5214

Кто возьмёт триллион?

 

Правительство Казахстана объявило беспрецедентную акцию: малый и средний бизнес получит целый триллион тенге в кредит по самым низким ставкам. Столь мощная финансовая инъекция должна помочь предпринимателям улучшить показатели. Однако президент Института экономической политики, доктор экономических наук Каирбек АРЫСТАНБЕКОВ (на снимке) сомневается, что эти деньги будут потрачены правильно. Он внимательно отследил все заявления в высших эшелонах власти и сделал вывод: на самом деле часть денег будет направлена на спасение банковской системы страны.

- В начале года было объявлено, что на помощь экономике страны выделяется триллион тенге. Правда ли, что часть этой суммы пойдет на другие цели?
- 14 февраля глава государства поручил выделить из Национального фонда 1 триллион тенге для предоставления долгосрочных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса. Что ж, решение свое-временное и правильное. Вместе с тем особенности распределения средств Нацфонда по-прежнему не понятны ни общественности, ни представителям бизнес-сообщества.
На мой взгляд, в ходе проработки данного вопроса, а также при распределении правительством и Нацбанком средств Нацфонда допущен ряд протокольных, юридических и макроэкономических неточностей.
- Что это значит - протокольные неточности?
- Чтобы выявить эти нюансы, следует обратить внимание на тезисы выступления главы государства. “Средства пойдут на определенные цели: во-первых, кредитование малого и среднего бизнеса на проекты по развитию обрабатывающей промышленности; во-вторых, кредитование проектов по приоритетам программы индустриализации, в том числе с иностранным участием. Ресурсы выделяются только на производство продукции”, - заявил Нурсултан Назарбаев.
Президент не говорил ни слова об использовании Нацфонда для решения накопившихся проблем финансовой системы и банковского сектора. Однако 15 апреля министр экономики и бюджетного планирования Ерболат ДОСАЕВ на брифинге в Службе центральных коммуникаций рассказал о ключевых направлениях “Дорожной карты” “10 шагов по 10 направлениям”. И там прямо указано - для финансового обеспечения выкупа у банков “плохих активов” предусматривается капитализация АО “Фонд проблемных кредитов” при Нацбанке РК из средств Нацфонда в размере 250 миллиардов тенге. Это означает, что, несмотря на официальные заявления главы государства о характере использования средств Нацфонда, правительством совместно с Нацбанком принято иное решение, значительно отличающееся от первоначальных установок президента.
- Правительство имеет право принимать такие решения?
- В соответствии с законодательством у Нацфонда есть две функции: первая - сберегательная, то есть накопление средств для будущих поколений, вторая - стабилизационная, направленная на снижение зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен. Мы знаем, что в 2013 году средняя цена на основной экспортный товар Казахстана - нефть - сложилась на уровне 108,9 доллара за баррель, что выше прогнозной цены при формировании бюджета на 2,6 доллара. То есть у правительства не было ни макроэкономических, ни юридических оснований выводить деньги из Нацфонда! Да, есть одно “но” - при снижении темпов роста экономики размер гарантированного трансферта в республиканский бюджет может быть увеличен до 9,2 миллиарда долларов. Однако, учитывая, что по итогам 2013 года у нас сохранились приличные темпы роста экономики (5 процентов), то и по данному критерию также не было веских оснований прибегать к средствам Нацфонда. Или второй вариант - на самом деле показатели завышены и не соответствуют действительности, то есть рост экономики значительно ниже 5 процентов.
- В смысле - Агентство по статистике дает неверную информацию?
- Существует закономерная обратная зависимость между кривой неработающих кредитов - так называемых “токсичных активов” - и уровнем ВВП. Эта зависимость проанализирована Институтом экономической политики на основе статистических данных стран мира за последние 30 лет.
Например, когда пик “токсичных активов” в Чили достигал 36%, падение ВВП составило 16%; в Японии 35%, а ВВП - (-2%); в Южной Корее 35%, а ВВП - (-6,8%); в Индонезии 33%, а ВВП - (-13,1%); в Мексике 19%, а ВВП - (-6,2%).  
Мы видим, что даже у стран - экспортеров нефти (Индонезия, Мексика) в такой период экономический рост прекратился.
Теперь давайте разберем ситуацию в нашей стране. Согласно данным Всемирного банка, по объему неработающих кредитов в 2012-2013 годах Казахстан занял первое место в мире - 31%. Данный показатель в Ирландии составил 18,7%, в Литве - 18%, в Греции - 17,2%, в Болгарии - 16,9%.
