6652

Ансар МУСАХАНОВ: В нашей области нет системной коррупции!

Глава Алматинской области уверен, что народ и президент оценят его по достоинству

Почему молодые специалисты с дипломом неохотно едут в отдаленные аулы? Когда же наконец решатся проблемы с плохими дорогами, дефицитом питьевой воды и полной газификацией сел? Что мешает полицейским, получающим немалые деньги из бюджета, контролировать криминогенную ситуацию в регионе? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью газете “Время” рассказал аким Алматинской области Ансар МУСАХАНОВ (на снимке).

- Ансар Турсынханович, почему в исконно аграрном регионе эта отрасль, мягко говоря, проседает?
- Не совсем так! Для развития сельского хозяйства делается многое. Общая площадь обрабатываемых земель за последние пять лет выросла на 13 тыс. га и составляет 910 тысяч гектаров. На сегодня масличные культуры дают хороший эффект, для развития животноводства приобретается современная техника, на откормочных площадках строятся новые комплексы, динамично развивается программа “Сыбага”: земли, не используемые крестьянами, мы вернули в госсобственность и начали развивать пастбищные угодья. Для желающих заняться животноводством успешно работает программа “Агробизнес-2020”, предусматривающая все необходимые субсидии для развития этой отрасли. Восстанавливаются колодцы для питьевой воды на пастбищах, поголовье скота растет. Также развиваются малые фермы - это молочное направление, где половину средств субсидирует государство. У нас есть агрофинансовые и агролизинговые программы, в которых большие преференции для тех, кто решил заняться сельским хозяйством. Например, по “Карте индустриализации” области реализуется 55 проектов на сумму 1,7 триллиона тенге - это около 42 тысяч рабочих мест.
- А как вы объясните, что по итогам прошлого года сразу три акима крупных районов области были жестко наказаны вами же - если я не ошибаюсь, как раз за провал в развитии сельского хозяйства?
- Действительно, акимы Илийского, Енбекшиказахского и Райымбекского районов получили взыскания, и я считаю, что наказал их не зря: эти районы сегодня подтянулись и вышли на запланированный уровень развития. Объем производства сельскохозяйственной продукции за прошлый год достиг 381,5 миллиарда тенге при плане 365 миллиардов. Аналогичный рост в растениеводстве и животноводстве, по развитию продовольственного пояса вокруг Алматы заработали девять проектов общей стоимостью 7,8 миллиарда тенге. Все эти меры позволили сохранить долю области в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства Казахстана на уровне 15,5 процента. Так что назвать основные проекты провальными я никак не могу. К слову, по итогам прошлого года мы достигли всех индикаторов, которые были запланированы.
- Вы часто поднимаете вопросы укрепления правопорядка. Для полицейских выделяют немалые бюджетные деньги, покупают новые машины, компьютеры, средства связи. Но, к сожалению, криминогенная ситуация в области оставляет желать лучшего. Скажите честно: стражи правопорядка работать не хотят или не могут?
- Это весьма злободневный и актуальный вопрос. Вокруг Алматы немало торговых рынков и объектов строительства, многие гастарбайтеры живут на дачных массивах без какой-либо регистрации, а на сходах люди жалуются, что не видят, а порой не знают своего участкового инспектора. Офицеры оправдываются: мол, обслуживаю несколько аулов, живу в другом селе, нет машины. Результат - рост преступлений в приграничных с Алматы районах. Властям мегаполиса проще: там принято решение маслихата, согласно которому на 15 квадратах жилья может прописаться один человек. В области, к сожалению, на таких же квадратах регистрируются по 10-20 человек. Я считаю, это неправильно. Поэтому мы выделили более двух миллиардов тенге на строительство компактных опорных пунктов полиции, совмещенных со служебным жильем участкового. Теперь он будет жить на работе и обязан владеть обстановкой в вверенном ему селе - это мое требование считаю вполне посильным. У нас 264 участковых пункта, для которых закреплены 207 служебных машин для офицеров полиции. Откровенно скажу, такое внимание силовикам уделяется далеко не в каждом регионе. Но и спрос отныне будет жестким.
