16839

Генеральская сдача

Коррупционные скандалы гремят в Министерстве обороны с завидной регулярностью. Только с января 2013 года по февраль 2014-го спецслужбами были задержаны три генерала, занимавших высокие должности  в  военном ведомстве. Что случилось с казахстанской армией? Об этом в интервью газете “Время” рассуждает генерал-майор в отставке Махмут ТЕЛЕГУСОВ (на снимке).

- Буквально на прошлой неделе был задержан уже третий за год высокопоставленный чиновник Министерства обороны. На этот раз спецслужбы доложили об аресте генерал-майора Багдата МАЙКЕЕВА, замминистра обороны. Для вас эта новость стала неожиданностью?
- Никто не думал, что генерал Майкеев так быстро окажется под колпаком у спецслужб - слишком крутые у него были покровители. Давайте начнем с того, что Багдат Майкеев - не кадровый военный, а сотрудник полиции. Проще говоря, он посторонний человек в армии. Необходимо еще разобраться, почему сотрудник МВД, не имеющий ни военного образования, ни соответствующей военно-учетной специальности, никогда не командовавший даже ротой или батальоном, вдруг оказался заместителем министра обороны! Кто рекомендовал? Кто ходатайствовал перед Верховным главнокомандующим?
Причем он был не просто одним из замминистра, а начальником Главного управления материально-технического обеспечения (ГУМТО). Главная цель ГУМТО - это эффективная реализация программы развития Вооруженных сил до 2015 года и содействие перево­оружению армии. Тендеры - это второстепенная задача. Но фактически ГУМТО контролирует все закупки министерства, этим и ценна должность начальника управления.
Система такова: из частей поступают запросы на приобретение той или иной техники. Специалисты определяют, есть ли в этом необходимость. Соответственно, руководить этим управлением должен человек, служивший в армии, который разбирается в специфике работы. А генерал Майкеев пришел из правоохранительной системы, где совсем другие требования и реалии. И уже никого не удивляет, что у нас начался такой бардак с вооружением. К примеру, много лет перед армией стоит задача обеспечить охрану воздушного пространства, то есть выстроить собственную систему противовоздушной обороны страны. Для этого необходимо было еще в 2009 году приобрести 10 дивизионов С-300 с командным пунктом. В общей сложности это 120 зенитно-ракетных установок, которые бы создали надежный щит и закрыли бы важнейшие военные и государственные объекты. По документам у нас есть соответствующая техника, вот только она не работает! Получается, мы долгие годы не можем самостоятельно закрыть небо над Казахстаном. В результате доходит до того, что мы вынуждены принять предложение России о создании региональной и совместимой системы ПВО, и после этого Москва дарит нам 5 дивизионов С-300 совершенно бесплатно. А ведь государство, не способное защитить свои воздушные рубежи, может быть легко атаковано даже со своей территории. Пример - 11 сентября, когда захваченные самолеты ударили по Пентагону и ряду других объектов.
- Если я не ошибаюсь, как раз за махинации с системой ПВО был осужден генерал-майор Аскар БУЛЬДЕШЕВ…
- Если быть до конца точным, Бульдешев получил срок не за коррупционную статью, а за превышение полномочий. Я изучал материалы суда и знаю, о чем идет речь. Генерал обнаружил, что зенитно-ракетные комплексы С-300, купленные на Украине и находящиеся на нашем вооружении, не соответствуют требованиям несения боевого дежурства. Он написал несколько рапортов на имя вице-министра Талгата ЖАНЖУМЕНОВА с просьбой разобраться в вопросе поставок запасных изделий и принадлежностей (ЗИПов) для С-300. Дело в том, что в 2009 и 2011 годах их поставляли после проведения конкурсов, и оба раза подрядчики не выполнили свои обязательства. В результате ЗИПы оказались контрафактные, неисправные. Поэтому было решено закупить их через поставщика, которого выбирала независимая конкурсная комиссия ГУМТО. Она, кстати, не подчинялась Бульдешеву. В итоге из 12 поставленных ЗИПов четыре оказались неисправными, а обвинили в этом Бульдешева - якобы он надавил на членов комиссии, чтобы заключить договор с конкретным поставщиком. Генерал-майора задержали и осудили. На мой взгляд, в этом деле не разобрались до конца. Если среди ЗИПов имеются неисправности, то определяется время их замены согласно заключенному договору. А если нарушается какой-то из пунктов соглашения, то вопрос надо решать в гражданском суде, а не сажать сразу и поставщика, и заказчика. Лоббировать чьи-то интересы Бульдешев просто не мог. Знаете, в этой истории много деталей, которые говорят в его пользу, но, по моему мнению, на суде были восприняты как доказательство вины. Например, когда комиссия отказалась принимать ЗИПы, он сделал это лично и поставил свою подпись в акте приема-передачи. Говорят, что это превышение полномочий. Но именно он был ответственен за исполнение приказа, поэтому и принимал ЗИПы сам. Вообще у меня ощущение, что Бульдешев просто помешал чьей-то фирме выполнить этот заказ, за что и поплатился. По крайней мере, выглядит все это как наказание за чрезмерную активность и стремление восстановить боеготовность стратегических вооружений.
- Технику нужно не только закупать, но и ремонтировать. А кому достанется выгодный заказ, также решают офицеры Министерства обороны. Ведь именно за это был осужден генерал-майор Алмаз АСЕНОВ?
