Сергей Агафонов: Когда Указ - не указ …
6 мая 2024 года в газете "Время" была опубликована статья "Тариф пошел на попятную", в которой рассказывалось о снижении тарифа на электрическую энергию для юридических лиц Шымкента и Туркестанской области с 42,23 до 37 тенге/кВт*ч в результате ликвидации местных энергоснабжающих организаций. Можно c уверенностью предположить, что указанное 12-процентное снижение тарифов - единственный и к тому же разовый результат принудительного отъема бизнеса у сотен казахстанских предпринимателей. Но обо всем по порядку.
С момента появления в независимом Казахстане конкурентного рынка электрической энергии любое юридическое лицо было вправе выбирать то, где ему покупать электрическую энергию: на этом самом конкурентном рынке, где тариф на электрическую энергию договорной, либо же на регулируемом рынке, у гарантирующих поставщиков, таких как ТОО "Энергопоток", для которых тариф устанавливается уполномоченным органом - комитетом по регулирования естественных монополий (КРЕМ).
При этом закономерно, что на конкурентном рынке тарифы на электрическую энергию всегда были ниже, чем на регулируемом.
И этому есть две причины. Первая: два десятилетия государство, пытаясь выглядеть хорошим для населения, перекладывало рост тарифов на предпринимателей, доведя до абсурда указанное очковтирательство - тарифы для населения и бизнеса на свет, воду и прочие коммунальные услуги отличаются в два-пять раз; и после этого мы еще удивляемся постоянному росту цен на продукты питания и завозные товары. Это "ноу-хау" от казахстанского правительства настолько прижилось, что государственные органы до сих пор сопротивляются отмене перекрестного субсидирования, несмотря на неоднократные поручения президента.
Вторая причина более низких тарифов от независимых (или нерегулируемых, как их еще принято называть) энергоснабжающих организаций настолько банальна, что в нее никто не хочет верить. Это конкуренция, когда в борьбе за потребителя цена на любой товар или услугу снижается до минимума.
Более низкие тарифы независимых энергоснабжающих организаций стали палочкой-выручалочкой для буквально выживающего в Казахстане малого и среднего бизнеса (МСБ), который стал массово уходить от гарантирующих поставщиков, ввергая в дикий ужас тарифный регулятор в лице КРЕМ. Надеясь освободиться от возложенной на них высокой миссии спонсировать население, МСБ захотел такие же низкие тарифы, как и у крупного бизнеса. Да, не удивляйтесь, большинство наших экспортеров, включая горнометаллургический комплекс и прочих крупных потребителей, покупают электроэнергию напрямую у своих же электростанций и не участвуют в перекрестном субсидировании населения. Теперь неудивительно, что в Казахстане малый и средний бизнес не может встать на ноги, поскольку правительство попросту на него не рассчитывает.
И этот процесс ухода предпринимателей от гарантирующих поставщиков к независимым снабжающим организациям вынуждал КРЕМ сокращать дифференциацию тарифов между бизнесом и населением.
У тарифного регулятора был сложный выбор. Смотреть, как у тебя забирают любимую игрушку для манипулирования, или продолжать поднимать тарифы для населения - но нет, не честно: напрямую, держа ответ перед потребителями, а втихую, через увеличение стоимости электроэнергии для бизнеса, который перенесет указанное увеличение на стоимость своих товаров и услуг.
Выбор был очевиден. Были быстро назначены виновные за рост цен на электроэнергию. Из сотни независимых снабжающих организаций, добросовестно обеспечивающих более 16 тысяч предпринимателей правом выбора и дешевой электроэнергией, были выдернуты примеры явно коррупционных схем реализации электроэнергии государственным и бюджетным организациям (которых, кстати, предостаточно в любом другом секторе экономики Казахстана).
И если вначале, сразу после передачи объемов электроэнергии от независимых снабжающих организаций гарантирующим поставщикам, речи о снижении тарифов не было, то сейчас регулятор судорожно требует от гарантирующих поставщиков примеры такого снижения ("Тариф пошел на попятную"), вынуждая выходить с новыми заявками и придавая таким образом благородности своему грубому вмешательству в рынок.
А что малый и средний бизнес? Конечно же, от подарка в виде снижения тарифов на электроэнергию большинство потребителей гарантирующих поставщиков не откажется. Не ждали, но все равно приятно. Но что сказать 16 тысячам потребителей независимых энергоснабжающих организаций, у которых тариф поднялся на 60-100 процентов? Для многих из них это конец на долгом пути выживания.
Более того, не анализируя структуру розничного рынка электроэнергии и не оценив последствий, КРЕМ сослужил экономике Казахстана поистине медвежью услугу: значительно увеличил тарифы для энергоемкого бизнеса (цеха, теплицы) и незначительно снизил их для неэнергоемкого (офисы, магазины).
Арифметика здесь простая: если у тебя в структуре себестоимости электроэнергия занимает 20 процентов (а именно такие потребители стремились уйти на конкурентный рынок) и тебе увеличивают тариф на 60-100 процентов, то, соответственно, себестоимость твоих товаров и услуг вырастет на значительные 12-20 процентов.
И наоборот, при энергоемкости бизнеса 5 процентов и снижении тарифа на 12 процентов твоя себестоимость снизится всего на 0,6 процента.
Таким образом, правительство в очередной раз указало МСБ на его место, загнав в "стойло" вынужденных спонсоров населения, заодно расправившись с эффективностью МСБ.
Но думаете, только экономисты в недоумении от таких решений? Поверьте, еще в большей растерянности юристы - от того, как было реализовано это решение.
Все последние годы президент говорил о гарантиях бизнесу. Вводил моратории на проверки, угрожал уголовной ответственностью за рейдерство и вмешательство в частный бизнес.
А тут такой яркий пример, когда без какого-либо решения суда, не дожидаясь принятия закона, на основании только лишь письма тарифного регулятора, со ссылкой на полумифическое поручение правительства, у сотни энергоснабжающих организаций приостанавливают генеральные лицензии, а Единому закупщику и АО "КЕGOC" поручают прекратить им отпуск электроэнергии.
Молчат надзорные органы, в шоковом состоянии Нацпалата предпринимателей. Никто не понимает, как это может произойти в стране, считающей себя правовым государством. Вполне возможно, что где-то уже задумались иностранные инвесторы, которые не понимают, как решением чиновника можно закрыть целый сегмент бизнеса.
На этом фоне правового беспредела по отношению к частному бизнесу глава государства в очередной раз пытается убедить предпринимателей и инвесторов в гарантиях невмешательства государства в частный бизнес, приняв Указ о мерах по либерализации экономики страны.
Но вот только станет ли этот Указ президента указом для чиновников, устроивших настоящий беспредел в отрасли, - большой вопрос.
Сергей Агафонов, председатель ОЮЛ "Казахстанская ассоциация энергоснабжающих организаций"