- Часто езжу по дорогам области. В Талдыкоргане, крупных райцентрах трассы хорошие, но стоит отъехать на 30-50 километров, начинается бездорожье. Водители лихачат, бьются насмерть и калечат людей, а стражи дорог чаще прячутся в кустах с радаром. Да вы и сами это видите - тоже немало колесите. Когда наконец решится проблема дорог и дураков?
- Скрывать не буду - я тоже вижу гаишников в кустах. И качество некоторых дорог оставляет желать лучшего. По трассе Алматы - Усть-Каменогорск начато строительство современного автобана, который планируем запустить уже в ноябре 2016 года. Да, пока есть временные неудобства в связи с ремонтом, но потом все станет намного лучше. В связи с чем для обеспечения альтернативным транспортным сообщением мы на собственные субсидии запустили авиарейс Алматы - Талдыкорган, есть между этими городами и железнодорожное сообщение. Сейчас ходят четыре вагона, и они переполнены людьми. А дороги... Они становятся лучше, но сразу сделать их идеальными просто невозможно. Хотя и местный бюджет, и республика выделяют большие деньги на капремонт. Мы привыкли критиковать дорожных полицейских, но я не раз видел, как они в проливной дождь или в снегопад первыми приходят на помощь людям, спасая их от беды. Конечно, есть отдельные факты коррупции на дорогах, но есть и специальные структуры, призванные бороться с этим злом. Что же касается дисциплины и культуры вождения, проводится много профилактической работы: совместные рейды со СМИ и партией “Нур Отан”, молодежные флешмобы, различные отработки по линии патрульных служб.
- Немало нареканий вызывает реализация в области ряда госпрограмм. Например, в части трудоустройства самозанятых, коих в регионе насчитывается свыше 400 тысяч человек. Есть жалобы и от молодых специалистов, призванных поднимать село: порой им не платят подъемных, не выделяют служебного жилья, и в итоге востребованные на селе работники вынуждены тратить часть зарплаты на аренду. Вам докладывают об этом?
- А как же! Ежегодно в области создается до 20 тысяч новых рабочих мест. Работники центров занятости за 2011-2013 годы трудоустроили почти 59 тысяч граждан, а программой “Дорожная карта занятости-2020” охвачено более 17 тысяч человек. За этой сухой статистикой - десятки тысяч семей, главы которых начали обеспечивать своих детей постоянными доходами. На сегодня в области имеется почти 1300 вакансий, мы готовы дать работу всем желающим. Что касается молодых специалистов, власти региона делают все возможное для них. Это и выделение жилья, выплата подъемных, возможность получения кредитов для приобретения собственного дома, если человек пожелал пустить там корни. Уверен, жалуются лишь те, кто не информирован о реализации программы “С дипломом - в село”. А кто же тогда аулы поднимать будет?!
- Если, по вашим словам, в области все в целом хорошо, то почему ежемесячные социологические замеры демонстрируют падение рейтинга? Вы согласны с такой оценкой?
- Категорически нет! Что конкретно в области провалилось и могут ли господа социологи хоть как-то это обосновать? Мою работу видят жители области и администрация президента, где есть четкие критерии оценки деятельности акимов областей. Поговорите с людьми, встретьтесь с аксакалами, молодежью, запросите всю статистику в статуправлении - и в прошлом году, и в этом мы достигли всех средних индикаторов по республике. А по динамике социально-экономического развития вышли на седьмое место в стране! Где же вы увидели провал?! Нет, не правы социологи. Пусть сами поработают акимами, а потом послушаем их мнение...
- В области немало привлекательных для туризма и бизнеса мест, но... Плохие дороги, неразвитая инфраструктура, не самое лучшее качество сервиса сводят на нет эту привлекательность. Дошло до того, что группе депутатов пришлось обратиться с запросом к премьеру Кариму МАСИМОВУ. Неужели туристические и бизнес-перспективы региона столь безнадежны?
