Генеральская сдача
Коррупционные скандалы гремят в Министерстве обороны с завидной регулярностью. Только с января 2013 года по февраль 2014-го спецслужбами были задержаны три генерала, занимавших высокие должности в военном ведомстве. Что случилось с казахстанской армией? Об этом в интервью газете “Время” рассуждает генерал-майор в отставке Махмут ТЕЛЕГУСОВ (на снимке).
- Буквально на прошлой неделе был задержан уже третий за год высокопоставленный чиновник Министерства обороны. На этот раз спецслужбы доложили об аресте генерал-майора Багдата МАЙКЕЕВА, замминистра обороны. Для вас эта новость стала неожиданностью?
- Никто не думал, что генерал Майкеев так быстро окажется под колпаком у спецслужб - слишком крутые у него были покровители. Давайте начнем с того, что Багдат Майкеев - не кадровый военный, а сотрудник полиции. Проще говоря, он посторонний человек в армии. Необходимо еще разобраться, почему сотрудник МВД, не имеющий ни военного образования, ни соответствующей военно-учетной специальности, никогда не командовавший даже ротой или батальоном, вдруг оказался заместителем министра обороны! Кто рекомендовал? Кто ходатайствовал перед Верховным главнокомандующим?
Причем он был не просто одним из замминистра, а начальником Главного управления материально-технического обеспечения (ГУМТО). Главная цель ГУМТО - это эффективная реализация программы развития Вооруженных сил до 2015 года и содействие перевооружению армии. Тендеры - это второстепенная задача. Но фактически ГУМТО контролирует все закупки министерства, этим и ценна должность начальника управления.
Система такова: из частей поступают запросы на приобретение той или иной техники. Специалисты определяют, есть ли в этом необходимость. Соответственно, руководить этим управлением должен человек, служивший в армии, который разбирается в специфике работы. А генерал Майкеев пришел из правоохранительной системы, где совсем другие требования и реалии. И уже никого не удивляет, что у нас начался такой бардак с вооружением. К примеру, много лет перед армией стоит задача обеспечить охрану воздушного пространства, то есть выстроить собственную систему противовоздушной обороны страны. Для этого необходимо было еще в 2009 году приобрести 10 дивизионов С-300 с командным пунктом. В общей сложности это 120 зенитно-ракетных установок, которые бы создали надежный щит и закрыли бы важнейшие военные и государственные объекты. По документам у нас есть соответствующая техника, вот только она не работает! Получается, мы долгие годы не можем самостоятельно закрыть небо над Казахстаном. В результате доходит до того, что мы вынуждены принять предложение России о создании региональной и совместимой системы ПВО, и после этого Москва дарит нам 5 дивизионов С-300 совершенно бесплатно. А ведь государство, не способное защитить свои воздушные рубежи, может быть легко атаковано даже со своей территории. Пример - 11 сентября, когда захваченные самолеты ударили по Пентагону и ряду других объектов.
- Если я не ошибаюсь, как раз за махинации с системой ПВО был осужден генерал-майор Аскар БУЛЬДЕШЕВ…
- Если быть до конца точным, Бульдешев получил срок не за коррупционную статью, а за превышение полномочий. Я изучал материалы суда и знаю, о чем идет речь. Генерал обнаружил, что зенитно-ракетные комплексы С-300, купленные на Украине и находящиеся на нашем вооружении, не соответствуют требованиям несения боевого дежурства. Он написал несколько рапортов на имя вице-министра Талгата ЖАНЖУМЕНОВА с просьбой разобраться в вопросе поставок запасных изделий и принадлежностей (ЗИПов) для С-300. Дело в том, что в 2009 и 2011 годах их поставляли после проведения конкурсов, и оба раза подрядчики не выполнили свои обязательства. В результате ЗИПы оказались контрафактные, неисправные. Поэтому было решено закупить их через поставщика, которого выбирала независимая конкурсная комиссия ГУМТО. Она, кстати, не подчинялась Бульдешеву. В итоге из 12 поставленных ЗИПов четыре оказались неисправными, а обвинили в этом Бульдешева - якобы он надавил на членов комиссии, чтобы заключить договор с конкретным поставщиком. Генерал-майора задержали и осудили. На мой взгляд, в этом деле не разобрались до конца. Если среди ЗИПов имеются неисправности, то определяется время их замены согласно заключенному договору. А если нарушается какой-то из пунктов соглашения, то вопрос надо решать в гражданском суде, а не сажать сразу и поставщика, и заказчика. Лоббировать чьи-то интересы Бульдешев просто не мог. Знаете, в этой истории много деталей, которые говорят в его пользу, но, по моему мнению, на суде были восприняты как доказательство вины. Например, когда комиссия отказалась принимать ЗИПы, он сделал это лично и поставил свою подпись в акте приема-передачи. Говорят, что это превышение полномочий. Но именно он был ответственен за исполнение приказа, поэтому и принимал ЗИПы сам. Вообще у меня ощущение, что Бульдешев просто помешал чьей-то фирме выполнить этот заказ, за что и поплатился. По крайней мере, выглядит все это как наказание за чрезмерную активность и стремление восстановить боеготовность стратегических вооружений.
- Технику нужно не только закупать, но и ремонтировать. А кому достанется выгодный заказ, также решают офицеры Министерства обороны. Ведь именно за это был осужден генерал-майор Алмаз АСЕНОВ?
