6860

Скотское отношение

Вот уже много месяцев аграрная наука Казахстана вынужденно пребывает на подножном корму

Отечественная аграрная наука уже четвертый месяц находится на самообеспечении. Денег, которые Министерство сельского хозяйства выделяет ученым через АО “КазАгроИнновация”, в этом году на счетах НИИ не было до 20 апреля! Ситуация зашла так далеко, что научные работники готовы пойти на крайние меры - вплоть до акций протеста!

В прошлом году газета “Время” посвятила целую серию материалов, касающихся деятельности АО “КазАгроИнновация” (КАИ), компании, распределяющей деньги, которые государство выделило на аграрную науку. По итогам работы Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета были выявлены значительные нарушения в работе КАИ, о чем мы и написали. После этого нас обвинили в клевете, и свою правоту газета была вынуждена защищать в суде. Все процессы мы выиграли.
И вот сейчас правоту наших материалов подтвердили руководители сразу трех организаций, входящих в систему “КазАгроИнновации”, - заместитель директора НИИ экономики АПК и развития сельских территорий Владимир ГРИГОРУК (на снимке слева), директор НИИ животноводства и кормопроизводства Абдирахман ОМБАЕВ (на снимке справа) и директор НИИ ветеринарии Ахметжан СУЛТАНОВ (на нижнем снимке). Все трое - доктора наук, профессора, авторы многочисленных научных работ. И у всех одинаковые проблемы на работе: полное отсутствие финансирования. Они утверждают в один голос: так больше жить нельзя, “КазАгроИнновацию” пора ликвидировать!
- Уже прошла середина апреля, а ни один НИИ из системы “КазАгроИнновации” не получил еще ни тенге, - начал первым Владимир Григорук. - Выходит, что четыре месяца научно-исследовательские институты работают бесплатно, в долг. А это не только отсутствие заработной платы, это еще и невозможность ездить в командировки, проводить научные исследования за пределами лабораторий, некоторые коллеги даже не могут выезжать в хозяйства, где проводятся опыты. И каждый НИИ выкручивается как может. Зарплату платят из внебюджетных средств, сдаются помещения в аренду, идет поиск других источников финансирования. Наш институт, например, сэкономил часть средств, предоставленных нам в 2013 году, хотя это незаконно. И за счет этих денег наши работники живут. А причина таких проблем, как у нас, говорят, связана с большими долгами “КазАгроИнновации” перед налоговыми органами.
- Насколько я знаю, долги по налогам возникли из-за решения имущественных вопросов, - вступает в разговор Ахметжан Султанов. - Дело в том, что в 2007 году при создании “КазАгроИнновации” нам, всем НИИ, поменяли статус: мы перестали быть государственными учреждениями и превратились в ТОО. При этом имущество института было передано в “КазАгроИнновацию” по остаточной стоимости. А затем потихоньку стали выделять деньги на выкуп тех же зданий, но уже по рыночной цене. К примеру, здание, в котором располагается институт ветеринарии, по оценке КАИ, стоит в 2400 раз дороже, чем оно было продано акционерному обществу. А с разницы нужно платить налоги. В результате мы остались и без денег, и без статуса государственных организаций, и без социальных льгот, положенных госслужащим, и без собственного здания, и даже без истории. Нас лишили всего! Наш институт был основан в 1905 году. В следующем году мы должны отметить 110-летний юбилей. Это одно из старейших учреждений и в Алматы, и в стране. Однако по документам мы существуем лишь с 2007 года - после того как случилась реформа сельского хозяйства.
- В животноводстве научная работа ведется круглый год - мы ведь не зависим от смены времен года, - объясняет Абдирахман Омбаев. - То есть рабочий год начинается 1 января, а заканчивается 31 декабря. Но при этом весна “вылетает” у нас целиком каждый год. Знаете, я более 20 лет возглавляю НИИ животновдства, и до появления “КазАгроИнновации” у нас таких проблем не было. Даже в 90-е годы, когда государство переживало самые тяжелые времена, ученые оставались верны науке. Мы месяцами не получали заработную плату, но понимали, почему это происходит. Сейчас государство каждый год увеличивает расходы на аграрную науку, но эти деньги до нас доходят с большим опозданием, да и не все. Вот как создали КАИ в 2007 году, так и возросло финансирование, и то благодаря главе государства, к которому ученые обратились за поддержкой. Однако на деле получается, что научно-исследовательские институты по 3-4 месяца не финансируются вообще! Обычно мы получали первые деньги к 8 Марта. А в этом году их не дали даже на Наурыз. Вот теперь ждем к Дню Победы. Где еще есть такое?
Как же так получилось, что огромный пласт науки оказался полностью лишен финансирования? Об этом мы попросили рассказать известного ученого и политика, академика, лидера партии “Ауыл” Гани КАЛИЕВА.
- “КазАгроИнновация” работает с 2007 года, и все это время ученые испытывают проблемы, - соглашается политик. - Есть трудности с деньгами, есть недопонимание. Что такое КАИ? Это административная надстройка над наукой, которая забирает порядка 12 процентов всех средств, выделяемых государством научно-исследовательским институтам. Раздутый штат, огромные зарплаты. Директор департамента КАИ получает в два раза больше директора НИИ. При этом в КАИ работают преимущественно молодые ребята, которые ничего о сельском хозяйстве даже не знают. И зачастую они просто мешают работать! Страшная текучка руководителей - за 7 лет их уже было семеро! Результат такого “эффективного” управления - огромные штрафы со стороны налоговых структур. Более 850 миллионов тенге это АО должно заплатить после всех манипуляций с имуществом НИИ. Здания продавались-покупались, возник­ла задолженность. И сейчас есть опасения, что счета арестуют, и деньги, выделенные государством, вообще не дойдут до ученых до тех пор, пока не будет вынесено судебное решение. Конечно, в таком режиме наука нормально функционировать не может.
Так что же делать ученым? О неэффективности “КазАгроИнновации” говорят и они сами, и ряд гос­органов, но ничего не меняется. Неужели правительству все равно, как расходуются миллиарды тенге, которые должны приносить пользу?
- Я думаю, пришло время признать, что околонаучный эксперимент не удался, - считает Гани Калиев. - Отвечать за распределение государственных средств должен государственный орган! Поэтому наше предложение - создать в составе Министерства сельского хозяйства комитет по аграрной науке, который и будет отвечать за финансирование и контролировать работу НИИ. Во-вторых, необходимо создать национальный научный совет по аграрной науке, куда войдут лучшие ученые из нашей среды. А в-третьих, следует создать нацио­нальные сельскохозяйственные научно-образовательные центры, то есть объединить НИИ и учебные заведения, присоединив к ним опытные хозяйства и сельхозплощадки. Таким образом мы получим приток свежих сил в научную среду и передадим знания молодежи. В Казахстане есть три вуза, которые готовы к такому объединению. А КАИ надо просто ликвидировать как структуру, которая только мешает науке.
- Знаете, академик ВЕЛИХОВ в одной из своих статей написал, что наука - это не игра в прятки, - резюмирует директор института животноводства Абдирахман Омбаев. - А у нас получается, что “КазАгроИнновация” играет с нами. Руководство найти не можем, финансирования нет, с тематикой работы бардак. В результате страдает наука в целом. Пришло время что-то менять кардинально. Если в этом вопросе не наведут порядок, то ученые начнут предпринимать какие-то меры. Конечно, на митинги мы выходить не станем, но коллективные обращения готовы подписать уже сейчас.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Комментарий в тему