- Да нет, конечно. Дороги строятся, о чем я говорил. Ведется реконструкция международного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай, участка автодороги Алматы - Хоргос, автодороги Алматы - Усть-Каменогорск, в перспективе будет проведена реконструкция автодороги Ушарал - Достык.
Инфраструктура развивается, уже появились инвесторы с весьма серьезными предложениями. Мы презентовали правительству мастер-план развития туризма, в котором предусмотрено улучшение придорожного сервиса: строительство современных кемпингов, отелей со всеми удобствами и комфортом, ремонтируются подъездные дороги ко всем историческим, культурным, природным и другим приоритетным объектам туризма. Разработаны генеральные планы строительства зон отдыха на озерах Алаколь, Балхаш, Капшагай. На сегодня там действуют 280 объектов для досуга и отдыха, мы намерены до 2017 года построить еще 35. Для отечественных и иностранных инвесторов открыты большие возможности для развития туризма, и я уверенно заявляю: в недалеком будущем регион станет весьма привлекательным для туристов. Кстати, их и сейчас немало.
- К нам в редакцию с жалобой на вашего заместителя г-на ДОСЫМБЕКОВА обратились жители Панфиловского района. Они сообщили, что государство начало субсидировать затраты на содержание маточного поголовья овец, но чиновники сельхозуправления заявили крестьянам, что денег нет. Получается, ваш заместитель обманул людей?
- Есть определенные правила и перечень документов, необходимых на получение субсидий. Мы не можем дать деньги по первой же просьбе, поймите. Специалисты этого управления проверяют документы, делают свои выводы и только потом направляют документы в казначейство для перечисления субсидий на счета крестьян. И эта процедура занимает 5-10 дней. Нужно понимать правильно: если мой заместитель сказал, что государство даст деньги, это вовсе не означает, что он тут же вынет их из кармана и даст крестьянам.
- Некоторые областные акиматы регулярно потрясают громкие коррупционные скандалы. А в Алматинской области в этом смысле заметно потише. Неужели ваши подчиненные - кристально чистые люди, которых невозможно соблазнить даже самой крупной взяткой?
- Қазақта айтады: бес саусак бiрдей емес (у казахов говорят: пять пальцев не одинаковые). С уверенностью могу сказать: у нас нет системной коррупции. Возможно, в этом заслуга руководителей областных структур, партийного контроля, правоохранительных органов, совета аксакалов. К сожалению, имеются отдельные факты вымогания денег и получения взятки. Тот, кто взял деньги, посчитал, что пронесет. Не пронесет! И я требую от силовиков самого тщательного и объективного расследования.
- Ансар Турсынханович, давайте обратимся к вашему прошлому. Итак, получив диплом, вы вернулись в аул. Но сразу стать бастыком не получилось, и вы пошли...
- … в санитары. Я рос у дедушки с бабушкой, дед работал сторожем откормочного цеха в девяти километрах от аула. В школу ходил пешком. Наша сторожка находилась недалеко от пути кочевья чабанов, и они часто ночевали у нас. Жаловались деду: главный зоотехник не приехал, директор совхоза не дал машину. Тогда я, школьник, говорил: “Ата, мен совхоз директоры болғанда, өзім жем мен шөпті сізге апарамын” (“Деда, когда я стану директором совхоза, лично буду возить вам сено и корма”). Атам айтатын: “Балам, прокурор, судья болсаңшы. үлкен кабинетте отырасың, таза киіммен жүресің” (“Сынок, иди в прокуроры или судьи. Будешь сидеть в большом кабинете, ходить в чистой одежде”). Но я пошел в ветеринарный институт. Начав с санитаров, вырос до главного врача района - по тем меркам совсем большой бастык (смеется)! Когда Куртинский район расформировали, назначили акимом села. Но директором совхоза я все же стал - спустя 15 лет после окончания института. Почти 5 лет проработал директором опытного хозяйства “Аксенгир”, откуда перешел на госслужбу. Мне нравилось, что с раннего детства наше поколение приучали к труду: на каникулах я стриг овец, косил траву и до крови натирал ладони, пока научился сдавать план. Платили нам тогда сущие копейки, но ценности в те годы были совсем другими...