- Если человека взяли с поличным, то здесь уже никакие другие доказательства не нужны. Хотя не думаю, что решение о размещении ремонтных заказов принимал сам Асенов. Мне кажется, он был простым посредником и деньги предназначались кому-то повыше. Поэтому нужно рассматривать не отдельно каждого генерала, а все Министерство обороны в целом. К сожалению, с годами коррупция в Вооруженных силах приобрела системный характер. В армии это явление появилось после принятия закона о госзакупках в 2002 году. Закон заставил защитников отечества заниматься коммерцией, хотя основная задача офицеров - укреплять боеспособность государства и готовиться к войне. Но фактически полковники и генералы стали бизнесменами. Некоторым оборотням в погонах очень понравилось, что теперь огромные суммы денег проходят через них и можно немного отщипнуть себе. Появились целые банды, где есть руководители, исполнители, финансисты. Я их называю отдельные полковничье-генеральские группы, сокращенно ОПГГ. Вот Асенов, на мой взгляд, рядовой исполнитель, хоть и генерал по званию. Если сам пошел за деньгами, то его использовали как мелкую пешку.
- И как чаще всего действуют ОПГГ?
- Поначалу они просто распродавали армейское имущество. К примеру, земли, на которых находились военные подразделения. За несколько лет передали в частную собственность военные санатории, здания, объекты и земельные участки Министерства обороны. Помню, был большой скандал, когда чуть не ушел с молотка Дом офицеров возле парка 28 панфиловцев в Алматы. Пока по этому поводу не поднялся шум, ОПГГ активно зарабатывали. Сейчас, правда, такие сделки случаются редко - общественность открыто выступает против таких схем.
- Когда начались первые хитрые сделки с тендерами?
- Где-то с 2005 года, когда Министерство обороны получило действительно хороший бюджет, больше денег выделяли на боеготовность войск. Но на деле при закупках военной техники брали все, что угодно, лишь бы был откат. Поэтому и набирали все подряд - одна партия БТР из Турции, вторая - из Франции, третья - с Украины, четвертая - из России. А как солдатам и офицерам этим всем управлять, никого не интересовало. 20 процентов отдавали назад при закупках военной техники, 30 процентов откатывали при строительстве различных объектов - например, жилых городков для семей военнослужащих. Когда я впервые столкнулся с такой практикой, то немедленно доложил об этом министру обороны Мухтару АЛТЫНБАЕВУ. Причем указал в рапорте конкретные фамилии. Было это в 2005 году, а уже 16 января 2006 года меня уволили в запас по состоянию здоровья. Так торопились, что убрали первым же приказом. Но я не собирался мириться с коррупцией в армейской среде, даже оказавшись на пенсии.
- Это правда, что вы приложили руку к увольнениям нескольких высокопоставленных офицеров в 2009-2010 годах?
- В 2008 году меня пригласили поработать в Счетный комитет, который тогда проводил проверку законности использования средств Министерства обороны. Я считаю, что привлечение специалистов - самый правильный путь. В результате Счетному комитету удалось выявить неэффективное использование 50 миллиардов тенге. С этими документами я зашел к министру обороны Даниалу АХМЕТОВУ. Помню, что тогда было несколько явных нарушений - на балансе стояли приобретенные на Украине неработающие системы ПВО С-300 1986 года выпуска, по завышенным ценам закупили парашюты и 10 300 охотничьих прицелов, а неисправные БТР проходили по бумагам как техника в идеальном состоянии. Многое тогда всплыло. Я предложил Даниалу Кенжетаевичу провести коллегию министерства, чтобы там разобрать все факты. Я считал, что Халық Қаһарманы генерал армии Мухтар Алтынбаев и как минимум два генерала - Кажимурат МАЕРМАНОВ и Мурат МАЙКЕЕВ - должны были подать в отставку. К сожалению, коллегию в итоге не провели, а мне пришлось написать рапорт президенту, и только после этого началась проверка всех фактов. В итоге генерал-лейтенант Маерманов был осужден на 11 лет, а вот Мурату Майкееву удалось уйти от ответственности. В тюрьму сел его заместитель Артур БАЛАБАНОВ, его осудили на 7 лет. Вообще уголовных дел было много, мне приходили бумаги из разных ведомств, сообщали, как идут расследования. Но попались в основном исполнители. Организаторы в итоге остались не просто на свободе, а на своих должностях. Они, кстати, активно помогали тем, кто оказался под следствием - не только нанимали хороших адвокатов, но и пытались решить вопрос с представителями правоохранительных органов.
- Так все-таки реально ли сломать коррупционную систему в Вооруженных силах?
- Для этого необходима политическая воля наших руководителей. Во-первых, следует создать независимую инспекцию при президенте РК, состоящую из генералов. Даже находясь на пенсии, мы знаем, как функционируют Вооруженные силы, и готовы помочь с проведением тщательной проверки не только в Министерстве обороны, но и во всех силовых структурах. Во-вторых, наше республиканское общественное объединение “Совет генералов” предлагало собрать независимых экспертов в Счетном комитете, чтобы они работали на постоянной основе. В-третьих, мы не раз говорили, что офицеры не должны заниматься госзакупками - следует отдать эти функции правительству. И, естественно, следует прислушаться к совету Маргарет ТЭТЧЕР, которая давным-давно сказала: “Поставьте в руководство честных людей, и они подберут себе подобных”.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото из семейного архива Махмута ТЕЛЕГУСОВА, Алматы