Как разорвать “братский круг”?
Премьер поручил срочно разработать единый закон о госзакупках. На это историческое решение наложились два обстоятельства.
Во-первых, с этого года рынок госзакупок во всем Таможенном союзе стал общим. Теперь белорусы могут претендовать на участие в тендерах в России и Казахстане, казахи и россияне, соответственно, везде.
Во-вторых, правительство уже давно пытается централизовать наш собственный процесс - вместо тендерных комиссий уровня министерств и нацкомпаний создать единую закупочную структуру.
И то сказать, из рассказов о договорных тендерах и тендерных распилах можно смело составлять новое “Сокровенное сказание”. И с этим, согласитесь, что-то надо делать.
Тем более что цена вопроса поистине громадна. Рынок госзакупок в Казахстане - более 8 миллиардов долларов в год, общий же с Россией и Белоруссией - под 200 миллиардов. Короче, если откинуть магазинчики, СТО и парикмахерские, то именно с этих самых тендеров и кормится едва ли не весь малый-средний бизнес.
Впрочем, это не совсем так: сами тендеры и есть очень немалый бизнес, в котором, собственно, исполнителям госзаказа достается хорошо если четверть финансирования. До половины сейчас сразу заряжается как условие выигрыша тендера, а “выигравший” - он потом уже сам ищет, кто бы ему его заказ выполнил.
“Неужели с этим ничего не поделать?” - спросите вы.
Отвечая на этот вопрос, приведу несколько соображений.
Во-первых, зря поторопились с допуском россиян и белорусов: наверняка это они станут больше отщипывать от наших 8 миллиардов, чем мы от их 200. А ведь госзакупки - это не просто рынок, это еще и бюджетная поддержка нужных государству производителей. Выходит, ни общей налоговой, ни бюджетной системы нет, а деньги казахстанских налогоплательщиков пойдут на стимулирование пусть и братских, но чужих экономик.
Во-вторых (и тогда отпадет и во-первых), надо ликвидировать договорные тендеры очень простым способом - отказаться от них вообще. Не от всех, а от тех, где конкуренция заведомо выдуманная. К примеру, заказывают те же нацкомпании проектные или научно-исследовательские работы, разные там форсайты, а специалистов-то в стране, всего не более десятка. Так вот и привлекайте их не через какую-нибудь подставную ТООшку, а напрямую - создавая целевую творческую группу. Тендер по индивидуальному набору в эту группу, кстати, будет в самый раз.
Сейчас же руководители нацкомпаний, или министерств, или акиматов, может быть, и хотели бы купить услуги-товары у уже известных лучших исполнителей, но боятся подставиться - удобнее спрятаться за формальным тендером. А где формализм и обезличка - там и пресловутые распилы.
А в-третьих, подстраховать персональную ответственность при выборе исполнителей госзаказа можно тоже очень простым способом: обязательным участием в принятии решений представителей “другой стороны” и просто “чужаков”.
В первую очередь это относится к Нацпалате предпринимателей, членство в которой ныне стало обязательным. А что в ответ должны получать “обязательные члены”, чтобы НПП не превратилась окончательно в “министерство предпринимательства”? Вот пусть посланцы предпринимателей - прямо по профилям деятельности - и заседают в комиссиях по госзакупкам, объясняясь потом за свой выбор.
И, кстати, представители от партий и профсоюзов там тоже не помешали бы.
Пётр СВОИК, Алматы