- Если человека взяли с поличным, то здесь уже никакие другие доказательства не нужны. Хотя не думаю, что решение о размещении ремонтных заказов принимал сам Асенов. Мне кажется, он был простым посредником и деньги предназначались кому-то повыше. Поэтому нужно рассматривать не отдельно каждого генерала, а все Министерство обороны в целом. К сожалению, с годами коррупция в Вооруженных силах приобрела системный характер. В армии это явление появилось после принятия закона о госзакупках в 2002 году. Закон заставил защитников отечества заниматься коммерцией, хотя основная задача офицеров - укреплять боеспособность государства и готовиться к войне. Но фактически полковники и генералы стали бизнесменами. Некоторым оборотням в погонах очень понравилось, что теперь огромные суммы денег проходят через них и можно немного отщипнуть себе. Появились целые банды, где есть руководители, исполнители, финансисты. Я их называю отдельные полковничье-генеральские группы, сокращенно ОПГГ. Вот Асенов, на мой взгляд, рядовой исполнитель, хоть и генерал по званию. Если сам пошел за деньгами, то его использовали как мелкую пешку.
- И как чаще всего действуют ОПГГ?
- Поначалу они просто распродавали армейское имущество. К примеру, земли, на которых находились военные подразделения. За несколько лет передали в частную собственность военные санатории, здания, объекты и земельные участки Министерства обороны. Помню, был большой скандал, когда чуть не ушел с молотка Дом офицеров возле парка 28 панфиловцев в Алматы. Пока по этому поводу не поднялся шум, ОПГГ активно зарабатывали. Сейчас, правда, такие сделки случаются редко - общественность открыто выступает против таких схем.
- Когда начались первые хит­рые сделки с тендерами?
- Где-то с 2005 года, когда Министерство обороны получило действительно хороший бюджет, больше денег выделяли на боеготовность войск. Но на деле при закупках воен­ной техники брали все, что угодно, лишь бы был откат. Поэтому и набирали все подряд - одна партия БТР из Турции, вторая - из Франции, третья - с Украины, четвертая - из России. А как солдатам и офицерам этим всем управлять, никого не интересовало. 20 процентов отдавали назад при закупках военной техники, 30 процентов откатывали при строительстве различных объек­тов - например, жилых городков для семей военнослужащих. Когда я впервые столкнулся с такой практикой, то немедленно доложил об этом министру обороны Мухтару АЛТЫНБАЕВУ. Причем указал в рапорте конкретные фамилии. Было это в 2005 году, а уже 16 января 2006 года меня уволили в запас по состоянию здоровья. Так торопились, что убрали первым же приказом. Но я не собирался мириться с коррупцией в армейской среде, даже оказавшись на пенсии.
- Это правда, что вы приложили руку к увольнениям нескольких высокопоставленных офицеров в 2009-2010 годах?
- В 2008 году меня пригласили поработать в Счетный комитет, который тогда проводил проверку законности использования средств Министерства обороны. Я считаю, что привлечение специалистов - самый правильный путь. В результате Счетному комитету удалось выявить неэффективное использование 50 миллиардов тенге. С этими документами я зашел к министру обороны Даниалу АХМЕТОВУ. Помню, что тогда было несколько явных нарушений - на балансе стояли приобретенные на Украине неработающие системы ПВО С-300 1986 года выпуска, по завышенным ценам закупили парашюты и 10 300 охотничьих прицелов, а неисправные БТР проходили по бумагам как техника в идеальном состоянии. Многое тогда всплыло. Я предложил Даниалу Кенжетаевичу провести коллегию министерства, чтобы там разобрать все факты. Я считал, что Халық Қаһарманы генерал армии Мухтар Алтынбаев и как минимум два генерала - Кажимурат МАЕРМАНОВ и Мурат МАЙКЕЕВ - должны были подать в отставку. К сожалению, коллегию в итоге не провели, а мне пришлось написать рапорт президенту, и только после этого началась проверка всех фактов. В итоге генерал-лейтенант Маерманов был осужден на 11 лет, а вот Мурату Майкееву удалось уйти от ответственности. В тюрьму сел его заместитель Артур БАЛАБАНОВ, его осудили на 7 лет. Вообще уголовных дел было много, мне приходили бумаги из разных ведомств, сообщали, как идут расследования. Но попались в основном исполнители. Организаторы в итоге остались не просто на свободе, а на своих должностях. Они, кстати, активно помогали тем, кто оказался под следствием - не только нанимали хороших адвокатов, но и пытались решить вопрос с представителями правоохранительных органов.
- Так все-таки реально ли сломать коррупционную систему в Вооруженных силах?
- Для этого необходима политическая воля наших руководителей. Во-первых, следует создать независимую инспекцию при президенте РК, состоящую из генералов. Даже находясь на пенсии, мы знаем, как функционируют Вооруженные силы, и готовы помочь с проведением тщательной проверки не только в Министерстве обороны, но и во всех силовых структурах. Во-вторых, наше республиканское общественное объединение “Совет генералов” предлагало собрать независимых экспертов в Счетном комитете, чтобы они работали на постоянной основе. В-третьих, мы не раз говорили, что офицеры не должны заниматься госзакупками - следует отдать эти функции правительству. И, естественно, следует прислушаться к совету Маргарет ТЭТЧЕР, которая давным-давно сказала: “Поставьте в руководство честных людей, и они подберут себе подобных”.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото из семейного архива Махмута ТЕЛЕГУСОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть