вызывает больше доверия, чем в мундире.
Тохнияз КУЧУКОВ, фото предоставлено пресс-службой ДПГС и ПК Актюбинской области, Алматы - Актобе