Гульмира ИСАЕВА, вице-министр сельского хозяйства:
- Согласно программе “Прикладные научные исследования в области АПК”, из бюджетных средств выделено изначально на 2014 год 3,2 миллиарда тенге. Вместе с тем Министерство сельского хозяйства получило дополнительно 1,4 миллиарда тенге для НИИ, входящих в состав “КазАгроИнновации”, для завершения трехлетней программы и чтобы усилить эффект от этих программ. Таким образом, общая сумма финансирования на 2014 год составила 4,6 миллиарда тенге. Поэтому потребовалось время, чтобы внес­ти изменения в календарные планы каждого НИИ. То есть изменения серьезные - менялись каждая подпрограмма, каждое мероприятие. Эта работа завершена, договор с “КазАгроИнновацией” подписан, деньги направлены. Сейчас “Каз­АгроИнновация” заключает договоры с НИИ и переводит им деньги. Таким образом, каждый ученый получит увеличенный объем финансирования по тем программам и мероприятиям, которыми они заняты. Есть определенные процедуры, которые требуют изменений в календарных планах.
- Правда ли, что АО “КазАгроИнновация” имеет многомиллионую задолженность перед налоговыми органами, что и задерживает финансирование НИИ?
- Да, такая задолженность существует. Мы считаем, что эта сумма была начислена неправильно, и мы опротестовали ее в суде. Но эти налоговые трудности никак с задержкой финансирования не связаны.

Поделиться
Класснуть