- Вернемся в наши дни. Жители сел часто жалуются на поборы в школах, на аварийное состояние самих учебных заведений, на трехсменное обучение. Много денег вы выделяете на дороги, для нужд полиции и медиков. Выходит, учителя обделены вашим вниманием?

- Бюджет образования области в этом году превысил 104 миллиарда тенге. В регионе насчитывается 51 трехсменная школа и 10 аварийных. В 2016 году мы планируем полностью решить проблему аварийных школ, но уже в этом году на капитальный ремонт 43 школ выделено 5,6 миллиарда тенге, также ведется текущий ремонт в школах. Что же касается поборов в школах, я не раз поручал провести проверки - такие вопросы поступают и на мой блог. На сегодня ни один факт не подтвердился.
- В Талдыкоргане видел новую кумысхану - там свободных мест практически нет. Это тоже “прорывной” проект?
- В первую очередь это возрождение наших традиций и ознакомление туристов с национальным брендом. Каждую весну в каждом из 19 районов открываются такие заведения, много их и в аулах. Признаюсь, я люблю кумыс и часто в поездках останавливаюсь в аулах - попробовать. Вот вы знаете о том, что существует более 40 способов приготовления этого чудного напитка? Нет? Откровенно скажу: и я не знал. Представляете, какими продвинутыми были наши предки! Я всем рекомендую пить хороший кумыс.
- Жители Талгара жалуются на плохие дороги и водоснабжение. Действительно, за последние несколько лет акимы города меняются так быстро, что, видимо, не успевают решить проблемы талгарцев. У каскеленцев другие проблемы - нехватка игровых детских площадок.
- В прошлом году в Талгаре отремонтированы 13 улиц. В этом на средний ремонт еще 22 подана заявка на 508 миллионов тенге, и еще 475 миллионов нужны на ремонт дорог аулов Талгарского района. Во многих селах текущий ремонт завершен, средний еще проводится. Дороги ремонтируются не только из местного бюджета, но и в рамках программ “Дорожная карта занятости-2020” и “Развитие регионов”, финансируемых из республиканского бюджета, которые преимущественно направлены на обустройство игровых площадок и ремонт внутрипоселковых дорог. В Каскелене в прошлом году из областного бюджета выделено 80 миллионов тенге, восемь таких дворов уже облагорожены. В этом году выделено 50 миллионов тенге для детских площадок девяти многоквартирных домов поселка Жалпаксай.
- Пенсионеры села Узынагаш жалуются, что в социальных магазинах цены выше, чем на рынке. В частности, речь идет о ценах на яйца. А вот жители села Боралдай сетуют на некачественное медицинское обслуживание. Как это можете объяснить?
- В социальных магазинах Узынагаша цена куриного яйца составляет от 170 до 190 тенге за десяток - в зависимости от категории. И эти цены ниже рыночных. Акиматом области увеличена финансирование сфер здравоохранения до 71,8 миллиарда тенге. Построены 25 объектов, еще в 22 проведен капитальный ремонт. Более 1,5 миллиарда потрачено на оборудование для медиков и транспорт, открыты пять нейроинсультных отделений, филиал центра санавиации с двумя вертолетами. На республиканских трассах открыты пять травмпунктов, еще столько же медкомплексов работают на дорогах областного значения. Что касается Боралдая, в больнице три машины “скорой помощи”, куплен за 27,4 миллиона тенге рентгеноаппарат, и в больнице еще никому не отказывали в помощи. В 2013 году к нам пришли 116 медиков с дипломами, 75 специалистов мы направили в села, им выделено 32 квартиры и еще 46 участков для строительства собственного жилья. Словом, на сегодня во всех отраслях нами сделано немало, но я-то хорошо понимаю: нужно делать еще больше...
- Господин аким, в том же Панфиловском районе крестьяне бьют тревогу: получив хороший урожай кукурузы, многие фермеры не смогли сбыть продукцию, которая портится под открытым небом. Мы не раз писали об этом. Что-то изменилось?
- В прошлом году в этом районе выращено более 141 тысячи тонн кукурузы. В феврале этого года реализовано почти 95 тысяч тонн, еще 40 тысяч оставлены на корм для скота. Всего шесть тысяч тонн не было принято заводами - отказ они мотивировали тем, что при дополнительной сушке понесли бы сверхнормативные затраты, значительно повышающие себестоимость перерабатываемой продукции. Но мы тоже не сидим сложа руки: приняли меры по улучшению агротехники возделывания кукурузы, по совершенствованию методов хранения, доработки и первичный сушки урожая - думаю, проблема будет решена.
На сегодня дополнительно установлены три зерносушилки с объемом по 5 тонн в сутки.
- Скажите, как часто вас можно встретить на охоте или рыбалке? А может, есть и другие увлечения - скажем, спорт или верховая езда?
- Природу я люблю. Мне посчастливилось работать в благодатном крае Жетысу. Мне, как и всем, хочется больше времени уделять семье, детям и особенно внукам. Но даже на праздники это не всегда удается - пока люди отдыхают, мы работаем. С детства я неплохо играю в футбол - кандидат в мастера спорта. Очень нравится на хорошем коне проехать по степи, люблю покрутить педали велосипеда. Но после полученной в дорожной аварии травмы чувствую нагрузку на руку, и врачи рекомендуют пока воздержаться от активных видов спорта. По натуре я не охотник, больше по душе рыбалка. Знаете, часто хочется приехать в родной аул Казыбек бек, собрать друзей и выехать на речку с удочками. Поговорить с ними по душам, выключить мобильник, чай с аксакалами попить. Увы, нет лишнего времени. А может, это просто причина, которую мы выдумываем, полностью отдаваясь работе...

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы - Талдыкорган

Поделиться
Класснуть