По итогам I квартала 2014 года общая сумма неработающих кредитов в Казахстане составила 4,5 триллиона тенге, или 30 процентов.
Иными словами, при критическом уровне “токсичных активов” у нас в 2013 году в принципе не может наблюдаться рост ВВП либо он не может составлять более 2 процентов. А у нас - целых 5!
Поэтому можно предположить, что официальные данные Агентства по статистике об итогах 2013 года относительно темпов роста ВВП при сохранении больших размеров “токсичных активов”, скорее всего, не соответствуют действительности.
Учитывая, что по итогам 2013 года мы не заметили значительного роста инвестиций, расходов государства и чистого экспорта, то небольшой рост потребительских расходов никак не мог обеспечить рост ВВП на 5%. Еще одним косвенным подтверждением могут стать темпы роста реальной заработной платы. Так, в 2013 году данный показатель составил в Казахстане 1,6%, в России - 5,3%, в Беларуси - 15,8%.
- А как государство должно реагировать на появление большого числа должников? Сажать их в тюрьмы, отбирать бизнес или пытаться инвестировать в них дополнительные средства, искать возможность для спасения?
- Появление большого числа должников - довольно тревожный сигнал для общества. Вместо свое-временных и системных мер реагирования со стороны государства продолжаются использование в одностороннем порядке санкционных списков, судебные процедуры, давление со стороны коллекторов. Если всех должников начать сажать в тюрьмы, то нам понадобится выделение еще одного триллиона из Нацфонда на укрепление репрессивной машины и создание новых мест заключения.
В то же время это может привести к негативным социальным последствиям, которыми могут воспользоваться и, скорее всего, уже пользуются международные террористические и экстремистские организации.
Проблемные банки стали источником возникновения неработающих кредитов. Надо прежде всего попытаться решить глубинные причины возникновения такой ситуации, а не усугублять ее, оказывая финансовую подпитку.
Привычное рефинансирование коммерческих банков не решит финансовые проблемы заемщиков, так как за этим стоит экономический кризис.
- Я правильно понимаю, вы считаете неверным выделение огромных средств на поддержку МСБ и финансовой системы?
- Во-первых, решение о выделении триллиона принято на фоне того, что средства в размере 10 миллиардов долларов, израсходованные на предыдущую антикризисную программу 2008-2009 годов, все еще не возвращены государству в полном объеме.
Во-вторых, такие инъекции - вливание в экономику дополнительных денег, получаемых благодаря внешнеэкономической конъюнктуре, - неизбежно приведут к повышению общего уровня цен внутри страны. Более высокие издержки, в свою очередь, делают обрабатывающую промышленость и другие отрасли экономики менее конкурентоспособными.
Иными словами, эти деньги не заработаны за счет производительности труда, а получены в результате значительного роста цен на нефть - подарок или чистый грант в пользу Казахстана от внешнего мира.
В результате под угрозой оказываются недавно начатые и реализованные проекты по программе индустриализации, сокращаются объемы производства, уменьшается занятость населения и так далее. Приток излишних денег, также называемый “голландской болезнью”, давно изучен экономистами. И наш Нацфонд выступает в роли дамбы, защищающей экономику от этого заболевания. В Карагандинской области произошла трагедия - дамбу, защищавшую поселок Кокпекты, размыла стихия. В Казахстане “дамбу” под названием Нацфонд, защищающую национальную экономику от “голландской болезни”, разрушаем мы сами. Если честно, есть ощущение, что в стране наблюдаются признаки формирования корпоративистского государства. Оно наблюдается и в экономике, и в политике, и в общественной жизни. По сути, в Казахстане оформляется новая модель государства.
Основными принципами корпоративистского государства являются в том числе приватизация прибылей и национализация убытков. Последнее решение корпоративистского государства о выделении средств Нацфонда в интересах коммерческих банков - это движение в сторону “национализации убытков”. В то же время это не решает, а скорее усугубляет положение, когда банки получают карт-бланш на дальнейшую эскалацию кредитования населения за счет высоких процентов. И риск небольшой - если что, государство потом выкупит эти кредиты.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть