5660

Кашаган: ужас без конца?..

Уходящая неделя в Казахстане прошла под знаком каспийского Кашагана - пожалуй, даже минувшей осенью, когда с крупнейшего в мире месторождения пошла первая нефть, о нем не говорили так много, как в эти дни. В начале недели ставший проблемным нефтеносный проект обсуждали в парламенте, а в четверг за закрытыми дверями с иностранными участниками проекта “Кашаган” встречались члены правительства. И хотя широкой общественности о результатах совещания не доложили, ясно одно: случилось страшное, если не сказать худшее. Кашаган “заглох”, нефть не течет по его новеньким трубам. Уже высказываются версии, что новый старт безумно дорогого и невероятно амбициозного проекта будет отложен еще на пару лет. Кому от этого будет... лучше, попытался выяснить наш корреспондент.

Мало кто понимает, что представляет собой проект “Кашаган”. Десятки островов, сотни скважин, техника на миллиарды долларов. Если все прогнозы специалистов оправдаются, доходы от каспийской нефти помогут улучшить положение всех казахстанцев, твердят чиновники и эксперты - будут расти пенсии и зарплаты, а может, даже вернут полноценные декретные выплаты! Однако все это произойдет не сразу - потребуется значительное время после старта добычи. Но достать энергоресурсы со дна морского пока не получается. Почему? Это могут сказать только руководители консорциума North Caspian Operating Company, который разрабатывает месторождение. Но они, как и наши чиновники, хранят молчание.
Вот и появляются различные версии, из-за чего был остановлен перегон углеводородов. Как выяснили наши коллеги из атырауской газеты “Ак Жайык”, всему виной - плохой или бракованный трубопровод. По версии журналистов, сославшихся на анонимный источник, поставили и уложили то ли совсем не те, “слабенькие”, то ли некачественные трубы две компании - итальянская Saipem и отечественная “ЕРСАЙ Каспиан Контрактор”. Вторая фирма, по данным издания, в числе своих учредителей имеет двух казахстанских министров: окружающей среды и водных ресурсов Нурлана КАППАРОВА и экономики и бюджетного планирования Ерболата ДОСАЕВА. То есть, получается, два действующих члена правительства в некотором роде приложили руку к остановке Кашагана? Правда, компания “ЕРСАЙ” распространила официальное заявление, что никогда не поставляла трубы и тем более не укладывала их на месторождении Кашаган. Более того, ее сотрудники пообещали, что постараются всячески помочь выяснить, по какой же причине остановились все работы на Каспии.
Действительно ли все так плохо с трубопроводом? И можно ли это как-то проверить?
- Место, где проложен трубопровод, нелюдимое, трубы прокладывали в обход населенных пунктов, - говорит атырауский эколог, председатель НПО “Глобус” Галина ЧЕРНОВА. - Чтобы понять, что там с трубами, нужно их раскопать и исследовать. А северо-восточный Каспий не располагает к пешим или автомобильным прогулкам - там болота, реки, мелководье, камыши. Поэтому никто сегодня вам точно ничего не скажет. Но в нашей области действительно муссируются слухи, что именно трубы всему виной. Но я считаю, что трубы - это 1/16 айсберга всех проблем. Например, мы уже видим, что там гибнет рыба, птицы, животные Прикаспия. Есть и геополитическая подоплека: статус моря до сих пор не утвержден, международные конвенции здесь не работают. Так что я не удивлюсь, если на самом деле причина остановки проекта кроется в чем-то другом, а трубы - всего лишь повод.
Гадать на этот счет, строить версии и прогнозы можно сколько угодно, легко “подключив” к этому российско-украинско-западный кризис. Но однозначно уже понятно, что остановка Кашагана ударит по карману страны. Сколько денег недосчитается госказна, знает экономист Олег ЕГОРОВ.
- По планам консорциума, в 2014 году на Кашагане собирались добыть 3 миллиона тонн нефти, - объясняет доктор экономических наук. - При нынешних ценах на нефть это дало бы бюджету более одного миллиарда долларов в виде налогов - внушительная сумма с точки зрения любого государства. А если бы наш бюджет получил эти средства, то не пришлось бы выводить из Нацфонда триллион тенге на поддержку экономики. И важно понимать, что остановка добычи никому не выгодна совершенно. Получается, с 2005 года Кашаган не может дать первую нефть. Почти десять лет - это очень много. И если проблема действительно в трубопроводе, то его постараются заменить как можно быстрее. Я думаю, в течение года все трудности будут решены.
Раздражение - вот что испытывает руководство страны, когда с Каспия приходят очередные пессимистические новости, уверен другой экономист - Магбат СПАНОВ. И дело, по его мнению, не только в том, что нет новых поступлений в бюджет. Просто даже из-за временной отсрочки приходится вносить серьезные коррективы в работу правительства.
- Первые доходы от Кашагана были запланированы в бюджеты этого года и последующих двух лет - в так называемом трехлетнем бюджете, - поясняет эксперт. - Да, при добыче 2-3 миллионов тонн это не самые большие деньги, но тем не менее на них рассчитывали, под них задумывали какие-то госпрограммы. Теперь же все документы придется переделывать. Ведь когда начнут поступать деньги, никто не знает. Кроме того, пауза в разработке месторождения - это недополученные налоги, не созданные рабочие места, ухудшение бизнес-климата и так далее. Одним словом, когда консорциум обещал запустить проект осенью 2014 года, все думали, что наконец-то это произойдет. Сейчас возникают какие-то новые обстоятельства, которые мешают работе. И вполне логично, что такая ситуация не вызывает у руководства страны положительных эмоций. Боюсь, к нашему случаю применимо выражение “ужас без конца”.
На самом деле “Кашаган” - уникальный проект, невероятно сложный. Быть может, консорциум сейчас перестраховывается или делает все возможное, чтобы минимизировать риски, поэтому и возникла пауза. Я думаю, что нефть пойдет с Кашагана гораздо раньше 2016 года, - заключил Спанов.
Однако можно предположить и другое: чем больше затягивается старт добычи, тем выгоднее... консорциуму. Еще летом прошлого года известный финансист, бывший зампред национального фонда “Самрук-Ка­зына” Айдан КАРИБЖАНОВ на своей странице в Фейсбуке объяснил, как работает соглашение о разделе продукции в рамках “Кашагана”:
- Если государство плохо конт­ролирует расходы инвестора, то сам инвестор сознательно начинает их раздувать. Увеличение сметы только удлинит тот период, в течение которого доля инвестора в разделе нефти будет велика. Это для инвестора идеальная ситуация - когда в течение всего срока проекта добываемая нефть идет на компенсацию его расходов, а доля государства находится на уровне 10-20%. В конце 1990-х и начале 2000-х государство эти расходы контролировало плохо. В последние годы научилось контролировать лучше, но все равно плохо. В результате смета Кашагана выросла с $30 млрд. до $130 млрд., и это не предел. То есть инвесторы вывезут нефти на $100 млрд. больше, чем полагали 15 лет назад.
К сожалению, когда готовился этот материал, Айдан Табониязович не захотел комментировать последние события вокруг Кашагана. Однако и того, что он сообщил в прошлом году, вполне достаточно для понимания ситуации. Сейчас вся будущая кашаганская нефть принадлежит нескольким компаниям - тем, кто финансирует проект. И когда добытые углеводороды потекут по трубам, прибыль от продажи будет делиться честно: бОльшая часть пойдет на погашение расходов - то есть в доход консорциума.
Так, может быть, дело действительно вовсе не в трубах?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта www.m-astana.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть